Sunday, October 31, 2010

Еда из McDonald´s не испортилась за полгода/ McDonald's Happy Meal shows no sign of decomposing after SIX MONTHS

10 апреля 2010 года художница и фотограф из Нью-Йорка Салли Дэвис (Sally Davies) купила в ресторане быстрого питания McDonald´s детский набор Happy Meal, состоящий из гамбургера и порции картофеля-фри.

На фото: Свежая еда - набор Happy Meal в день, когда его купила Салли Дэвис

Ежедневно на протяжении полугода художница фотографировала купленный набор. Чем дольше тянулся «проект Happy Meal», тем более пугающими для его автора были результаты. Салли хотела составить график разложения пищи, но оказалось, что продукция McDonald´s отказывается следовать законам природы.

Салли Дэвис наблюдала за макдональдсовской едой у себя на полке со всё возрастающим ужасом:
«Я купила Happy Meal 10 апреля этого года и принесла его домой, чтобы понаблюдать, что будет, если еду оставить лежать некоторое время. McDonald´s я выбрала потому, что он был ближайшим к моему дому в Манхэттене. Однако в такой эксперимент можно вовлечь любой ресторан сети быстрого питания.
Уже на второй день эксперимента меня поразило то, что еда перестала пахнуть. Вообще. И тогда же мои собаки, до этого кружившие около полки с едой в попытках выяснить, что там такое, потеряли к ней интерес».

Ожидая, что через несколько дней после покупки пища начнет покрываться плесенью, миссис Дэвис перешла от удивления к шоку, поскольку картошка фри и бургер не имели ни малейших признаков разложения даже спустя две недели.
«Вскоре я поняла, что с купленной в Макдоналдсе едой что-то неладно. Картофель фри немного сморщился, как и бургеровская начинка, но в целом внешний вид еды не менялся, хотя прошли уже не недели, а месяцы с момента покупки. И вот, спустя шесть месяцев, пища затвердела и стала похожа на пластмассу, приобретя к тому же акриловый блеск».

На фото: День 171. Вкуснятина. Выглядит чуть засохшей и с «акриловым блеском», однако сдобная булочка не имеет никаких признаков плесени.

Салли Дэвис – веган, она говорит: «Лично для меня этот эксперимент стал скорее забавным, чем пугающим. А вот если бы я ела мясо, меня бы результаты проекта сильно шокировали и испугали... Почему даже сдобная булочка не оказалась затронута плесенью? Это очень странно».

В ответ на вопрос, правда ли, что продукты McDonald´s не подлежат биологическому разложению, пресс-секретарь компании Данья Прауд (Danya Proud) заявила: «Это не более чем нелепые слухи и фальшивое утверждение».

Ранее Джоанн Брусо (Joann Bruso) из Денвера проводила подобный эксперимент, оставив порцию Happy Meal в ожидании разложения пищи – в течение целого года, чтобы подчеркнуть опасность фаст-фуда для здоровья.

Морган Спёрлок (Morgan Spurlock) в 2004 году снял документальный фильм «Двойная порция» (Super Size Me), в течение 28 дней питаясь фаст-фудом и тщательно фиксируя все сопутствующие изменения в собственном организме.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Saturday, October 30, 2010

Животные способны к духовным переживаниям/Discovery News: Animals Said to Have Spiritual Experiences

Животные (не только люди) способны испытывать переживания духовного характера, утверждает выдающийся невролог, который проводит исследования процессов духовного восприятия на протяжении уже 30 лет.
Исследователи выяснили, что духовный опыт связан с основными участками мозга, которые есть и у животных.
Сложность, как всегда, состоит в том, чтобы доказать переживания животных.

«Поскольку только люди владеют речью, чтобы поведать о богатстве духовного опыта, едва ли мы когда-нибудь с уверенностью сможем знать о субъективных переживаниях животных», - рассказал Discovery News Кевин Нельсон (Kevin Nelson), профессор неврологии Университета Кентукки. «Но несмотря на речевые ограничения, резонно заключить, что, поскольку за духовные переживания отвечают основные участки нашего мозга, животные также способны к духовному опыту».
Кевин Нельсон – автор книги «Двери духовности в мозге» (The Spiritual Doorway in the Brain), которая выйдет в январе 2011 года.

«У людей мы знаем, что если затронуть участок мозга, в котором сходятся воедино зрение, чувство движения, ориентация в гравитационных полях Земли и осознание положения нашего тела, вызвать внетелесные переживания будет легко – словно щелкнуть выключателем. Нет никаких причин думать, будто для мозга собаки, кошки или примата это не так».

