Monday, September 08, 2008

Большая глупая злобная ложь, которую люди говорят о животных / The Big Fat Wicked Lie People Tell About Animals (часть 1)

из книги «Права животных – неправота людей» Вернона Коулмана /
source: Animal Rights Human Wrongs by Vernon Coleman via blog

Вернон Коулман / Vernon Coleman родился в 1946 году в Англии. Имеет медицинское образование, работал в больнице. Часто его называют нонконформистом и возмутителем спокойствия. Организотор многочисленных кампаний в защиту прав людей и животных. Пишет статьи для газет и журналов.

Начало. Продолжение и окончание статьи.Вивисекторы, охотники, мясники и фермеры оправдывают свою жестокость по отношению к животным тем, что те (якобы), не имеют чувств. Это - ложь. Большая злобная и тупая ложь в оправдание тысячи жестокостей.

Каждый, кто умеет наблюдать и читать, знает правду: животные – разумные и чувствующие существа, демонстрирующие многие качества, о которых расисты любят говорить как о прерогативе человеческого рода. (На мой взгляд, совершенно справедливо назвать расистами тех, кто утверждает, будто любые положительные качества – исключительное преимущество человеческого вида).

Одной из нелепостей дискуссии по поводу охоты, бушевавшей в последние годы в Великобритании, было то, что на первый взгляд умные и здравомыслящие люди спорили о том, страдают или нет животные, на которых охотятся, от физической боли и/или психических мучений. Какие вообще сомнения могут возникать по этому поводу? Те, кто выражает сомнение, в большей степени свидетельствуют о собственных врожденных недостатках, от отсутствия понимания и сострадания, а также неспособности учиться, наблюдая. Если наблюдения недостаточно - есть масса научных свидетельств в доказательство того, что птицы, млекопитающие, рыба, рептилии и ракообразные, - все обладают нервной системой и страдают от боли.

Дарвин доказал, что страх вызывает одинаковые реакции и у людей, и у животных. Широко открытые глаза и рот, учащенное сердцебиение, стучащие зубы, дрожащие мускулы, волосы дыбом - и так далее. В точности как люди, попугаи отворачиваются и закрывают глаза, когда видят нечто невыносимое. Молодые слонята, на глазах которых браконьеры убивали их семью, просыпаются по ночам от крика. Слоны, которых неожиданно оторвали от их социальной группы, могут умереть от «разбитого сердца». Обезьяны могут упасть в обморок, неожиданно наткнувшись на змею. Если человек орёт на собаку – собака съеживается и пятится в страхе.


Животные умеют общаться

Те, кто жестоко обращается с животными, считают, что общаться друг с другом способны лишь люди. А между тем, даже на больших расстояниях пчёлы сообщают друг другу направление и ценность источника пыльцы. Те, кто не любит животных, огульно заявляют, что животные издают «шум», однако ученые, которые не спешили с выводами и дали себе труд прислушаться к невероятному многообразию звуков, производимых китами, выяснили существование - повторяющихся из года в год - моделей того, что можно назвать не иначе как речью.

Общепринято считать, что попугаи просто бессмысленно повторяют услышанные слова, не понимая их значения. Это не так. Джеффри Мэссон и Сьюзен МакКарти (Jeffrey Moussaieff Masson and Susan McCarthy) сообщают, что, когда психолог Ирэн Пепперберг оставила своего попугая в ветеринарной клинике, где ему должны были сделать операцию, попугай, которого звали Алекс, выкрикивал: «Иди сюда! Я тебя люблю. Прости меня. Я хочу домой». Очевидно, попугай решил, что его наказывают за какой-то проступок. Другой попугай, в Нью-Джерси, США, спас жизнь своим владельцам криками о помощи: «Убийство! Помогите! Скорее!». Когда на его крики прибежали соседи, они увидели владельца попугая на полу - он был без сознания, из раны на шее текла кровь. Доктор, который провел осмотр, сказал, что если бы не крики попугая, человек бы погиб. Этот же попугай разбудил своего хозяина и соседей, когда в доме неподалеку начался пожар.

