Wednesday, November 25, 2009

Похороны шимпанзе Дороти/ World Marvels At Photo From Dorothy's Funeral At IDA Africa

Благодаря публикациям в National Geographic и лондонской Daily Mail, трогательная фотография похорон Дороти, шимпанзе из спасательного центра Санага-Йонг в Камеруне, Западная Африка, разнеслась по всему миру через Интернет.

Вот что рассказала автор снимка, фотограф Monica Szczupider.

23 сентярбя 2008 года Дороти, самка шимпанзе, умерла в возрасте сорока с лишним лет от остановки сердца. Она прожила 8 лет в спасательном центре Санага-Йонг (Sanaga-Yong Chimpanzee Rescue Center), который дает приют и заботу шимпанзе, пострадавшим вследствие уничтожения ареалов обитания или от рук африканских торговцев экзотическим мясом (bushmeat).

Родителей Дороти убили охотники, а её продали в качестве "талисмана" в парк развлечений в Камеруне. Следующие 25 лет шимпанзе подвергалась всяческим издевательствам: посадили на цепь, дразнили, на спор приучали пить пиво и курить. В мае 2000 года страдающая ожирением вследствие неправильного питания и недостатка движения, Дороти вместе с десятью другими приматами была спасена зоозащитниками и перевезена в центр Санага-Йонг. По мере того, как состояние её здоровья улучшалось, проявлялась невероятная доброта Дороти. Она заменила мать для осиротевшего шимпанзе по имени Бубуль (Bouboule), подружилась со многими другими обитателями центра, включая альфа-самца Джеки и Наму, еще одного спасенного из парка развлечений.

Моника, автор фото и волонтер Центра, рассказала: "Присутствие и утрату Дороти, без сомнений, ощутили все животные в группе. Руководители Санага-Йонга решили позволить другим шимпанзе присутствовать на её похоронах, с тем, чтобы они поняли, что Дороти больше не вернется. Некоторые из шимпанзе проявляли агрессию, другие были расстроенны и издавали плачущие звуки. Но пожалуй самой поразительной реакцией была продолжительная тишина и полное, почти осязаемое, молчание. А ведь всем известно, что обычно шимпанзе - далеко не тихие существа".

Центр Санага-Йонг был основан в 1999 году ветеринаром Шери Спид (Sheri Speede) - на фото она нежно поддерживает голову Дороти; рядом с ней - сотрудник центра Ассоу Феликс (Assou Felix).
Под управлением IDA-Africa (африканского отделения организации "В защиту животных" IDA), эта негосударственная организация стала домом для 62 шимпанзе, живущих на просторной лесистой территории.

Сплоченные глубокой скорбью, более десятка шимпанзе, выстроившись в ряд, в молчании наблюдают из своего вольера, как тело одной из них провозят мимо. Когда Дороти умерла, остальные обитатели Центра оказались поражены горем. Они поддерживают друг друга за плечи в порыве солидарности.

Жители местной деревни стали настоящими защитниками и сиделками для шимпанзе - а забота очень нужна этим животным. Все они осиротели, когда их матерей убили ради нелегальной торговли экзотическим мясом (bushmeat). Охотники поймали этих шимпанзе совсем малышами, цепляющимися за тело убитой матери, и продавали в качестве домашних игрушек.

До недавнего времени описание сцен, подобных похоронам Дороти, с использованием человеческих эмоций - горе, скорбь, - ученые высмеяли бы, назвав "наивным приписыванием животным человеческих качеств".

Однако появляется всё больше доказательств того, что "высшие эмоции" - такие, как скорбь после смерти любимого существа, а также глубокое осознание такого явления, как смерть, - вовсе не являются прерогативой представителей человеческого вида.
Шимпанзе создают и поддерживают чрезвычайно сложные социальные взаимоотношения. Этих животных часто наблюдали горюющими об утраченных членах семьи - погруженными в тихую скорбь, в подавленном эмоциональном состоянии и поведении.

Подобные сложные эмоции проявляют не только приматы и даже не только млекопитающие. Например, недавно доктор Марк Бекофф (Dr Marc Bekoff), этолог в Университете Колорадо, предоставил материалы, доказывающие, что сороки могут не только скорбеть об умерших собратьях, но даже совершают подобие похоронного ритуала.

Так, каждая из четырех сорок в группе по очереди подходила к телу своего мертвого сородича. Затем две из птиц улетели, вернувшись с пучками травы, которую положили над трупом. После чего сороки замерли в некоем подобии торжественной вахты.

Существует много свидетельств тому, что птицы семейства Corvidae, которое включает ворон, сорок и грачей - выполняют множество сложных социальных ритуалов.

Но наиболее известны своими ритуалами, совершаемые над умершими среди животных нечеловеческой природы - слоны. Они могут проводить целые сутки, охраняя тело умершего собрата, тихонько трогая останки своими хоботами - в состоянии, которое вполне можно назвать глубокой скорбью.
Слоны - очень социальные и высокоинтеллектуальные животные, и их великолепная память вовсе не миф. Поэтому неудивительно, что утрата члена семьи вызывает глубокую эмоциональную реакцию.

Эволюция ритуалов над умершими у человека затеряна в тумане времен. Есть доказательства того, что вымершые разновидности гоминида [любые приматы семейства Hominidae, которое включает современного человека (Homo sapiens) и его вымерших предков - прим. перев.], такие как неандертальцы, осознавали значение смерти, хороня своих мертвецов и даже посыпая могилы цветами.

Вид группы шимпанзе, наших ближайших родственников, которые отдают трогательную дань последнего уважения ушедшей любимой сестре, может дать нам представление о том, каким образом эта глубочайшая и фундаментальная эмоция развивалась у наших предков.

источники: 1, 2, эл. рассылка IDA

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...