Thursday, July 10, 2008

Интервью Мэри Лу Рэндор (окончание) / Interview with Mary Lou Randour (part 2)

начало интервью

Шэрон: Чему в области духовного могут научить нас животные?

Мэри Лу: Многому. Они могут научить принимать жизнь во всей её полноте, без колебаний. В этом животные лучшие, не так ли? Чувства животных, как часто можно видеть, сильнее, чище, проще, чем наши. Независимо от эмоции - а они испытывают радость, разочарование, предвкушение, - животные чувствуют во всей полноте, открыто и непосредственно, не сдерживаясь. Я думаю, что многие из нас очень хотели бы самовыражаться с подобной импульсивностью, страстью и целостностью. Думаю, многих из нас влечет к животным, потому что мы понимаем, что утратили контакт с определенной жизненно важной частью нашей самости. А когда мы общаемся с животными, мы оживаем. Открываясь нам с такой полнотой, они учат нас любви и доверию.

Посредством контакта с животными можно научиться преодолевать различия; можно вырваться за стены, возведенные нами между собой и другими, - являются ли эти «другие» иным биологическим видом, расой или национальностью. Люди склонны организовывать мир, делить его на категории. Конечно, во многих смыслах это полезно. Но эта тенденция может оказаться в ущерб нашему духовному росту.

Я полагаю, что все мы ощущаем "тоску по цельности". Мы хотим чувствовать свою связь со всеми живыми созданиями, чтобы преодолеть ощущение обособленности, уединения. Многие дети знают, как это сделать. Дело не в том, что дети обладают чем-то, чего нет у взрослых. Когда-то мы тоже умели, но утратили это умение в процессе «взросления». А у детей это есть.
Различие между нами и другими животными выражается в степени, а не виде, разряде, классе. Как только человек понял, что все мы – одна семья, думаю, он применил и развил некий главнейший духовный мускул. Такой человек преодолел не только межвидовой барьер, но и все прочие. Независимо от религиозных традиций - духовная цель всегда одна: объединиться с тем, что свято, разрушить границы, выстроенные нами между собой и священным; понять, что эта самость, ощущающая себя столь индивидуальной - иллюзия. Если вы всё еще пребываете в ловушке, ощущая себя отделенным от жизни вокруг, в плену установки «создания отличий» - вы пропускаете, теряете жизненно важное чувство связи. Животные приносят нам ощущение "святого присутствия".

Шэрон: В своей книге «Благодать животных» (Animal Grace) вы подчеркиваете важность осознания, понимания и сострадания, и проводите связь между ними. Расскажите немного о том, что Вы вкладываете в понятие «осознание, понимание»? И как с этим связано сострадание?

Мэри Лу: Позвольте мне для начала рассказать, в качестве примера, о моей сестре Кэрол. Она не пропускала церемоний открытия Олимпийских игр и обожала момент, когда в небо выпускали голубей. Потом она начала больше читать об отношении к животным и условиях их жизни и поняла, что для голубей это было вовсе не праздничным событием. Она стала искать информацию и выяснила, что птиц запихивают в подобие контейнера и потом просто выталкивают наружу. Для птиц это стресс. Группы защитников животных заставили Олимпийский комитет прекратить использование голубей. Однако подобное развлечение всё еще существует в Disneyworld. Когда моя сестра увидела церемонию запуска голубей уже после того, как она узнала об условиях, в которых находятся птицы, об их страданиях, она отметила и замешательство, суету птиц. Другими словами, её осознание возросло, а вместе с этим изменилась вся картина. Но это лишь первый шаг, нельзя было останавливаться на этом этапе. В этом случае духовное упражнение было бы неполным. Сестра написала письмо в Disneyworld, в котором осудила церемонию запуска голубей и призвала прекратить эту практику.

Я думаю, что осознание, понимание имеет определенные особенности. Обратимся снова к примеру моей сестры: когда я всё больше вовлекалась в движение по защите животных, она тоже начала читать об этом, мы много разговаривали на эту тему. Осознание приходит в контексте или посредством отношений.