Другие млекопитающие также скорее всего имеют предсмертные переживания, сходные с теми, которые описывают люди, уверен ученый. Некоторые люди рассказывают, что видели свет и чувствовали, что движутся по туннелю. Феномен туннеля «объясняется восприимчивостью глаза к низкому кровяному давлению, характерному для обмороков или сердечных приступов. При замедлении кровопотока прежде всего страдает периферийное зрение. Нет причин считать, что другие животные отличаются от человека,» - говорит ученый.

Кроме того, Нельсон добавляет: «По сути, связь между быстрым движением глаз (во время сна) и психологические кризисы, провоцирующие околосмертный опыт, гораздо более тесно связаны у животных, например, у кошек и крыс, что мы могли наблюдать во время опытов».

Поскольку другие животные, такие как приматы нечеловеческого вида, лошади, коты и собаки, обладают мозгом, строение которого сходно с человеческим, вполне возможно, что они испытывают мистический опыт и даже ощущают свою духовную идентичность, считает Нельсон.

Марк Бекофф (Marc Bekoff), профессор экологии и эволюционной биологии Университета Колорадо, также считает, что животные имеют духовный опыт, – он называет это способностью испытывать нематериальное, неосязаемое, неуловимое, интроспективное, - всё то, что способны испытывать люди.

И он, и приматолог Джейн Гудолл (Jane Goodall) наблюдали, как шимпанзе самозабвенно танцевали в водопадах, образовавшихся после ливней. Некоторые из шимпанзе даже погружались в подобие транса, совсем как люди во время религиозных ритуалов.

Джейн Гудол размышляет: «Разве нельзя допустить, что это поведение шимпанзе вызвано чувствами сродни благоговению и удивлению? После танцев у водопада животное может сесть на камень и просто следить, как падает вода».
«Возможно, что в подобных ритуалах участвуют многие животные, просто нам не посчастливилось их увидеть, - пишет Бекофф в Psychology Today. – Давайте будем открыты для идеи о том, что животные могут быть духовными существами. Давайте обсудим очевидность, подтверждающую это заявление. Хоть и немногочисленные, наличествующие факты говорят: Да, животные способны к духовным переживаниям. Необходимо продолжать вести исследования и проводить междисциплинарные дискуссии, прежде чем говорить, что животные не способны к духовности».

Из комментариев к статье:

Всегда забавно читать, как ученые пытаются дать объяснение духовности.

Любой феномен, вытекающий из физической основы, сам является физическим. Поэтому нефизические, то есть метафизические или духовные феномены, не могут объясняться физическими структурами, будь то мозг людей или животных. Только духовная сущность способна вызывать подлинные духовные феномены. «Духовность», о которой идет речь в статье, сведена к артефакту (физического) мозга. Статья рассказывает об особенностях деятельности мозга в исключительных обстоятельствах.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Friday, October 29, 2010

Мне всегда нравилось, как кошка смотрит на человека. Из "Правил жизни" Кейси Эффлека/Casey Affleck quotes

Мне кажется, что у животных должно быть больше прав, чем у людей. Ведь, в отличие от людей, животные не способны о них заявить.

В детстве у меня была змея. Я получил ее на день рождения, а на следующее утро нашел ее в коробке вместе с дюжиной извивающихся деток. Мы с матерью отпустили их на волю — там, в высокой траве рядом с пляжем. Потом у меня были черепаха, морская свинка, собака, девушки, а также много ленивых и сонных кошек. Мне всегда нравилось, как кошка смотрит на человека.

Считайте, что я — как кошка. У меня полностью отсутствует взаимопонимание с мышами.

Я не всегда понимаю, как себя вести, когда на моих глазах кто-то плохо обращается с животными. Иногда я вмешиваюсь. Иногда я что-то говорю на ходу. А иногда я просто прохожу мимо, ничего не сделав и ничего не сказав. Я такой же, как все: я вижу жестокость слишком часто, и поэтому чувствую себя бессильным. Моя подруга в таких ситуациях всегда поднимала крик. Начинала орать на людей, как сумасшедшая. Не стеснялась кричать на кого угодно и где угодно. Глядя на нее, я всегда ощущал себя жалким мучным червем.

Я перестал есть соевое мясо очень давно. Ведь это очень порочная идея — имитировать то, от чего ты сознательно отказался.

