Monday, June 25, 2007

Стив Павлина: Почему веган? / Why Vegan? (часть 1)


Меня многие спрашивали, почему я придерживаюсь веганской диеты, так что мне давно надо было написать на эту тему. Но прежде, чем начать, позвольте мне сказать, что я не буду пытаться сделать из вас приверженцев веганства.

Да, многие веганы счастливы тем, что изменили свою диету. Для меня это - личный выбор образа жизни, не религия. В любом случае, я заметил, что люди становятся строгими вегетарианцами (веганами), когда они к этому готовы, а не когда их бомбардируют статистикой о здоровье. Как в пословице: «Человек, убежденный против желания, все еще остается при своем мнении» (A man convinced against his will is of the same opinion still).

Так что считайте эту статью отчетом посвященного лица о пути к диете вегана - а не  риторикой, толкающей к новой вере.

Становясь вегетарианцем / Going Vegetarian

Питаясь всю предыдущую жизнь продуктами животного происхождения, в начале 1990-х я, будучи новичком, интересующимся личным развитием, начал читать книги о здоровье. Моими первыми изменениями стали переход на обезжиренную диету и регулярные физические упражнения. Я переключился с обезжиренного на снятое молоко, полюбил постное мясо и уменьшил количество продуктов с высоким содержанием жиров, такие как сыр и масло. Я также снизил потребление сахара, перейдя с обычной содовой на диетическую.

Основным физическим упражнением я выбрал бег и пробегал около 25 минут в день, иногда дольше. В общем, я бы сказал, состояние здоровья было хорошее – никаких серьезных проблем или заболеваний. Я никогда в жизни не курил и, за исключением редких случаев, избегал алкоголя.

Наконец, после чтения о ней в книге о правильном питании, я заинтересовался вегетарианской диетой. Я прочитал, что вегетарианцы живут дольше, нуждаются в меньшем количестве сна и риск заболевания раком или болезнью сердца у них ниже. Это казалось привлекательным, но на самом деле я не собирался быть вегетарианцем до конца жизни.
Я полагал, что это слишком экстремально и, скорее всего, не так уж необходимо. Когда я был подростком, у меня был приятель-вегетарианец – тощий индейский парень - меня забавляло, что он никогда не ел пиццу паперони. Но он действительно был здоровым и умным.

В июне 1993 года мое любопытство взяло верх, и я решил пробовать стать lacto-ovo вегетарианцем в течение 30 дней – просто для того, чтобы посмотреть, каково это (никакой плоти животных, но допускаются молокопродукты и яйца). По крайней мере, я буду знать наверняка и покончу с этим. Я часто измененял привычки, и мне уже было известно, что всё новое снаружи всегда выглядит иначе, чем когда посмотришь изнутри. То есть, я хотел быть посвященным в вопросах диеты, иначе я рисковал бы всю жизнь оставаться в неведении. Мне было 22 года, и я полагал, что теперь могу приобрести и этот опыт. Я с уверенностью ожидал возврата к моему предыдущему способу питания после этих 30 дней.

Меня удивило то, насколько легко стать вегетарианцем. Я думал, что это потребует строгой дисциплины, но нет. Я лишь провел очевидные замены: сыр или вегетерианская пицца вместо сосисок папперони, блюда с пастой, рис, тушеные жареные овощи и т.д. Если бы я делал это сегодня, это было бы еще легче из-за всех вегетарианских продуктов, которые есть теперь на рынке, а в то время были недоступны. Я приобрел вегетарианскую поваренную книгу (которая у меня до сих пор). Она помогла мне с несколькими рецептами, но главное, – я обнаружил, что отказ от плоти безболезнен.

У меня не было никаких синдромов лишения / отказа, или эффектов интоксикации, сродни наблюдаемой у алкоголиков и наркоманов (никаких головных болей или болей в пояснице, ничего в этом духе). Когда начинал этот эксперимент, я не страдал избыточным весом - так что не припомню, чтобы я сильно похудел.

