Sunday, December 20, 2009

Кошки в исламской культуре / Cats in Islamic Culture

автор - Cem Nizamoglu

«Кошек издавна либо почитали как богов, либо преследовали как демонов.
В Средние века в Европе кошек и женщин причисляли к исчадиям дьявола. И как результат – мучили, сжигали и убивали другими немыслимыми способами, поскольку люди верили, что подобным образом они избавятся от зла и болезней. Так, во время эпидемии чумы было убито множество кошек – правда, это не помогло и даже усугубило ситуацию».
[Glossary of Religion and Philosophy: Black Death].

С другой стороны, с давних времен кошки почитались, их любили и относились к ним с пониманием. Начиная с прозвища Абу Хурайра (Abu Hurairah) - отец кошек - и заканчивая небольшой «Фигуркой кошки на оттоманском держателе кольца» - существует множество упоминаний кошек в мусульманской цивилизации, хотя большая часть их утрачена или скрыта.

В данной статье мы процитируем несколько источников, свидетельствующих о том, как относились к кошкам в мире ислама.

В начале вступительной статьи к книге Лорейн Читток «Кошки Каира» (Lorraine Chittock Cats of Cairo), Аннамари Шиммель (Annemarie Schimmel) пишет:

«Когда в 1830-х британский востоковед Лейн (E. W. Lane) проживал в Каире, он с большим удивлением наблюдал, как ежедневно в саду Правосудия собиралось огромное количество кошек. Люди приносили туда корзины с едой для этих животных. Лейну рассказали, что подобным образом Кадий (Qadi – y мусульман назначаемое из высшего духовенства лицо, исполняющее обязанности судьи - перев.) выполнял обязательства, данные в XIII веке при правлении султана Мамлюк (Mamluk – исламская династия) аль-Захир Байбарс (al-Zahir Baybars).
Султан, который обожал кошек, даровал городу «кошачий сад», где все каирские мурлыки смогли бы найти всё, что им нужно. С течением времени это место продавалось и перепродавалось, однако закон требовал, чтобы стародавний подарок султана почитался.
Традиция сохранена. До наших дней посетители Каира увидят множество кошек в этом городе – а также в Стамбуле, Кайруане (Тунис), Дамаске и других исламских городах. (…) Часто мы замечали кошек в мечетях, и туда их охотно впускают не только чтобы ловить мышей».
[Lorraine Chittock, Cats of Cairo].

«С давних времен арабы держали в своих домах кошек. Иначе нам трудно было бы понять почему (по словам одного древнего историка) молодая вдова пророка, Айша (A'isha) жалуясь на то, что все покинули её, говорила: "Даже кошка моя ушла от меня"». [Muttaqun On-Line, "Cats: According to Quran and Sunnah"].
Кошки «являлись компаньонами многих мусульман, от домохозяек до великих ученых мужей. Этих животных любили не только за красоту и изящество, но и с практической точки зрения. Так, мусульманские ученые сочиняли оды в честь своих кошек, поскольку те защищали их бесценные книги от мышей».
Кошки не только уничтожали грызунов и других опасных животных вроде скорпионов, но и служили примером для мусульман. Вот история Ибн Бабшада (Ibn Babshad) :

«Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась – снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году (устный рассказ записан в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири)».

Тысячи суфийских историй также повествуют о кошках. Например, рассказ Суфи Шиби (Sufi Shibli), датируемый X веком, об увиденном им сне, в котором ему прощены были все грехи за спасение жизни одного котенка.

Суфисты были не только религиозными деятелями; среди них были учителя, математики, врачи, советники, а также другие занимавшиеся известными в те времена науками. Они изучали астрономию и молекулы. А также писали, что «урчание кошки часто сравнимо с дхикр (dhikr), ритмическим монотонным повторением священных текстов», которое среди прочего использовали в ранней исламской медицине для исцеления больных. Современная наука не так давно обнаружила подтверждение целебной силы кошачьего урчания, частоты которого способствуют залечиванию и сращению переломов костей.
[The Importance of Sound in Healing].

Любовь к кошкам отразилась не только в изобразительном искусстве, но и в легендах. Некоторые называют их «суевериями», но на самом деле мифы проливают свет на повседневную жизнь древних людей, наших далеких предков. Вот несколько примеров:

«Считается, что кариина (qariina, что значит «добрый дух») часто принимает облик кошки или собаки, или другого домашнего животного. Верование, что кариина вселяется в тело кошки по ночам настолько сильно, что ни копт (представитель группы египетских арабов, исповедующих христианство - перев.), ни мусульманин не решится обидеть или поранить кошку после наступления темноты. (Существует много историй об ужасных последствиях подобных проступков)».