источник

Thursday, October 28, 2010

Празднуя Хэллоуин, берегите своих домашних животных/ Protect Pets on Halloween

Ветеринары и приюты для животных настоятельно советуют беречь своих домашних любимцев и соблюдать меры предосторожности во время празднования.
Вот некоторые рекомендации.

Шум и незнакомые люди

На праздник Хэллоуин дети стучатся в двери и требуют угощения со словами «Откупись, а то заколдую!» Разумеется, дети создают шум, который может повергнуть в панику вашего домашнего питомца.
На время праздника лучше держать кошку или собаку в тихой комнате подальше от входной двери.

Даже самые спокойные животные могут испугаться. Собаки могут укусить кого-то из незнакомых людей, или же в панике вырваться на улицу.

Намереваясь вывести собаку погулять в Хэллоуин, используйте более короткий поводок, чем обычно. Подчеркиваем: дети и взрослые в необычных костюмах или масках могут напугать вашего питомца, спровоцировав агрессию даже у самого добродушного пса.

Конфеты

...и прочие сладости, особенно шоколадные, - сущая отрава для животных. Они могут спровоцировать рвоту, беспокойство, проблемы с сердцем и даже смерть.
Запрещайте детям угощать ваших животных сладостями.

Свечи

Будьте предельно бдительны с использованием свечей и любого открытого огня. Животные могут задеть свечу, спровоцировав пожар. Убедитесь, что любые воспламеняющиеся предметы находятся вне досягаемости животными.

Помните: кошки могут прыгать очень высоко; если у вас в доме есть птицы – они могут пролететь, заинтересовавшись огнем.
Если ваш питомец проявляет особый интерес к огню (ставит лапки на стол, где горят свечи, и т.п.) – закройте его в другой комнате, или уберите свечи.

Если вы непременно хотите нарядить вашего домашнего любимца в костюм, следите, чтобы он ни коим образом не сковывал движения животного и не закрывал ему глаза. Если животное выражает недовольство вашими попытками надеть на него костюм – ни в коем случае не принуждайте его. Это может вызвать стресс, агрессию и прочие поведенческие отклонения у любого домашнего животного, будь то собака, кошка или игуана.

Помните:
вы можете захотеть надеть костюм на вашего домашнего питомца, но ему необязательно понравится носить этот костюм.

Если ваше домашнее животное привыкло бывать на улице – в ночь Хэллоуина не оставляйте его там. В панике от шума, многолюдья и огней животные часто пропадают и/или гибнут.

Хэллоуин – не лучшее время, чтобы оставлять вашего питомца на улице.
Жестокие и злобные люди используют праздник как прикрытие для проявления своих патологий, они издеваются и убивают животных.
Вообще же, любые зоозащитные организации и специалисты-ветеринары советуют держать кошек и котов в доме постоянно.
ДОМашний кот будет здоровее, веселее и проживет гораздо дольше.

Особенно внимательно следите за своими черными котами и кошками! Они чаще всего становятся мишенями для жестоких шуток на Хэллоуин. Лучше, чтобы черный кот или кошка оставались внутри дома всю неделю накануне Хэллоуина.
Многие приюты для животных отказываются отдавать черных котов и кошек «на усыновление» накануне Хэллоуина, поскольку в этот период особенно часты случаи издевательств над такими животными.

источник; источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

См. также о безопасном праздновании Хэллоуин



Wednesday, October 27, 2010

Последствия взрыва резервуара с химическими отходами на западе Венгрии

Фото дня.
Из-за прорыва дамбы на заводе по производству алюминия взорвался резервуар с ядовитыми химикатами. Так называемый красный шлам, который содержит оксид железа, залил несколько населенных пунктов.
Погибли 4 человека и большое количество животных.
Более 120 человек получили ранения.

Браконьеры уничтожают африканских носорогов/WWF: African rhino poaching crisis

(На фото: детеныш и самка черного носорога, которая восстанавливается после ветеринарной операции - животное было ранено выстрелом в спину). 

В Африке браконьеры убивают по меньшей мере одного носорога каждый день.

В последние полтора года браконьерство процветает, подстегиваемое спросом черного рынка в Азии на носорожьи рога. Цифры суровы – в целом по континенту за последние 5 лет погибло от рук браконьеров более 600 носорогов; а отдельно по Южной Африке с 2009 года зарегистрирована гибель 212 носорогов.

Некогда Африку населяли сотни тысяч этих животных. Южная Африка по праву гордилась тем, что на её территории живут черные и белые носороги, составляющие 80% всей популяции. В последнее время страна теряет по меньшей мере 20 носорогов ежемесячно. От исчезновения носорогов отделяют 4 тысячи черных носорогов и 17 с половиной тысяч белых носорогов – на всей территории Африки.

