Monday, May 12, 2008

Сью Коу: Сохраняя верность уникальному взгляду / Sue Coe: Staying True to a Unique Vision of Art (2001)

Оригинал статьи: Los Angeles Times, Sunday, April 1, 2001
By Susan Vaughn, Special to The Times

Живя очень просто и всю себя посвящая работе, десятилетиями «визуальная журналистка» Сью Коу в своих неоднозначных работах комментирует социальные проблемы.
Она надеется, что ее картины заставят людей задуматься о проблемах и начать действовать ради изменений к лучшему.

Видный критик назвал британскую художницу Сью Коу «величайшей из ныне живущих созидательницей конфронтационного, революционного искусства».

Сью Коу, которой сейчас [в 2001 году] 50 лет, создает картины, которые нелегко забыть. Это - её цель. Десятилетиями она изображает жестокость и пороки – не для того, чтобы шокировать, но чтобы обучить, повлиять и, как надеется художница, вдохновить на перемены.

Тематика её работ страшна и уродлива: война, насилие, бездомность, голод, СПИД, апартеид и жестокое обращение с животными.
Но картины её зачастую незабываемо прекрасны.

Она умеет сделать зарисовку сокрушительной сцены, - такой, что зрители хотели бы отвернуться, но продолжают смотреть, загипнотизированные ужасом. Сью Коу считает, что справилась с работой, если люди задумываются над представленной ею проблемой.

(Сью Коу: "Он застрелил мою собаку Зигги за то, что она слишком громко лаяла. Я знаю, что следующим будет мой сын". С вебсайта)

– Начиная работать, я думала: «О, это ничего не изменит!». Но потом поняла, что способна поддерживать людей, давать им силы. Думаю, самое лучшее, что может произойти – если удастся начать диалог. Я уверена, что большинство людей – отзывчивы и непредвзяты, – говорит Сью Коу.

Коу выстроила свою уникальную карьеру посредством решимости, самопожертвования и преданности своему искусству. Она считает себя не просто художницей, но «визуальной журналисткой», неутомимым разоблачителем в духе Аптона Синклера (Upton Sinclair), автора политического романа «Джунгли» (The Jungle), неопровержимого обвинения мясной индустрии Америки в начале ХХ столетия.

Сью Коу не боится занимать непопулярную позицию или создавать произведения искусства, способные вызвать гнев и обиду.
– Разумеется, есть люди, которые считают, что искусство не должно быть таким впечатляющим и волнующим, даже гнетущим. Они полагают, что оно должно быть милым, немного причудливым, и уж конечно, это не поклонники Сью Коу, - говорит Джейн Коллир (Jane Kallir), со-руководитель галереи Сент-Етьенн в Нью-Йорке (Galerie St. Etienne in New York), экспонирующей работы Сью Коу в течение последних десяти лет.

Коу говорит, что наибольшее её вдохновение – Рембрандт. На рабочем столе у неё - копия его рисунка «Женщина перед повешением» ("The Garroted Woman"). Изображение женщины перед казнью через повешение мотивирует художницу не только к усовершенствованию своего технического мастерства, но и к развитию «единения» ("at-one-ness") с изображаемыми объектами.

(Rembrandt Harmensz. van Rijn 1606 – 1669, Elsje Christiaens, 1664; read more)

- Нельзя отрицать, что Рембрандт испытывает сострадание к этой девушке. Он полностью отодвинул собственное эго, убрал любую фальшь из этой работы; и девушка словно говорит с нами. Буду благодарна, если мне удастся достигнуть хоть один процент того, что сделал он, - говорит Коу.

Детство и юность Коу подготовили почву для ее карьеры.
Родилась Сью Коу в 1951 году Тэмворсе, Англия, в семье рабочих. С пяти лет девочка рисовала на тротуаре мелками и взращивала в себе восторженное отношение к творчеству. Её родители ждали, что Сью станет машинисткой в конторе или будет работать на фабрике. Но она решила попробовать себя в качестве художника.
- Мама была очень сердита на меня. Она сказала: «Если ты собираешься жить за наш счет следующие три года – придется делать то, что тебе говорят». Но я ответила: «Не переживай, я здесь не останусь».

Коу записалась в Художественную школу в Челси, а позже поступила в лондонскую Королевскую Академию искусств (Royal College of Art), где изучала иллюстрирование и прикладное искусство. Но она понимала, что ее перспективы жестко ограничены. Коллеги говорили, что женщины-художницы занимаются лишь иллюстрированием детских книг.
Однако Сью Коу собирала материалы для своего портфолио и продолжала совершенствовать свою технику. Её талант проявился рано. Еще студенткой Сью Коу продавала свои иллюстрации британским и европейским журналам.

Однако с началом войны во Вьетнаме Сью Коу втянулась в политическую активность.
В 1972 году она переехала в Нью-Йорк, в уверенности, что в Америке найдет больше возможностей для карьеры и политического самовыражения. Это было важнейшим и рискованным решением для 21-летней девушки, но риск окупился.
- Здесь нет воинствующей классовой системы, а есть многообразие культур и непредвзятость, и это побуждает действовать, - говорит художница.

Спустя несколько часов после приземления её самолета в Нью-Йорке, Коу уже получила свою первую работу в ведущей американской газете. Как она и предполагала, её мощные, в духе протеста картины, посвященные таким проблемам, как Ку-Клукс-Клан, голод в Эфиопии и северо-ирландский терроризм, были приняты очень хорошо.

Рисунки Коу стали появляться не только в многотиражных газетах, но и в таких изданиях, как New Yorker, Village Voice, the Nation, Time, Newsweek, Rolling Stone, Esquire и Mother Jones.