Из мифа о шахе Исмаиле Сафави (Shah Ismail Safavi):

«С ним всегда был его кот, и врагом становился ему тот, кто его обижал. У [Исмаила] был шатер, в котором было 365 или 366 входов, круглых как мир, и утром открывался тот, которым ежедневно пользовался кот.... Говорили, что в облике этого кота [Исмаил] имел духа-защитника, помогавшего и советовавшего ему, и совершившего с ним много чудес...».
[Medieval Christian Perceptions of Islam -A Book of Essays, edited by John Victor Tolan, London/New York: Routledge, 2000]

Кошачьи фигурки можно найти в разных областях истории Ислама, от изобразительного искусства до литературы, украшений и монет, ковров и бытописаний.
Существуют упоминания кошек в полузабытой истории мусульманской науки, например, о кошках пишется в научной книге IX века под названием Kitab Al-Hayawan (Книга животных).

Есть записи о постройке заведений для защиты животных, среди них – дома-приюты для кошек.

В исламском мире кошку почитают и защищают, потому что кошек любил пророк Мухаммед. Существует множество историй о пророке Мухаммеде и кошках, в результате чего расцвела любовь к этим животным среди мусульман.

Пророк Мухаммед советовал людям относиться к кошкам как к членам семьи, то есть о кошках надлежит заботиться. Не только на словах, но и на деле пророк служил отличным примером в этом.

Одна из самых знаменитых легенд говорит о кошке по имени Муэзза (Muezza), или Муизза (Mu'izza). Это была любимая кошка пророка Мухаммеда. Однажды когда прозвучал призыв к молитве и пророк собрался облачиться в свое одеяние, он заметил, что кошка заснула на одном из рукавов. Чтобы не потревожить кошку, Мухаммед отрезал этот рукав. Когда пророк вернулся после совершения молитвы, кошка проснулась и низко поклонилась ему.
[by Georgie Anne Geyer: "When Cats Reigned Like Kings" Page 4 and 28].
Пророк трижды погладил кошку.

Также считается, что когда пророк читал проповеди, на своих коленях он часто держал Муэззу.

И его последователи, и сам пророк «радовались присутствию кошек» ["Power of Words: Prophet (s.a.w.) and a cat"]. Так, в начале VII столетия жил Абу Хурайра (Abu Hurayrah), известный сподвижник и основной повествователь изречений и деяний пророка. Свое прозвище Абу Хурайра (что означает дословно «отец кошек») получил от пророка за то, что заботился о маленьком котенке. (По-арабски кот – qit, но маленький кот мужского пола называется hurayrah).

Существует легенда о том, как кошка спасла пророка от смертельно опасной змеи. Вот как описывает Аннамари Шиммель:

«Есть разные варианты легенды о том, как кошка Абу Хурайры, которую тот носил с собой, спасла пророка от опасной змеи. За это пророк приласкал её, так что следы пальцев пророка до сих пор видны на лобиках большинства кошек в виде четырех полосок. Кроме того, после того, как рука пророка коснулась спинки кошки, она обрела способность всегда приземляться на лапы, никогда не падая на спину».
[A. Schimmel, Deciphering the Signs of God, Albany, NY, 1994].

«Кошка настолько чистое животное, что позволяется совершать омовение перед Молитвой той водой, которую пила кошка.

К сожалению, в наши дни некоторые люди преступают традиции пророка, верша зло, мучая и отравляя кошек. Согласно исламу, за это следует жестокое наказание.

Ислам отводит кошкам особое место, как любимым и почитаемым животным, тогда как жестокое обращение с ними считается тяжким грехом. В достоверном хадисе (hadith – сказание о словах и деяниях Пророка) сказано: "[одна] Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания"».
[Islam Web , "Islam Teaches the Love of Animals"]

«Люди часто упоминают о любви пророка Мухаммеда к кошкам. Независимо от того, насколько достоверен хадис "Любовь к кошкам – часть веры", в нем отражается общее отношение к этим маленьким созданиям семейства кошачьих».
В исламе есть свидетельства бережного отношения и к другим животным, например, к лошадям, верблюдам, пчелам, муравьям и даже мухам.

Проявление милосердия к животным – часть ислама.
Пророк Мухаммед учил милосердию ко всем созданиям Аллаха.

источник; также фото с сайта

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...