Мэттью Льюис (Matthew Lewis), специалист WWF в области африканских видов животных, говорит: «Эта браконьерская эпидемия чрезвычайно опасна. Если её не пресечь, все достижения последних 10 лет по восстановлению и охране популяции носорогов, окажутся под угрозой. Это крайне негативно влияет на разнообразие биологических видов, а также отражается на туристической индустрии и связанных с ней людях».

Рост гибели носорогов от рук браконьеров напрямую связан с ростом спроса на носорожьи рога на азиатском рынке. Чрезвычайно разветвленная сеть международных синдикатов, состоящих из преступников-браконьеров, использует для достижения своих бесчеловечных целей самые современные технологии, от приборов ночного видения и бесшумного оружия до вертолетов и прочего оборудования.

В сентябре 2010 года прошли акции в поддержку охранительных мероприятий в ареалах обитания носорогов с высоким риском браконьерства и для привлечения внимания общественности к этой проблеме. Кроме того, целью акций был сбор средств для борьбы с браконьерством, в пользу рейнджеров, посвятивших свою жизнь защите африканских носорогов.

«Мы ожидаем от людей, что в течение этого месяца они проведут акции в защиту оставшихся в живых носорогов и в поддержку людей, которые помогают этим животным выжить. Это мужчины и женщины, которые находятся на линии огня, ежедневно рискуя жизнью в сражении против изощренных, жестоких, безнравственных и до зубов вооруженных преступников, ведущих международную торговлю носорожьими рогами», - сказал доктор Джозеф Окори (Dr. Joseph Okori), руководитель программы WWF по защите африканских носорогов.

Достижения WWF:

- Всемирный фонд защиты животных (WWF) принимает активное участие в охране носорогов в Африке уже более 45 лет.
- В 1997 году Фонд WWF запустил программу «В защиту африканского носорога» (African Rhino Program). С помощью наших сторонников, удалось увеличить популяцию черных носорогов с угрожающей цифры в 3000 до 4000.
- Популяция белого южного носорога в конце XX века составляла менее 100 животных. Совместно с другими организациями, WWF сыграл значительную роль в процессе оздоровления и увеличения популяции этих животных – сегодня их более 17 тысяч.
- Фонд WWF является соучредителем организации TRAFFIC, которая занимается предотвращением и борьбой с нелегальной торговлей разнообразными видами животных, включая носорогов.

Вы тоже можете помочь!
- Читайте, узнавайте о нелегальной международной торговле предметами из органов животных, рассказывайте об этом всем, кого знаете.
- Не поддерживайте жестокость и убийства вашими деньгами. Никогда и ни в какой форме не покупайте ничего, что сделано из органов животных (включая носорожьи рога) или из редких растений.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Tuesday, October 26, 2010

Жестокость к животным = жестокость к людям/ Animal Abuse as Clue to Additional Cruelties

В ответ на растущее количество фактов, доказывающих, что мучители животных, как правило, на этом не останавливаются и подвергают нападениям также и людей, власти американских штатов ужесточают наказания за жестокое обращение с животными и разрабатывают более эффективные методы отслеживания тех, кто уже обвинялся в подобных нарушениях.

(на плакате слева: 
"Люди, жестокие к животным, 
редко останавливаются на этом")

Законодательные власти штатов особое внимание уделяют людям, которые держат у себя большое количество животных, не предоставляя им элементарных условий содержания, поскольку мучители животных склонны к рецидивизму (повторным проявлениям жестокости), а освобождение и забота о животных будет стоить штату немалую сумму денег.

По меньшей мере 27 штатов позволили судебным органам запрещать мучителям животных владеть или как либо соприкасаться с домашними животными. Это почти вдвое больше, чем десять лет назад. Еще в трёх штатах введение подобных судебных мер находится на стадии обсуждения. Штаты Теннеси и Калифорния рассматривают возможность создания онлайновой регистрации мучителей животных.

«Дело не в том, что насилие над животными широко распространено. Просто в последние годы люди признали, что насилие над животными – опасный сигнал, свидетельствующий о других типах насилия и небрежного обращения», - говорит Стефан Отто (Stephan Otto), руководитель юридического отдела Фонда юридической защиты животных (Animal Legal Defense Fund). «Кроме того, у штатов недостаточно средств для освобождения животных, оказания им ветеринарной помощи и прочих затрат, связанных с подобными случаями».

