Monday, December 01, 2008

Освобожденные: Защищая животных / Uncaged - Protecting Animals

Всемирная Декларация прав животных

«Признание нравственных и юридических прав животных, а также их закрепление в Декларации Прав Животных Организации Объединенных Наций (ООН) – это логичное и неизбежное развитие этической мысли».

10 декабря 1948 года Генеральная ассамблея ООН ратифицировала Всемирную Декларацию Прав Человека (ВДПЧ). В ней закреплены основные положения о том, что человек не может быть рассмотрен – ни в законодательной, ни в общественной политике - как орудие власть предержащих или субъект государства, но что он обладает неотъемлемым достоинством и должен иметь возможность жить в соответствии с определёнными им самим приоритетами, при условии что они не ущемляют прав других людей. Ратификация ВДПЧ знаменует собой триумф гуманизма по окончании самой разрушительной войны в истории человечества, произошедшей в середине наиболее разрушительного века в истории.
(на фото - жертвы кислотного нападения, Бангладеш)

Даже если внедрение принципов прав человека с 1948 года и было неполным и неадекватным, ВДПЧ ознаменовала начало новой эры человеческой морали и риторики, когда наконец провозглашен приоритет сострадания, справедливости и прав личности над диктатом власти.

С приближением этой даты, 10 декабря, мы приветствуем дальновидность тех, кто создавал Декларацию прав человека, а также усилия всех тех, кто стремился претворить идеал в жизнь. Мы признаём возложенную на нас ответственность по искоренению нарушений прав человека во всем мире. Однако в то же время считаем, что в наибольшей степени можем отдать дань идеализму 1948 года, признав ограничения своих собственных идеалов и продолжая стремиться к формированию нравственности нашего будущего - так же, как в своё время создатели Декларации прав человека.

Мы уверены, что для будущего важны не столько укрепление и консолидация идеалов 1948 года, но их распространение, расширение их сферы. В частности, мы уверены в том, что пришло время признать, что нравственный императив включает в сферу защиты, установленную Декларацией, животных нечеловеческого вида (non-human animals). Человеческая раса уже признала, что животные - не средства удовлетворения наших желаний, и что их способность испытывать удовольствие и боль, счастье и страдание, требует от нас признания факта, что к животным нечеловеческой природы необходимо относиться с позиции тех же нравственных принципов, что и к человеку.

Признание за животными моральных и юридических прав и их закрепление в Декларации прав животных Организации Объединенных Наций – логическое и неизбежное развитие этого принципа. Поэтому нами учреждена Всемирная Декларация Прав Животных:

- На основании многочисленных свидетельств того, что многие виды животных способны испытывать разнообразные чувства, мы осуждаем причинение страданий нашим ближним, а также ограничение их поведенческих и прочих потребностей, - кроме случаев, когда это необходимо для их пользы.

- Мы не признаем того, будто межвидовые различия (по сути, не более чем различия разных рас) могут оправдать необузданную эксплуатацию и притеснение животных ради науки, спорта, использования в пищу, коммерческой выгоды или ради любых других целей человека.

- Мы уверены в эволюционном и нравственном родстве всех животных и заявляем о своём твердом убеждении, что все разумные и чувствующие существа имеют право на жизнь, свободу и естественные радости.

- Поэтому мы призываем к защите этих прав.

Эксплуатация животных людьми настолько глубоко укоренилась в человеческой культуре этого века, как это было с эксплуатацией наших собратьев-людей в прошлом столетии. Развитие прав человека, которым отмечены XX и XXI века, показался бы нашим предкам не менее радикальным, чем кажется отмена эксплуатации животных сегодня. Эта эксплуатация предшествует постановке любого вопроса о правах животных и даже человека, и наша обязанность - искать нравственное руководство не в традиционном или общепринятом, но в просвещенных принципах справедливости и сострадания, которые сформировали идеалы нашего времени. Допущение, будто животные не могут иметь прав потому, что мы их еще им не дали, осталось в прошлом. Мы обязаны искать истину с открытым и восприимчивым умом, в полном сознании, что будущее всегда принадлежало тем дальновидным храбрецам, которые смели подвергать сомнению общепринятый «здравый смысл» своего времени. Сегодня, спустя 53 года после формального учреждения прав людей, пришло время выдвинуть этот аргумент.

Различий между человеком разумным и другими животными - множество, но эволюция учит нас, что на фундаментальном уровне нас связывают неразрывные, кардинальные сходства. Генетически почти неотличимые от самых близких наших родственников - приматов, люди – это не апофеоз развития, но лишь крошечная ветвь великого древа.
Урок эволюции – в том, что практически в каждом аспекте мы видим общность между человеком и животными нечеловеческого вида.

Наука, равно как и опыт, учат нас, что невозможно продолжать считать животных некими механизмами или смесью инстинктов и рефлексов: они процветают на свободе или томятся в неволе абсолютно также как мы. Нельзя продолжать прикрывать жестокость невежеством.