Я также твердо уверена, что осознание требует нашего внимания и действий. Технически, «осознание, понимание» - это существительные, но для меня эти понятия – глаголы. Чтобы стать завершённым, необходимо предпринимать сострадательные действия. То есть осознание не происходит с вами само по себе, это - решение, изучение и действие. Осознание и сострадание, в определенном смысле, закольцовываются, питают друг друга. Реагируя с состраданием, мы увеличиваем свое осознание, понимание, а затем, продолжая действовать сострадательно, мы продолжаем процесс духовного роста.

Шэрон: Приведите, пожалуйста, пример того, как можно развивать духовные отношения с животными в повседневной жизни? Может быть, пример из вашей жизни.

Мэри Лу: Ну, я думаю, это легко, потому что животные окружают нашу жизнь, и поэтому в повседневной жизни у нас есть масса возможностей для духовных проявлений, для осознанного и намеренного участия в создании духовности. Когда я просыпаюсь утром, я прежде всего принимаю душ, мою волосы, чищу зубы и делаю легкий макияж. Еще я принимаю гормональные таблетки для заместительной терапии. Всё это в течение получаса. Начиная с мыла и шампуня, которыми я пользуюсь, - я всегда покупаю только те, которые не тестируют на животных и не имеют компонентов животного происхождения. Сейчас рынок предлагает десятки прекрасных товаров. То же самое с зубной пастой. Большинство людей и подумать не могут, что такие товары, как зубная паста и шампунь тестируются на животных; однако, поверьте мне, это происходит. Хотя, конечно, в этом нет необходимости, ведь есть очень много качественных товаров, которые не тестировались! Расчески, которыми я пользуюсь, тоже не должны иметь никаких животных составляющих, например, щетины и так далее. Я проверяю, чтобы эстроген, таблетки которого я принимаю, был получен заводским способом, а не из мочи беременной лошади.

Итак, это были полчаса из жизни. Тем самым я хочу сказать, что покупая товары, мы должны помнить о нашем решении сохранять жизни, о наших действиях. Своим поступком вы передаете информацию, сообщение, вы говорите "НЕТ!" страданию, вы отказываетесь участвовать в причинении мучений и в убийствах других живых существ. Своими поступками вы говорите "ДА!" жизни и священности жизни. Это очень хорошее чувство. И ведь вам не приходится совершать что-то героическое, это не отнимает у вас времени, не стóит больших денег.

Так что прекрасные духовные возможности представляются нам много раз в течение дня, каждый день, в привычном ритме нашей жизни. Осознав то, как наши решения затрагивают жизни очень многих животных, и стремясь уважать жизнь вместо провоцирования страданий и смерти, мы растем духовно. Каждый раз, когда мы моем руки, чистим зубы, моем волосы, выбираем, что съесть или надеть, как развлекаться, - например, не посещая цирки, родео, большинство зоопарков – мы оказываем положительное влияние на жизнь животных, делаем свой вклад в уважение жизни и охрану окружающей среды. Это невероятно действенная возможность! И животные ежедневно дают её нам. Это настоящий дар. Животные - «воплощение благословения и благодати».

Шэрон: Я с восхищением отметила, что в конце книги вы не побоялись коснуться темы вегетарианства и веганизма (строгое вегетарианство). Вы говорите, что строгое вегетарианство - важная часть духовной практики для вас. Я чувствую то же самое, хотя никогда не соотносила веганизм с моей духовной практикой, а скорее, с естественным следствием сострадания. Идея сделать это духовной практикой может оказаться очень полезной для обычного человека. Что вы отвечаете людям, которые спрашивают вас о пищевой цепочке и нашем месте в ней; или людям, которые считают, что вы игнорируете естественный порядок вещей?

Мэри Лу: Природа развивается. Человечество эволюционирует. Возможно, что сотни, тысячи лет назад для многих или всех людей было необходимым убивать животных, чтобы выжить. Возможно климат, в котором эти люди жили или кочевали, делал растительную диету невозможной. Может быть, для меньшинства аборигенов вышеперечисленное актуально до сих пор.