В округе Франклин, штат Огайо, например, по оценкам спасателей животных, только одно дело стоило им более $1.2 миллиона – речь шла о спасении и дальнейшем содержании более чем 170 собак, конфискованных в одном из домов.

В Дирборне, штат Мичиган, округ потратил более $37 тысяч в процессе очистки дома обвиняемого, Кеннета Лэнга Младшего (Kenneth Lang Jr.). Там представители властей обнаружили более 150 трупиков собак породы чихуахуа и помесей, а также более 100 живых собак, которые были покрыты фекалиями и болячками. Много мертвых собак обнаружены в холодильниках и морозильных камерах этого дома.

Более 30 штатов уже ввели законы, по которым затраты о заботе и лечении животных, спасенных от мучителей, возлагаются не на налогоплательщиков, а на самих подсудимых. Столько же штатов уполномочили ветеринарных врачей информировать власти о подозрениях о жестоком обращении с животными.

Чиновники, которые следят за соблюдением законов, зачастую не выдвигают обвинений против мучителей животных из-за недостатка средств; вместо этого они прибегают к исправительному обучению. В результате животные остаются под опекой своих мучителей.

«Помимо защиты животных от мучений во время длительных судебных процессов, нам приходилось беспокоиться и о том, чтобы не обанкротиться, заботясь о сотнях животных в течение долгого времени», - сказал Вильям Ламберт (William Lamberth), прокурор округа Самнер, штат Теннеси. В этом штате в 2007 году приняли закон о том, что обвиняемые в жестокости к животным оплачивали содержание конфискованных у них животных, в противном случае теряя право владения ими. Прокурор добавил, что этот закон позволил штату сэкономить уже десятки тысяч долларов.

Власти штаты также стремятся к эффективному отслеживанию мучителей животных. Сторонники введения регистрации говорят, что это позволит приютам для животных отслеживать информацию о потенциальных «усыновителях», предупреждать о ранее обвиненных в содержании большого количества животных, а также предоставлять информацию о мучителях животных. Противники подобной регистрации говорят, что после того, как обвиняемые отбыли наказание и оплатили штрафы, они не должны преследоваться. Кроме того, введение подобных регистраций потребует новых затрат. Однако сторонники введения онлайн регистрации предлагают не останавливаться перед затратами.

(на плакате HSUS справа: 
"В семье, где процветает насилие,
жертвой может стать каждый".
Жестокость к животным - это тоже проявление жестокости в семье)

«Жестокость к животным – один из четырех показателей, по которым психологи ФБР оценивают потенциально опасное поведение. Я не понимаю, почему бы нам тоже этого не делать, - говорит Дайана С. Урбан (Diana S. Urban), представитель демократов штата Коннектикут, выступивших спонсорами билля о перекрестной информации между работающими с животными и сотрудниками детских социальных служб о случаях подозрения жестокости к животным, жестокости в семье и прочих нарушений.

Франк Р. Асьон (Frank R. Ascione), профессор Денверского университета в области социальных исследований, тщательно изучал проблему и уверен: «Исследования четко показали связь между жестокостью к животным, насилием в семье и издевательствами над детьми».

В ходе одного из исследований доказано, что в 88% семей, где происходило насилие над детьми, также издевались и над животными.
(на плакате слева: 
"85% женщин и 63% детей, страдающих от насилия в семье, заявляют, что животные в их доме тоже подвергаются издевательствам")  
Профессор Асьон сказал, что дети часто говорили учителям о жестокости к животным в их семьях, после чего учителя ставили в известность общества по защите животных. Причем в случаях обмена информацией, социальные работники обнаруживали, что и дети в этих семьях подвергались насилию.
«Дети часто неохотно говорят о том, что происходит с ними самими, но выражают тревогу по поводу того, что на их глазах делают с домашними животными», – говорит профессор.

Власти штатов всё более нетерпимы к жестокому обращению с животными. 20 лет назад только 6 штатов имели законы, по которым издевательства над животными относились к уголовным преступлениям. Сейчас такие законы есть почти во всех штатах, кроме четырех.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Monday, October 25, 2010

Манифест и программа антиохотничьего движения/ Ukraine: anti-hunting manifesto

Источник: Харьковский Центр этичного отношения к животным им. Льва Толстого «Жизнь»
Спецвыпуск газеты «Время» в защиту животных, июнь 2007 года
Сканирование, редактирование, фотоиллюстрации – Е. Кузьмина http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Антиохотничье движение — это совместные действия людей, объединившихся в своем стремлении покончить с чистым злом, которое именуется охотой убивать или так называемой спортивной охотой (охотой ради развлечения).