В 1970-х Коу преподавала в Школе изобразительного искусства в Нью-Йорке, а также продавала политические иллюстрации. Она зарекомендовала себя многогранным и виртуозным художником, рисуя красками и карандашом, выполняя литографии, коллажи и гравюры, мастерски используя гуашь, графит, акварель, чернила, мелки и уголь.

Основной талант Коу - в умении освещать социальные проблемы, которые игнорировались или замалчивались властями, корпорациями, обществом и средствами массовой информации. В этом Сью Коу можно сравнить с великими художниками прошлого, такими как французский карикатурист и живописец Онорое Домье (Honore Daumier), немецкая художница-график Кэт Коллвиц (Käthe Kollwitz) и великий испанский мастер Франсиско Гойя (Francisco Goya).

В 1985 году вышла первая книга Сью Коу, «Как покончить самоубийством в Южной Африке» ("How to Commit Suicide in South Africa"). Название было сатирической аллюзией на заявления южноафриканских властей о том, что заключенные ими в тюрьму активисты наложили на себя руки. Впечатляющие, незабываемые образы книги Коу задели струны в сердцах американских читателей и зрителей. Книга вышла двумя изданиями и распространялась борцами против апартеида среди инвесторов, в попытке заставить их отказаться от южноафриканских акций.

- Если благодаря моей работе хоть один человек становится своеобразным маяком, путеводной звездой, - это моя награда. Как сказал один из активистов, это похоже на подъём в гору с камешком на кончике носа. Непросто, но возможно, - говорит художница.

К середине 1980-х Коу сконцентрировала внимание на тяжелом положении животных, особенно тех, которых люди убивают для своих нужд. В течение шести лет Коу изучала проблему и посещала скотобойни и инкубаторы по всей территории США.

(Сью Коу "Человек без сердца")

Художница рассказывает, что видела коров и овец, висящих на крючьях; обрезание клювов цыплятам, их расчленение и то, как живых цыплят закапывали в землю в качестве удобрения. Её мучительное путешествие толкнуло художницу на создание «Свининополиса» ("Porkopolis"), серии из 100 рисунков, изображающих чудовищные сцены.

Затем последовала иллюстрированная книга «Мёртвое мясо» ("Dead Meat" (Four Walls Eight Windows, 1996).

- Я хочу, чтобы [люди] продолжали изучение проблемы. Я не пытаюсь обратить их в новую веру. Я говорю: Убедитесь сами. Пойдите на скотобойню. Посмотрите, что там происходит. А если не можете, спросите себя – почему, - говорит Сью Коу.

Её часто спрашивают, как она может постоянно заставлять себя заниматься изучением таких мучительных, невыносимых злодеяний и жестокости. Она отвечает, что её произведения – терапия. Её мотивирует уверенность, что она сумеет повлиять на людей и подтолкнуть их к переменам.

- Картина, зрительный образ, стоит тысячи слов. Я могу сыпать фактами и цифрами. Но когда подбираешь цыпленка, который сплошь кожа да кости, но слышишь быстрые удары маленького сердечка, понимаешь, что это - жизненные силы, борющиеся за выживание, - такое не может не потрясать, - говорит Сью Коу.

(Сью Коу "Оружие массового уничтожения")

Неудивительно, что Сью Коу - вегетарианка. Она живет в небольшой однокомнатной квартире в Нью-Йорке, посвящая себя работе. [в этом же 2001 году художница переехала за город - прим. перев.].
- Я не покупаю ничего ненужного мне. Моя работа важнее, чем обладание микроволновкой.

Коу продает многие свои рисунки очень дешево, всего за 30 - 60 долларов. Она жертвует процент от прибыли «Приюту животных» (Farm Sanctuary, a Watkins Glen, N.Y.)
Также Сью Коу часто путешествует по стране с лекциями о темах и проблематике своих произведений.

- Сама сущность её как художницы – выйти за пределы художественного мира непосредственно к зрителю, к публике, - говорит Джейн Кэллир (Jane Kallir), галерея Сент-Этьенн в Нью-Йорке (Galerie St. Etienne).

С неослабевающей энергией Коу продолжает вести борьбу посредством художественных методов. Она говорит, что может это делать, потому что она - оптимистка. Она считает, что если людям показать их недостатки и заблуждения, они выслушают, задумаются и начнут действовать.
- Я не смогла бы продолжать работу, если бы не верила в это, - сказала художница.

* * *
Советы начинающим художникам

• Всемирно известная художница Сью Коу начала зарабатывать на жизнь своим творчеством с 17 лет.
• С самого начала карьеры она избрала скромную и простую жизнь минималистки, где первое место занимает работа.
• За свою 33-летнюю карьеру художница достигла невероятных успехов. Её творчество сосредоточено на непростых, страшных и тревожных темах, заставляя зрителей задуматься и измениться к лучшему.
• Картины Сью Коу выставлены в музеях всего мира, включая нью-йоркский Metropolitan Museum of Art, Смитсоновский музей американского искусства (the Smithsonian's National Museum of Art) и музей современного искусства в Оксфорде, Англия (Oxford England's Museum of Modern Art).

Пять советов Сью Коу начинающим художникам:
• Ставьте жизнь выше искусства.
• Ставьте искусство выше денег.
• Прежде, чем искусство станет оружием борьбы во имя перемен, оно должно стать искусством.
• Быть верным себе, без страха и без покровителей.
• Количество бытовой техники в вашем доме пусть будет сведено к минимуму.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...