Верно также то, что человеческое понимание разных явлений со временем менялось, например, отношение к рабству, к правам женщин. Теперь благодаря прекрасным научным исследованиям последних 20 лет мы знаем гораздо больше о животных. Согласно результатам исследований – будь то использование шимпанзе языка жестов, способность дельфинов общаться или использование птицам различных материалов – животные гораздо умнее, чем мы представляли. У них есть сознание. Как и мы, животные развитые психологически создания, которые живут в мире и проявляют предпочтения, решения, составляют планы, формируют социальные группы, - то есть все проявления индивидуальности. Они – уникальные существа, способные испытывать боль и удовольствие.

Когда вы открыты к этому, стоит спросить себя: на каком основании вы можете лишать жизни другое разумное существо, которое радовалось жизни? Все животные, конечно, хотят жить. Они борются за выживание; иногда с огромными, непреодолимыми трудностями.

Для поддержания жизни не нужно лишать кого-то жизни. Только разумное, наделенное сознанием существо может чувствовать боль или удовольствие; только у разумных существ неврологическое строение позволяет чувствовать и думать. Иными словами, нельзя сравнивать корову и морковь.

Следование строго вегетарианской диете даёт массу других преимуществ, не только спасение животных.

Это здоровье людей. Научно доказано, что люди, диета которых основана на растительной пище, с гораздо меньшей вероятностью могут быть подвержены многим болезням: сердечно-сосудистым, проблемам с высоким кровяным давлением, диабет, рак, остеопороз. Если вы вегетарианец, то ваш вес в среднем на 20 фунтов (около 10 кг) меньше веса мясоедов.

Растительная диета хороша не только потому, что вы не едите животных жиров, но и потому, что oflavones, который находится в сое, уменьшает риск раковых заболеваний, снижает уровень холестерина и способствует поглощению кальция. Лук и чеснок защищают от вирусов, рака и высокого кровяного давления; волокна понижают serum cholesterol (холестерин сыворотки). Как сказал Говард Лиман (Howard Lyman): «Включив новости по телевизору, никогда не услышишь, что медицинское исследование, проведенное в Гарварде, показало, что ростбиф повышает иммунную систему, свинина полезна для простаты или что цыпленок помогает предотвратить артрит». Верно, никогда не услышите.

Растительная диета помогает защите окружающей среды. Уничтожение тропических лесов в большой степени происходит из-за разведения сельско-
хозяйственных животных. Отходы животных отравляют грунтовые воды, ручьи и реки. Есть множество случаев разлива «лагун». Это эвфемизм, обозначающий, что отходы животных, иногда взрываются и просачиваются в почву и окружающие водоёмы.

Растительная диета – поддержка социальной справедливости. Большинство людей не осознаёт, что выращивание животных в пищу неэффективно в такой степени, что является основной причиной голода в мире. 80% зерновых и бобовых выращивают на корм для сельскохозяйственных животных. Одна треть пойманной рыбы скармливается животным, выращиваемым в пищу. И это в то время, когда существует серьезная обеспокоенность, что запасы рыбы в наших океанах, реках и заливах исчерпываются.

Вместо того, чтобы выкармливать рогатый скот, можно кормить больше людей. Намного больше. Требуется 16 фунтов зерна, чтобы получить один фунт говядины. Такого же количества зерна достаточно, чтобы накормить 32 человека.

Совет по сельскохозяйственной науке и технике вычислил, что если население мира станет вегетарианцами и доступную сейчас землю объединить с технологией, можно было бы прокормить десять миллиардов человек. В противном случае мы останемся свидетелями голода людей.

Также, согласно вычислениям программы Алана Шона Файнштайна (Alan Shawn Feinstein), которая называется World Hunger Program и проводится Brown University, если бы вся пища была распределена равномерно на уровне производства пищи, существующего сегодня, население в 5.5 миллиардов могло бы получить адекватное питание, если следует вегетарианской диете.