Человечество давно перешло тот ранний период своего развития, когда охота была практически единственным способом выживания человека. В наши дни охота превратилась в обыкновенную забаву, способ получения удовольствия в основном богатых, ищущих развлечение людей. Дичь их не интересует — только смертоносный процесс.

В 21 веке все мы должны наконец понять, что нельзя убивать диких животных ради развлечения, как нельзя убивать ради развлечения людей. Жажда убийства, как бы она не маскировалась — под искусство, традиции, спорт, отдых — аморальна сама по себе. Культурная традиция не должна служить оправданием убийства или жестокости. Поэтому хвалиться охотничьей страстью, тем более прославлять зверобойство, как якобы часть культуры, нет оснований.

Спортивная охота не приветствуется многими мировым и локальными религиями — христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом, даосизмом, джайнизмом, индуизмом и др., ибо обесценивает святость жизни, создает атмосферу узаконенного зла и одобряемых пороков.

Спортивная охота воспитывает тщеславие, лицемерие, жестокость, эгоизм, равнодушие, приучает к пьянству, заглушает жалость и сострадание, учит людей относиться к убийству, как к рядовому явлению, и зарабатывать на безнравственных вещах, приносит животным и людям-неохотникам моральные и физические страдания, умножает количество зла в мире.

Спортивная охота — это добровольное возвращение к первобытному звероподобному состоянию, своеобразная колба, в которой бродят бациллы насилия. Охотники твердят о своей любви к природе, но какой любящий человек может убивать любимые существа? Охотники воображают себя героями, смельчаками.

Мы скажем им: «Вы не герои, а трусы. Тот, кто обижает, давит, насилует слабого, тот жалкий трус, а не герой. Герой спасает жизни, а не губит их. Мужество не в насилии, а в труде и помощи. Давя слабого, ты — трус и негодяй».

Спортивная охота — это война. Человеческое общество, идущее войной на животных, уже не вполне человеческое. У такого общества нет будущего, ибо критическая масса трофейных убийц начинает превышать критическую массу людей милосердных. Сегодняшняя спортивная охота, раскрученная шоу-бизнесом, рекламой, коммерческими и охотничьими СМИ — грандиозная и опасная промывка мозгов, устроенная всему человечеству.

Спортивная охота «распускает инстинкты», тянет человека в греховное прошлое, попирает свободу и справедливость, прославляет убийство и жестокость. Спортивная охота несет смерть не только тем, на кого охотятся (в Украине ежегодно во время охоты уничтожаются более 3,5 млн. животных), но и тем, кто охотится. В Украине во время спортивной охоты ежегодно гибнет или получает тяжелые ранения около 10 человек.

Спортивная охота экологически опасна, так как является «селекцией наоборот» и изменяет естественное эволюционное направление развития видов охотничьих животных.

Однако самый большой вред от спортивной охоты состоит с распространении охотниками утилитарного антропоцентрического мировоззрения, рассматривающего животных исключительно как вещи (трофеи, ресурсы), созданные только для удовлетворения человеческих потребностей и тщеславия.

По мере развития духовности человечество должно избавляться от антропоцентризма и различных низменных страстей и предрассудков, тормозящих развитие цивилизации. Некоторые страны уже встали на путь запрещения спортивной охоты — Кения, Великобритания.

Мы будем добиваться создания в обществе обстановки нетерпимости к спортивной охоте, лоббировать антиохотничье законодательство, воспитывать у молодежи антиохотничий иммунитет, проводить массовые акции протеста, приуроченные к открытию охотничьих сезонов и выставок. Охотники не могут обладать правом на насилие и убийство диких животных, спортивная охота не должна входить в индустрию развлечений.

Мы выступаем против охотничьих писателей и их издателей, которые, утверждая культ насилия, прославляя охоту и возбуждая низменные страсти, отбрасывают человечество в его первобытное атавистическое прошлое, пренебрегая тысячами лет нравственной эволюции. Мы выступаем против представителей так называемой политической и бизнесовой «элиты», которые строят в наших странах охотновладельческий строй с его канализационной культурой, душевным самоубийством и дикими традициями.

У этих людей, убивающих животных ради развлечения, повышена агрессивность и жестокость. Они представляют серьезную опасность для общества. Их нельзя допускать к власти. Трофейным убийцам нет места в парламентах, министерствах, в кабинетах губернаторов, мэров, судей и прокуроров.

