Thursday, May 08, 2008

Сью Коу: О художнице-активистке / Sue Coe: About the Artist

«Сью – одна из ведущих современных художников; активистка социального протеста. Она продолжает традицию живописцев, которые столетиями вели летопись человеческой дикости и жестокостей.
Уникальный стиль Сью Коу объединил в себе множество аспектов искусства прошлых веков: атмосфера и язвительная острота Гойи;
печаль и восприимчивость немецкой художницы и скульптора Кэт Колвиц (Käthe Kollwitz);
пронзительная угловатость Макса Бекманна (Max Beckmann);
коллажная техника Джона Хартфилда (John Heartfield);
пугающие скелетные формы в стиле Хосе Посады (José Guadalupe Posada) и Хосе Ороско (José Clemente Orozco).
Все они обрели новую жизнь в резком, обличительном изображении современной жизни на картинах Сью Коу».

(Сьюзан Джилл / Gill, Susan, Ад Сью Коу / Sue Coe’s Inferno, Artnews (Artnews Associates, N.Y.) October 1987, p. 112)

* * *
Сью Коу / Sue Coe

Сью Коу родилась 28 ноября 1951 года в Великобритании, в городке Темворс (Tamworth) графства Стаффордшир. Она росла в Англии периода послевоенного возрождения. Среди детских воспоминаний Сью – прогулки по развороченным бомбардировками улицам, с воронками и разрушенными зданиями. В этом восстанавливающемся обществе к Cью пришло осознание классовых различий, - не просто между высшими и низшими классами; но мелких, менее значительных различий, например, между проживанием в «отдельном» и «двухквартирном» доме:
«Даже на территории нашей крошечной улицы классовые различия поднимали свою уродливую голову».

Тогда, как и теперь, дальнейшее образование в Великобритании зависело от квалификационного экзамена. Если экзамен был сдан – предлагалось учиться дальше. Если нет – единственный путь вёл в учебный колледж, после которого ждала либо фабрика, либо секретарская работа. Сью Коу квалификационный экзамен не сдала. Родителей судьба дочери не заботила, и девушке было позволено «развивать зловеще-болезнетворный мир фантазий, что могло перерости либо в психоз, либо в творчество. Победило творчество».

(картина "Рядом с бойней:
коза, сошедшая с ума")

По соседству с домом, где жила Сью, находилась скотобойня и свиноферма. Свиноферма прилегала к заднему двору её дома. За несколько миль был расположен Сент-Джордж Хилл (St. Georges Hill), одна из богатейших местностей в Англии. Как отмечает Сью Коу, «наша реальность свинофермы и скотобойни была не нашей личной, персональной, но классовой реальностью».
Так, еще в детстве соседство скотобойни с эксклюзивным гольф-клубом заставило Сью задаваться вопросами о том, как устроен этот мир.

Большинство работ Сью можно рассматривать, принимая во внимание её жизненный опыт. Творчество каждого художника подпитывается личным опытом, переживаниями. Однако на искусство следует смотреть не только в контексте биографии художника; искусство способно творить собственную жизнь. Информация о жизни художника может помочь глубже оценить его работу, но не может вытеснить, подменить восприятие. Кроме того, важен талант, умение художника видеть. Не каждый, кто вырос около свинофермы, становится Сью Коу.

Несмотря на то, что она не смогла сдать квалификационный экзамен в колледж, Сью поступила в Королевский Колледж Искусств в Лондоне:
«В начале 1970-х у власти было правительство лейбористской партии; они поощряли образование в Королевском Колледже для выходцев из рабочего класса. Я поступила бесплатно - иначе я не смогла бы себе это позволить».
Здесь Сью приобрела навыки и отточила мастерство, благодаря которому получила работу в Америке. История почти апокрифическая: Сью просто пришла в офис «Нью-Йорк Таймс», оставила своё портфолио – и её немедленно приняли на работу.

C 1972 по 2001 гг. Сью Коу жила в Нью-Йорк Сити.
(Сью Коу "Прекрасная жизнь", 1999)

В "Нью-Йорк Таймс" к художнице предъявляли такие требования: вовремя делать иллюстрации к соответствующим публицистическим статьям, - и иметь критическое мировосприятие.

Сью участвовала в «Мастерской народного искусства» (“Workshop for People’s Art”), ассоциации художников-добровольцев. В 1974 году художница приступила к созданию серии работ, на которые ее вдохновили наблюдения жизни улиц Манхэттена. Как видно из работ Сью Коу, выставленных в Художественном Музее (ASU Art Museum), ее интересует образ мира, который редко изображают. Сью показывает зрителям то, что они зачастую пропускают, не замечают.

Работы Сью Коу – политические. Ее наблюдения и опыт выкристаллизировались в острый критический анализ нашего общества. Её занимают проблемы классов, она рисует неравенство и угнетение; её не остановить. Определенный политический оттенок произведениям художницы придают печатные СМИ, в которых она работает.

Рисунки как орудие критики использовались со дня своего возникновения, со времен Мартина Лютера через (вставьте любое имя английского карикатуриста) Оноре Домье до Джона Хертфилда.
Cью как-то сказала: «Я рисую для репродукций, копий, для широких масс, для миллионов людей, которые читают газеты и журналы, - а не для тех избранных, кто посещает картинные галереи».
Сью затрагивает разнообразные темы в своих работах, но все они взаимосвязаны.

* * *
Избранная библиография

• Как совершить самоубийство в Южной Африке (How to Commit Suicide in South Africa, 1984)
• Мясо: Животные и промышленность (с Мэнди Коу)/ Meat: Animals and Industry (with Mandy Coe), 1991
• Мёртвое мясо/ Dead Meat (1996)
• Письмо Пита / Pit's Letter (2000)
• Браво! Хозяин всемирной карусели/ Bully!: Master of the Global Merry-Go-Round, 2004
• Овечка (или Корабль) глупцов/ Sheep of Fools, 2005
• Жестоко: свидетельствуя об эксплуатации животных /Cruel: Bearing Witness to Animal Exploitation (2012)

источник; Wikipedia; source
Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...