Как надменны люди, жестокие к животным, утверждая, что человечество – единственный вид, способный общаться и формировать языковую систему. Вивисекторы часто смеются над животными, которых истязают. Охранники концлагерей во времена Второй Мировой войны тоже смеялись над своими жертвами, называя их вшами и крысами. Вивисекторы говорят, что «посылают мышей в колледж», когда хотят увеличить финансирование экспериментов.

У нас есть сила делать всё, что хотим, с существами других биологических видов. Но никто не дал нам на это права.

Животные испытывают сложные эмоции. Однако те, кто издевается над животными, утверждают, что вследствие того, что животные не соответствуют нашим, человеческим, критериям умственного развития, они будто бы не заслуживают никакого сочувствия и понимания. После подобного аргумента остаётся всего один шаг до утверждения, что неумных людей можно использовать для экспериментов.

Люди, которые уделили этому время, обнаружили, что могут отлично общаться с шимпанзе и многими другими животными. Приматы стремятся установить мир после враждебного столкновения. А те, которые в нём не участвовали, начинают примирение. И тем не менее вивисекторам дают юридические лицензии, позволяющие делать чудовищные вещи с этими животными. Кто дал людям право раздавать лицензии на издевательства?

Способность любить

Животные, как и люди, способны любить своего партнера, семью, детей, своих вождей, учителей, друзей и всех значимых для них. Обезьяна проявляет абсолютно такие же знаки любви и заботы по отношению к своему детёнышу, как и человеческая мать к своему ребёнку. Обе смотрят с обожанием, щекочут и играют со своими малышами. Обе кормят своих чад, моют, рискуют ради них жизнью и терпят их шумное и непоседливое поведение.

Любой человек, который сомневается, что животные любят своих детей, должен стать во дворе фермы в момент, когда у коровы-матери отбирают телёнка. Он обязан слушать душераздирающие крики, полные невыносимой муки. А кто знает, какое внутреннее страдание сопровождают крики существа, которое обычно не может озвучить это так, как другие животные.

Даже рыбы рискуют жизнью ради спасения своих малышей. В своей плодотворной работе «Всемирное родство» (The Universal Kinship), - первоначально изданной в 1906 году и сейчас почти забытой, - Дж. Ховард Мур (J. Howard Moore) описал, как опускал руку в водоём, рядом с гнездом рыб. Отважная рыбка, охраняющая его, выталкивала руку Мура, и пока он не убрал её, несколько раз энергично укусила.

Льюис Гомпертц (Lewis Gompertz) (1779 - 1861) был активным защитником прав чернокожих, женщин и бедняков (всех угнетаемых людей), а, кроме того, защищал права животных и основал Королевское Общество Предотвращения Жестокости к Животным (the Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals). В книге «Нравственные вопросы о ситуации человека и животных» (Moral Inquiries On the Situation Of Man And Of Brutes) Гомпертц писал: «У некоторых птиц мы можем поучиться истинной верности в супружеской привязанности. Хотя обычно их связь длится в течение одного сезона, но как строго они соблюдают верность. У них нет никаких законов, никаких пергаментов, никаких пасторов, никакого страха по поводу ущемления их личностей, нет даже слов, которыми они могли бы повлиять на свою связь; однако их законы, пергаменты и пасторы – это их добродетель; их дела – это поступки; и из собственной груди отрывают они перья, чтобы устлать гнёзда своего законного потомства».

Гомпертц описал случай, иллюстрирующий мудрость чёрных дроздов: «Я наблюдал полёт самца черного дрозда. Он выглядел чрезвычайно взволнованным. Мне стало любопытно узнать причину. Птица летела впереди меня, пока я не остановился около гнезда, где на яйцах сидела самка дрозда. А рядом был кот. Я прогнал его, и птицы успокоились. После этого всякий раз, когда появлялся кот, черный дрозд подлетал к моему окну и подобным образом направлял меня к месту, где была угроза».

Гомпертц писал о самце чёрного дрозда, который атаковал кота, поймавшего самку-дрозда; а также привел другие случаи, иллюстрирующие доброту и разум животных. Например, когда два козла встретились на узкой дорожке между двумя пропастями. Для того, чтобы им разминуться, не было места. Тогда один козёл лег и второй прошел по нему. Или случай с лошадью, которую ранили гвоздем, крепя подкову. Животному было больно идти и лошадь вернулась к кузнецу и показала ему копыто. Еще один пример – когда овчарка прыгнула в ледяную воду и спасла собаку, балансировавшую на льдине... «И теперь я хочу спросить: не доказывает ли всё это существование разума и добродетели?» - пишет Гомпертц.