Мы выступаем против какой-либо охоты — спортивной, научной и т.д. в национальных парках, биосферных заповедниках, охранных зонах природных заповедников, в региональных ландшафтных парках и других ОПТ, ибо в этих охраняемых природных объектах должен царить дух благоговения перед жизнью.

Мы выступаем против новых «рыночных экологов», желающих реабилитировать спортивную охоту, ловко вписав ее в идеологию «устойчивого развития», «экологического туризма», «инвестирования в охрану природы» и прочей наукообразной чепухи.

Мы отказываемся от каких-либо политических компромиссов с охотниками, ибо дело идет о справедливости, морали и защите прав животных на жизнь и свободу.

Мы выступаем за равноправие и равноценность всего живого, защиту слабых, уважение и любовь ко всем животным, поддерживаем экологическую этику, вегетарианство и развитие зоозащитного движения.

Мы надеемся, что требование запретить спортивную охоту со временем станет актуальным призывом всей передовой части человечества. Ибо отказ от охоты убивать сделает наш мир лучше.

Манифест принят на Международном съезде противников спортивной охоты (18–20 мая 2007 г., г. Киев).

**
Программа Антиохотничьего движения

Спортивная охота — такое же абсолютное зло как и рабство. Ее нельзя улучшить или исправить реформами. Поэтому она должна быть отменена.

К сожалению, пока наше общество в целом положительно или нейтрально относится к спортивной охоте. Не видя здесь ни серьезной моральной проблемы, ни экологической.
Цель антиохотничьего движения — отказ общества от спортивной охоты. Это может быть достигнуто при решении двух основных задач: повсеместном общественном осуждении спортивной охоты и постепенном правовом ограничении спортивной охоты.

В качестве первоочередных мер, направленных против спортивной охоты, следует считать:

* Создание антиохотничьего движения;

* Введение запрета (ограничений) на рекламу спортивной охоты;

* Создание зон, свободных от спортивной охоты (по аналогии с зонами, свободными от курения, безъядерными зонами и т.п.);

* Разработка и лоббирование антиохотничьих законов;

* Разработка экологических, социальных, экономических, этических, религиозных, культурологических и других аргументов против спортивной охоты;

* Полный запрет весенней охоты и практики «царских охот»;

* Пропаганда бескровного отдыха на природе;

* Популяризация антиохотничьих ценностей и настроений;

* Развитие вегетарианского и зоозащитного движений;

* Критика охотничьих мифов (охотники — друзья природы и т.п.), развенчание «мужественности» и «героики» спортивной охоты;

* Борьба против соглашательской позиции ряда природоохранных организаций (российский WWF и др.), допускающей спортивную охоту, что вредит имиджу экологического движения. (К этому можно добавить ограничения на охотничье оружие, ограничение права на охоту, ограничение сроков охоты, видов охоты, списка охотничьих животных — В.Б.)

(Программа принята на Международном съезде противников спортивной охоты (18–20 мая 2007 г., г. Киев)

еще материалы по теме - на вебсайте Киевского эколого-культурного центра

Tuesday, October 19, 2010

с 22 по 24 октября 2010 года пройдут всемирные дни акций против репрессий и за освобождение животных и людей/One Struggle - One Fight

В октябре 2006 г. стартовала кампания против торговли мехом Австрийским торговым домом моды Кляйдэр Бауэр (Kleider Bauer). Параллельно с началом этой кампании на австрийских борцов за права животных обрушилась волна репрессий, которая началась с домашних обысков и арестов по всей Австрии в мае 2008 г. В результате 13 защитников животных и борцов за права животных находятся в настоящее время под судом. Главное обвинение состоит в образовании криминальной организации и участие в ней согласно §278а австрийского уголовного кодекса. Им грозит лишение свободы до пяти лет.

Владельцы торгового дома Кляйдэр Бауэр (Kleider Bauer), братья Граф, играли в этом случае важную роль: незадолго после начала кампании они затребовали в министерстве внутренних дел запрет на демонстрации перед их магазинами, что повлекло бы за собой окончание кампании. И это далеко не единственная попытка со стороны государства заставить замолчать нежелательных критиков. Так например, в начале июля 2010 г. были проведены домашние обыски и аресты в левых кругах Вены. Не только в Австрии, но и во всём мире наблюдается тенденция к запугиванию и попыткам криминализировать политическую работу.
Но мы не дадим себя запугать! Несмотря на репрессии, кампания против Kleider Bauer продолжается!