Но я действительно заметил повышение общего уровня энергии и чувствовал себя более энергичным во время утренних пробежек. Я также заметил, что мог лучше сконцентрироваться, особенно во время медитаций или программирования. Это повышение энергии не было таким уж невероятным, но было заметно.

В конце этих 30 дней я хорошо приспособился к новой привычке. Мне было настолько легко, что я не мог придумать никакой веской причины для возврата к прошлому. После того, как я несколько месяцев откладывал свое возвращение к плотоядной жизни, я наконец сделал вывод: «Наверное, я – вегетарианец». Постепенно я утратил аппетит к плоти животных, так что мои старые пищевые продукты меня уже не привлекали. У меня не было ощущения лишения; чтобы оставаться вегетарианцем не требовалось никакой дисциплины - я просто ел то, что мне нравилось. Со временем мысль о поедании животных стала мне отвратительна, не с моральной точки зрения, а со вкусовой - я больше не хотел класть в рот мертвечину.

Когда в 1994 я встретил Эрин (жена Стива Павлины; ее сайт - прим. автора блога), она не была вегетарианкой. По сути, ее диета была довольно бедна, состояла из большого количества продуктов быстрого приготовления. Но в конечном счете она решила попробовать на 30 дней стать вегетарианкой, - даже не сказав мне - и ее опыт был подобен моему. После 30 дней она просто не захотела возвращаться к прошлому.

Становясь строгим вегетарианцем (веганом) / Going Vegan

В бытность вегетарианцем я иногда рассматривал возможность отказа от всех продуктов животного происхождения и становления на путь 100%-го вегана. Из того, что я до этого прочел, я убедился, что диета строгого вегетарианца будет более здоровой, чем диета lacto-ovo вегетарианца. В 1996 году я пошел на семинар Тони Роббинса (Tony Robbins) и узнал о диете «Готовый для жизни» (Fit for Life), книгу я позже прочитал. Тони - самый энергичный человек, которого я когда-либо видел, и он придерживается веганской диеты. Мне стало интересно, как веганская диета повлияет на мой уровень энергии.

В то время Эрин и я занимались тэйквандо, а я увлекся марафонами, так что обещание обретения высокого уровня энергии было для меня заманчивым. Я уже испытал всплеск энергии, став вегетарианцем, так что мне не трудно было представить, насколько лучше может быть веганство.

Как видите, попробовать веганство меня мотивировали не права животных или экологические проблемы, а просто возможность наслаждения большим количеством энергии и жизнеспособности. Хотел бы я сказать, что был человеком, который искренне слушал аргументы в пользу веганизма, но должен признаться честно – я им не был. Мое любопытство подпитывалось исключительно интересом к самому себе.

В январе 1997 года мы с Эрин решили испытать диету веганов в течение 30 дней, чтобы посмотреть, каково это. Тем не менее, мы оба были убеждены, что диета окажется слишком изнурительной и чересчур фанатичной, чтобы выдерживать её долгое время. Мы думали обо всех восхитительных блюдах, которые нам придется бросить – для меня самыми грустными расставаниями были пицца с сыром и сырно-овощные омлеты. Но мы полагали, что 30 дней потерпим. По крайней мере, мы узнали бы, на что это похоже, и если бы диета нас победила, мы с удовольствием сделали бы вывод – это не для нас.

Становиться веганом было совсем иначе, чем стать вегетарианцем. За первые 7 дней Эрин и я потеряли каждый по 7 фунтов (приблизительно 3 с половиной кило – прим. автора блога)! Мы ели пищу, богатую калориями и пили много воды – откуда же этот потерянный вес? Серьезно, всё ушло в унитаз. Бремя сора молочных продуктов, накопленного за всю жизнь, было вымыто из наших кишечников. Ничего себе! Мы слышали об интоксикации, но 7 фунтов за 7 дней превышало наши ожидания. После первой недели все стабилизировалось, а в оставшиеся 23 дня мы похудели еще на несколько фунтов.