Другими словами, если вас всерьез беспокоит проблема голода в мире – не употребляйте мясо и молочные продукты.

В моем понимании «естественный порядок вещей» состоит в том, чтобы эволюционировать, помогая планете стать более мирным и справедливым местом. Каждый может сделать это, перейдя на растительную диету. Это не сложно, это довольно просто. Мне это известно – на собственном весьма приятном опыте!

Шэрон: В качестве иллюстраций к духовным отношениям с животными вы ссылаетесь на многие религиозные традиции: индуизм, джайнизм, буддизм, иудаизм и христианство. Но разве нельзя в других традициях обнаружить тексты, которые противоречат вашим утверждениям?

Мэри Лу: Безусловно, в любом религиозном тексте можно найти противоречия по любому вопросу, не только об отношении к животным. Для меня важным является не исследование этих противоречий. Важно то, что если у вас возникло желание выстроить «правильные отношения» с животными, все основные религиозные течения предлагают письменное одобрение такого поступка.

В индуизме, джайнизме и буддизме центральный, основополагающий принцип - безопасность для всех живых существ. Первая заповедь в буддизме гласит: не причинять вреда и не убивать ни одно живое существо. Этим объясняется сило идеи вегетарианства в азиатских традициях.

Концепции реинкарнации, или перевоплощения, и кармы, или судьбы [В различных религиозных традициях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы, но при этом основная концепция остаётся общей. Через закон кармы, последствия действий создают прошлый, настоящий и будущий опыт, таким образом делая индивида ответственным за свою собственную жизнь и за страдания и наслаждения которые она приносит как самому индивиду, так и тем, кто его окружает. – из Википедии, прим. перев.], также подразумевают более вдумчивое отношение к животным. Согласно принципу реинкарнации, возможно, что животное когда-то было человеком, даже вашим родственником, и вы можете теперь по-другому взглянуть на то, как вы обращаетесь с животным. Не станете же вы есть свою тётку, препарировать дядю или сдирать кожу с двоюродного брата!

В иудаизме происходит возрождение, способное вернуть его к вегетарианским корням. Роберта Калечофски (Roberta Kalechofsky) и Ричард Шварц (Richard Schwartz) изящно и со вкусом пишут о новом кашруте [Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Талмуде (Устная Тора).], имея в виду духовность процесса приёма пищи. А еще речь идет о Tikkun olam (улучшение мира). Новый кашрут вегетарианства возвращает нас к правильным отношениям с животными и с миром; помогает вылечить нашу планету, стремится к справедливому и мирному обществу.

Всё начинается с Книги Бытия (1:29-30), где Бог по сути предвидит вегетарианскую диету для людей и других животных: «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу».

Отношения людей с животными подразумевают не только вегетарианскую диету, но любое использование нами животных. Я вижу, что Министр просвещения Израиля прекратил вскрытие животных на уроках биологии во всех государственных школах. Он сказал, что «важнее учить израильских студентов состраданию к животным, а это сострадание приведет к большему состраданию к людям». Его решение понятно и объяснимо многими причинами; существует и письменное основание для его решения. В еврейской Библии одно и то же слово neh-fesh, (означает «создание, которое дышит», еще иногда переводится как «душа» в «живом создании» для животных, и «живая душа» для людей – прим. перев., источник) используется для обозначения души и человека, и других животных.

Но не стóит ввязываться в споры по поводу того, поддерживает ли тот или иной религиозный текст определенный вид отношений с животными. Всё сводится к тому, что основные принципы любой религиозной традиции – это любить, сострадать, жить и трудиться ради всеобщего блага. Пересмотрев, продумав наши отношения с животными, можно прийти к глубокому пониманию религиозных идеалов. Повторю еще раз: все животные в нашей жизни ежедневно предоставляют нам такую возможность. И я надеюсь, что мы ею воспользуемся.

источник статьи


Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...