Дж. Ховард Мур описывал обезьян, бравших под опеку осиротевших детенышей своего племени; и как две вороны выкормили третью, раненую – рана была заживающая, прошло несколько недель, в течение которых эти две вороны выполняли роль добрых самаритян.

Дарвин писал о слепом пеликане, который питался рыбой, принесенной ему другими пеликанами, обычно живущими на расстоянии в тридцать миль. Сильные самцы в стаде викуний (животные рода лам) будут идти сзади, чтобы защищать более слабых и медленно идущих членов стада от возможных хищников.

Сила памяти

Многие существа имеют такую память, которой человек может только завидовать. Муравьи возвращаются той же дорогой после долгих путешествий и узнают друзей после месяцев разлуки. Когда моллюск заканчивает передвижение, он возвращается точно на то же место на скале, где устраивался раньше. Каждый год птицы прилетают обратно к тем же гнездовьям – с точностью до дюйма. Рыбы тоже возвращаются в те же воды, чтобы вывести потомство. Лошади, которых используют в перевозках, обычно точно знают, где и когда остановиться - и как надолго. Белки, спрятав орехи, не колеблясь находят свои «клады».

Дж. Ховард Мур пишет, что после того, как слона вторично поймали в джунглях после 15 лет свободы, он помнил и слушался все старые команды. Змея, которую отнесли за сто миль от её дома, сумела найти дорогу назад.

Существует также множество свидетельств того, что многие существа, помимо людей, обладают мощным воображением. Пауки крепят края своих сетей, чтобы в случае бури они уцелели – загодя, до начала ветра. Разве это не доказывает способность предсказывать погоду или наличие воображения? Кошки, собаки, лошади и многие другие животные видят сны. А попугаи могут разговаривать во сне.

Часто лошади пускаются в паническое бегство, испугавшись предметов (например, больших камней или столбов), которые не составляют для них угрозы. Это показывает силу воображение, ведь страх лошади, подобно страху ребёнка, возник из ничего.

Кот, играющий с клубком шерсти, представляет, что играет со своей добычей.

Мы всегда склонны думать самое плохое о животных (и других существах). Мы заранее уверены, что они глупы, а наша трактовка их поведения основывается на безосновательных предрассудках. Так, к примеру, общеизвестна уверенность, что страус прячет голову в песок, поскольку не видя окружающего он якобы считает, что окружающие тоже его не видят. Но где доказательства этой теории? С такой же уверенностью можно сказать, что страус прячет голову в песок, потому что ему невыносимо смотреть на окружающее. Когда человек закрывает глаза, чтобы не видеть ужасных последствий несчастного случая – мы ведь не говорим, что он считает, будто таким образом станет невидимым.

Любовь

До того, как рабство было отменено, темнокожие люди, которые влюблялись, считались одержимыми «примитивной похотью в результате животного влечения». Кто на земле (или на небе) дал нам право высказывать подобные суждения о чернокожих людях, или о животных? Когда темнокожие создавали супружеские пары на всю жизнь – этим пренебрегали, называя «инстинктом». То же самое говорят о животных (имея стол же мало доказательств такого мнения). По какому праву люди утверждают, будто животные не проявляют эмоций? Ненавистники животных глумятся и говорят, что животные, демонстрирующие любовь, всего-навсего следуют инстинкту. Но кто это сказал? Где доказательства такого заявления? Почему те, кто жестоко обращается с животными, имеют право делать заявления, не имея никаких доказательств? Почему они, следуя такой своей логике, не говорят, что человеческие матери, проявляющие любовь к своим младенцам, всего лишь следуют инстинкту? (Конечно, когда им это выгодно, люди меняют свои взгляды. Даже вивисекторы и охотники, заявляющие, что животные не имеют никаких чувств, будут утверждать, что собственные кошки и собаки их обожают).