Животные не умеют высказать свои интересы на нашем языке или недвусмысленно потребовать от нас соблюдения своих прав, - однако существование их интересов не подлежит сомнению. Все животные стремятся защитить свою жизнь, сохранить свободу; они жаждут того, что даёт им радость, и избегают всего, что причиняет боль – иными словами, животные хотят жить в соответствии со своими приоритетами. Более того, животные обладают и демонстрируют выразительнейшие черты индивидуальности, характера, - как любая личность. Согласно всему вышеперечисленному, животные родственны людям, как бы ни отличались детали их жизни от нашей. Если животные страдают от боли, защищают свою жизнь, свободу и удовольствия так же, как и мы – на каком основании мы продолжаем отказывать им в той защите, которая гарантирует жизнь, свободу и удовольствия нам?

Некоторые утверждают, будто животные лишены каких-либо прав по той причине, что им не хватает нашего интеллекта, эмоциональных связей или человеческого понятия морали, - или потому, что они не могут нести обязанности, возлагаемые обществом на своих членов. Да, мало кто будет отрицать, что почти все люди обладают этими способностями в гораздо большей степени, чем животные, - однако почему это должно лишать животных защиты от эксплуатации или причинения ущерба? На этот вопрос никто не дал ответа. Кстати, многие люди также лишены вышеперечисленных качеств: например, совсем юные или те, кто страдает от различных умственных отклонений вследствие болезни, врожденных пороков или увечий. Мы справедливо признаём, что такие люди заслуживают защиты не в меньшей, но даже в большей степени: им не отказывают в правах, - а напротив, всячески усиливают их поддержку. Мы несём особую ответственность перед теми, кто не способен пользоваться преимуществами участия в жизни человеческого общества и перед теми, кто не может эффективно защитить собственные интересы. В этом смысле применять противоположные принципы к животным человеческого и нечеловеческого видов означает вину в не имеющей оправдания дискриминации.

Животным было отказано в правах не по причине каких-либо значимых различий между человеком и нечеловеком, - но по тем же причинам, по каким лишались и продолжают лишаться прав люди: потому что предоставление им прав являет собой угрозу свободе власть имущих. Права людей были получены за счет привилегий богатых и власть имущих, при активном сопротивлении последних. Первопричина сопротивления освобождению животных – не разум или справедливость, но своекорыстные интересы человека.
(на фото - Рождественская открытка суфражисток, 1908 год)

В конечном счете, права животных угрожают свободе некоторых людей использовать их по своему усмотрению и ради собственной выгоды. Аргументы против прав животных не выдерживают детального рассмотрения ни с точки зрения логики, ни этики, поскольку они – арьергард ущербной, ложной философии.

Отговорка, что жизнь и деятельность человека существует изолированно от других существ, живущих на нашей планете, уже нежизнеспособна. Эволюция учит нас не высокомерию, но смирению, и величайшие безрассудства нашего технологического столетия служат подтверждением того, что мир природы – это вовсе не собственность и не слуга человека. Дальнейшие отговорки, будто лишение других животных преимуществ сострадания и справедливости оправдывается статусом человека как доминирующего вида, несостоятельны. Власть более не является мерой нравственной ценности и достоинства. Это - урок нашего века.

Так же, как создатели Всемирной Декларации Прав человека действовали в рамках долгосрочных философских традиций Просвещения и в ответ на чудовищные события первой половины XX века, создатели Декларации Прав Животных руководствовались гуманистической философской традицией, а также беспрецедентным размахом эксплуатации животных в конце XX столетия.

Интенсивное сельское хозяйство, уничтожение природы, разрушение окружающей среды, внедрение новейших научных процедур, типа клонирования и ксенотрансплантации – всё это означает издевательства и жестокость в обращении с животными, немыслимые даже полстолетия назад. Сосуществование признания прав личности для людей - и организованного, узаконенного издевательства над животными в глобальном масштабе - это этический вызов, который более невозможно игнорировать, и который, мы уверены, определит прогресс нравственности и цивилизации грядущего века.
(на фото - клонированная свинка, обреченная на ксенотрансплантацию)

Декларация прав животных – жест доброй воли и основополагающий принцип. Мы отметили 50-ю годовщину Декларации прав человека, заявив о своём намерении достичь цели, а именно учреждения и юридического закрепления прав животных Организацией Объединенных Наций к столетию первой даты, 10 декабря 2048 года.

Вызов, перед которым стоит человечество, - пересмотреть наше понимание прогресса, признав и защитив права животных. Это барометр уровня развития человеческой цивилизации, а также уровня защиты прав людей. Эволюция человечества, ее принципы и их внедрение не заканчиваются XX веком: граждане грядущего века, сегодняшние дети и молодёжь, не упустят возможности ознаменовать нравственный прогресс своего времени, как мы – своего. Будущее принадлежит им, но начинается с нас, сегодня.

источник
Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт
http://elena-kuzmina.blogspot.com/


еще по теме: AnimalsSlavery.Net

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...