Friday, February 29, 2008

Животные тоже могут быть счастливыми/ Animals can be happy too

Группа бегемотов неподвижно лежит в прохладе пресноводного африканского ручья.
Стайки крошечных рыбок собрались у их боков и у ног, объедая паразитов и отмершие кусочки кожи. Бегемоты вовсе не пассивные участники процесса; они раздвигают пальцы ног, широко разевают рты и вытягивают ноги, чтобы помочь рыбешкам в их работе по очистке.

...На расстоянии в пять тысяч миль, в монреальской лаборатории, игуана рискует покинуть насиженное место, отправившись за лакомым кусочком в холодном углу своего террариума, игнорируя скучную специально обработанную пищу для рептилий. Это - ее версия игнорирования вазы с фруктами и пробежки в кондитерскую за пончиками холодной зимней ночью.

А в Боулинг Грин, Огайо, пара молодых крыс издает ультразвуковые попискивания, преследуя руку человека с просьбой пощекотать. Крысы, приученные к ласковым поглаживаниям, тоже приближаются к рукам, но совсем не так быстро и без таких попискиваний, как те, которые привыкли ожидать, что их пощекочут.

Эти три примера поведения животных имеют одну общую и чрезвычайно важную черту: радость, удовольствие. В каждом случае мотивация поведения – получение положительных эмоций.
«И что же?» - можете спросить вы.
Если у вас когда-либо был кот или собака, вы наверняка становились свидетелями проявления животным ощущения блаженства, - когда вы почесывали ему или ей подбородок или животик, а отводя руку чувствовали поощрительное подталкивание – просьбу продолжать.

Однако наука в своем стремлении к обсуждению вопроса о способностях животных испытывать боль, демонстрирует полное отсутствие интереса к способности животных испытывать положительные эмоции. Мы, ученые, предпочитаем объяснять поведение животных эволюцией. Вопрос о том, насколько животное способно сознательно исследовать мир, переживать собственный опыт - оставлен для болтовни в часы досуга и не освещается академическими журналами.

Что означают признаки, факты того, что удовольствие играет важную роль для животных в познании мира? Прежде всего, существует простой факт: будучи людьми, мы познали удовольствие. Это предполагает, что подобные нам существа тоже это сделали. Существуют параллели между нашими эмоциональными и биохимическими реакциями и реакциями животных. Например, когда крысы ожидают возможности поиграть, в их мозгу повышается содержание допамина, компонента, связанного с удовольствием - как и в мозге человека.

Возможно, самый важный аргумент в подтверждение удовольствия животных – адаптивность. Так же, как эволюция использует боль в качестве наказания за небезопасное или неадекватное поведение, удовольствие использовано, чтобы вознаградить, стимулировать поведение, направленное на выживание и размножение.

Для большинства из нас окно во внутреннюю жизнь животных – их поведение. Как показывают приведенные выше примеры с бегемотами и крысами, животные часто ведут себя, словно они наслаждаются, они проявляют признаки веселья, радость, любовь, любопытство, шалость.

Юмор тоже не исключительная привилегия человека. Шимпанзе усмехаются, собаки дразнят и попугаи провоцируют. Когда гориллу по имени Коко попросили назвать цвет белого полотенца, которое держал тренер, Коко неоднократно называла «красный». Потом, ухмыляясь, она отщипнула красную пушинку, зацепившуюся за полотенце, поднесла к лицу тренера и снова просигнализировала: «красный».

Мы осознали и охватили всё богатство сенсорного мира животных. Как это должно сказаться на отношении человечества к животным?
Нам удобно и экономически выгодно исключать животных из нашей сферы морального интереса и заботы – как мы делаем, например, в мясной промышленности, биомедицинских исследованиях и в производстве меха. Но правильно ли это?

По тому, насколько животные способны наслаждаться жизнью, мы можем заключить, что наши моральные обязательства перед ними гораздо обширнее. Мы не обязаны обеспечивать удовольствие. Проблема в том, что мы активно лишаем их возможности осуществлять естественные удовольствия, сажая животных в клетки или убивая их.

автор статьи: доктор Джонатан Балкомб* (Dr Jonathan Balcombe) – автор книги «Царство радости» (Pleasurable Kingdom)

*Доктор Джонатан Балкомб (Jonathan Balcombe) - ученый-этолог (этология - наука о поведении животных в естественной среде их обитания) - прим. автора блога;
Research Consultant, Physicians Committee for Responsible Medicine;
former Associate Director for Education, Animal Research Issues, Humane Society of the United States (HSUS);
former Researcher, Investigations Dept., People for the Ethical Treatment of Animals (PETA)


источник статьи: Jonathan Balcombe // The Guardian // Monday May 29 2006
или здесь

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...