Существует множество достоверных историй о том, как животные рискуют жизнью ради спасения тех, кого любят. Свою собственную безопасность животные ставят на второе место, а главное для них – защита друзей.
Наблюдатели отмечали, что стадо слонов всегда передвигалось необычайно медленно, - чтобы слон, который не полностью оправился от перелома ноги, не отставал.
Другое стадо шло очень медленно, чтобы сопроводжать мать, нёсшую своего мертвого детеныша. Когда стадо останавливалось, чтобы поесть и попить, мать клала своего мертвого ребенка, а когда снова пускалось в путь – она брала его с собой. Остальные члены стада сопровождали её, разделяя горе. Замечено, что гориллы тоже движутся медленно, если один из них ранен и не может идти быстро. Вспомните это безусловное и полное великодушие в следующий раз, когда окажетесь в толпе людей, едущих на машине, поезде или самолете.

Альтруистическое поведение

Животные не только проявляют любовь; часто они демонстрируют поведение, которое можно описать не иначе как альтруизм. Старые львицы, у которых выпали зубы и которые больше не могут приносить потомство, теоретически, не имеют никакой ценности для остальной части прайда (львиной стаи). Однако молодые львы делят добычу с ними.
Молодые, проворные шимпанзе лазают на деревья, чтобы сорвать фрукты для своих старших сородичей. Замечено, что лисы приносят пищу пожилым или раненым лисам. Однажды лисицу ранили косилкой; и человек отнес её к ветеринару. Тогда другая лисица принесла пищу к месту, где лежала раненая. Лиса-самаритянка издавала плачущий звук, который используют лисы, сзывая своих малышей поесть (при том, что у неё не было детёнышей).

Гусак, служивший поводырем и опекуном слепой гусыне, осторожно брал её за шею и вел к водоёму, когда она хотела поплавать. Потом таким же образом отводил её домой. Когда появились гусята, отец-гусак, понимая, что мать не справится, сам заботился о них. Свиньи поспешат защитить тех из них, кто подвергается опасности. Когда дикие гуси кормятся, один выступает в роли стража - никогда не съест ни зёрнышка, пока он «на службе». Когда гусь-стражник побыл «на часах» какое-то время - он толкает клювом соседнего гусака, передавая ему полномочия по охране группы. Когда лебеди ныряют, обычно один остаётся на поверхности, следя за безопасностью. Снова и снова становятся известными случаи, когда собаки изнывают от тоски и умирают, будучи разлученными со своими хозяевами.

Животные способны страдать, они умеют общаться и проявлять заботу.

Известны случаи, когда животные приносили пищу голодным людям. Горилла Коко, которую учили общаться с людьми посредством языка жестов, дала врачебный совет женщине, жаловавшейся на расстройство желудка. Коко посоветовала ей пить апельсиновый сок. Когда женщина дней через десять навестила Коко и предложила ей соку, горилла отказывалась от напитка, пока не убедилась, что её «пациентке» стало лучше.
Киты, как отмечают наблюдали, просят помощи у других китов – и получают её. Дж. Ховард Мур описывал попытки крабов помочь другому ракообразному, перевернувшемуся на спину. Не справившись, крабы привели двух других, чтобы те помогли им.

Колли разбудила молодую мать и привела к кроватке ребенка. Он задыхался от слизи и едва дышал.

Что это, как не сострадание? Как люди, издевающиеся над животными, могут считать разумными себя, тогда как сами мучают тех, кто способен испытывать такие эмоции?


Конрад Лоренц (Konrad Lorenz) описал поведение гусака по имени Эдо (Суетливый), когда его гусыню убила лисица. Эдо стоял над телом гусыни, горюя. Он опустил голову и сгорбился. Он не пытался защищаться, когда на него начал нападать незнакомый гусак.
Можно ли назвать такое поведение иначе, чем скорбь после утраты любимой? В том, чтобы горевать, нет ничего от инстинкта выживания. Это продоложение эмоционального отклика - любви.

Видели, как барсук тащил другого барсука, сбитого автомобилем на дороге, вдоль изгороди, чтобы затем похоронить в лесу неподалеку.

Койоты образуют пары еще до того, как становятся сексуально активными - и впоследствии остаются вместе. Наблюдали, как самка койота вылизывала морду самца после акта любви. Потом животные свернулись и уснули. Гуси, лебеди и утки-мандаринки также образуют долгосрочные супружеские пары.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...