После первой недели моя энергия возросла несказанно. Это было гораздо более значительным увеличением, чем при переходе на вегетарианскую диету. Я бы сказал, что от общего повышения энергии, которое я испытал при переходе от мясоедения к веганству, изменение при переходе от вегетарианства к веганству составило около 80 % из общего числа. Этот всплеск энергии был наиболее заметен на уроках тэйквандо – у меня вдруг появилось намного больше энергии в спарринге: моя выносливость была гораздо, гораздо выше. Я также заметил, что мне стало легче пробегать более длинные расстояния, не уставая, а мое дыхание стало ровнее и давалось без усилий. Упражняться стало легче, и я гораздо чаще наслаждался тем особым чувством подъема, которое знакомо марафонцам.

После забегов на 3-5 миль в течение нескольких лет, я постепенно увеличил дистанцию до 5-10 миль. Бегать было так приятно, что часто мне не хотелось останавливаться, просто нравилось бежать и бежать. В течение года я делал 14-мильные пробеги по побережью Санта-Моники, а в 2000 году я бежал Лос-Анджелесский марафон.

Несмотря на увеличение физической энергии, выгодой номер 1, полученной мной, было заметное улучшение чистоты сознания и мышления. Мне казалось, что я вышел из состояния долгосрочно отуманенного мозга. Если вы смотрели фильм «Пробуждения» (Awakenings), было похоже, - за исключением того, что моей отправной точкой было состояние, которое мы называем «нормальным». Я думал: «Ничего себе… так вот что значит чувствовать себя здравомыслящим!». Представьте ощущение абсолютно чистых пазух после приема суперпряной пищи… только применительно к мозгу.

Я заметил значительное улучшение способностей в программировании компьютерных игр, что было на тот момент моей работой. Я легче решал проблемы, требующие напряжения. Задачи оставались столь же сложными, но мои способности к их решению значительно улучшились.

Интересно, что опыт Эрины отличался от моего. Я не помню, чтобы она переживала такой всплеск умственной ясности или физической выносливости, как я. Но она наслаждалась значительным всплеском в психическом смысле. Тогда я этого не заметил (потому что я не искал), но став веганом я тоже пережил очищение, улучшение ясности интуиции.

Снова по прошествии этих 30 дней, нам с Эрин было нетрудно держаться, а выгоды были настолько очевидны, что мы никогда не захотели бы их лишиться. К 30-му дню продукты животного происхождения всё равно утратили свою привлекательность, так что мы продолжали питаться так, как для нас было естественным. Еще раз – чтобы поддерживать диету, не требуется никакая дисциплина. Для начального переключения мы использовали вместо неё любопытство вместо. Как видите, я на самом деле люблю 30-дневные испытания.

Я получаю много комплиментов по поводу глубины моих мыслей об определенных предметах, и сколь странным это не покажется, в наибольшей степени я обязан этим моей диете. Интеллектуальные выгоды – причина номер 1, по которой я решил оставаться веганом. Я просто не могу вернуться к тому затуманенному состоянию мозга, которое обычно считал нормой. Люди, которые едят животных, часто считают мою диету бедной (взгляд снаружи), в то время как я иронически расцениваю их образ жизни, как гораздо более бедный (взгляд изнутри).

Тогда как некоторые могут счесть мою диету сурово ограниченной, я ничего подобного не испытываю. Я питаюсь подобным образом уже почти 10 лет, так что для меня это нормально. В некоторой степени странно выходить в ресторан с людьми, которые все еще едят животных, так как они склонны быть немного фанатичными в своей жажде кровавой плоти… будто они вампиры или что. Меня не беспокоит, когда сидя передо мной люди едят животных, - они вольны есть, что хотят. Однако я замечаю, что люди часто чувствуют дискомфорт, поедая животных на глазах у вегана. И уверен, эти животные тоже испытывают дискомфорт.

окончание статьи


Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...