Не сломлена и солидарность с обвиняемыми. В дни акций против репрессий и за освобождение животных и людей мы это ещё раз подчеркнём.

В субботу 23 октября 2010 г. в Вене состоятся доклады и будет проведена демонстрация под лозунгом «За освобождение людей и животных».
Приезжайте в Вену или организуйте мероприятия, чтобы выразить вашу солидарность! Разбудим сопротивление в наших сердцах!

Подробнее (нем. яз): http://www.antirep2008.org/
контактный адрес эл. почты: antirep278a[at]riseup.net

Thursday, October 14, 2010

Тайная жизнь мышки-малютки/The secret life of the harvest mouse, photos by Jean-Louis Klein and Marie-Luce Hubert

Фотографы Жан-Луи Клейн (Jean-Louis Klein, 55 лет) и Мари-Люси Юбер (Marie-Luce Hubert, 46 лет) из Эльзаса, Франция, провели целый год, делая снимки мышек-малюток (полевых мышей), которых выпустили из неволи в природу.

1. Эти снимки дают редкую возможность вблизи понаблюдать за жизнью крошечных зверьков, мышек-малюток (Micromys minutus).
Мышка балансирует между двумя травинками в полях Эльзаса, Франция.

2. Проводя время в терпеливом ожидании среди лугов и тростниковых зарослей неподалеку от их дома в Эльзасе, фотографы смогли запечатлеть невероятно симпатичные моменты.
Мышка смотрит, кажется, прямо в камеру – балансируя на пшеничном колоске.

3. Из фотостудии (где пара фотографов снимали малюсеньких новорожденных мышат и первые недели их жизни), - в просторы дикой природы, куда в итоге были выпущены 30 мышек; фотографии предлагают зрителям массу разнообразных событий из мышиной жизни.
Мама мышь-малютка и её детеныши (пяти дней от роду) – в гнезде.

4. Жан-Луи говорит: «Все наши мыши изначально были взяты из неволи, а потом выпущены в поле, где мы продолжали их снимать, всегда тщательно выбирая подходящий ареал обитания, где, как мы знали, мышки смогут выжить».
Мама мышь срыгивает пищу, кормя малышей (десяти дней от роду).

5. Жан-Луи Клейн: «Мы хотели также показать материнское поведение мышек, в период выкармливания детенышей. Но в дикой природе это снять, не побеспокоив животных, нельзя. Существовала опасность, что мы испугаем мышку-мать, и она может бросить детенышей. Вместо этого материнское поведение мышек-малюток мы снимали в студии, перед тем как выпустить родителей и их достаточно подросших детей на волю, в дикую природу».
Чтобы показать, как мыши ведут себя в воде, попадающейся во влажных полях в дикой природе, фотографы сняли одного из мышат плавающим с маленьком аквариуме – перед тем, как отпустить животных на волю.

6. Мыши-малютки – самые маленькие европейские грызуны. Вес взрослого животного – всего 4 грамма.
Юный мышонок на пшеничном колоске.

7. Жан-Луи Клейн: «Снимая на природе, нам не приходилось прятаться. Нужно было только найти хорошую точку обзора, очень долгое время лежать совершенно неподвижно - и ждать появления мышек».
Мышка пьет росу с травинки.

8. Три молодые мышки-малютки сплелись хвостиками, сидя на веточке...

9 ...а еще одна мышка использует свой и их хвостики в качестве страховочной веревки...

10. Самка мыши-малютки несёт детеныша в новое гнездо.

11. Мышь-малютка готовится к прыжку на фоне осеннего пейзажа.

12. Мышка-малютка выглядывает из гнезда.

13. Эльзас, Франция: Балансируя между двумя стеблями травы, мышь-малютка держит в передних лапках кузнечика.

14. Самка и самец мыши-малютки на ветке.

15. На фоне паутины: самец мыши-малютки на травинке.

16. Мышки-малютки: мать и детеныш.

17. Мышь-малютка среди маков и колосьев пшеницы.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Tuesday, October 12, 2010

Самоубийства животных проливают свет на поведение человека/ Animal suicide sheds light on human behavior

(на фото: 
Ричард О'Бэрри, специалист в области млекопитающих, и его сын Линкольн, наблюдают дельфинов в аквариуме Тайдзи, Япония)

Сорок лет назад Ричард О'Бэрри (Richard O'Barry) видел, как Кэти (Kathy), самка дельфина из шоу 1960-х годов «Флиппер», покончила с собой. Он так говорит. Она заглянула ему в глаза, нырнула на дно бассейна и перестала дышать.
Этот момент на всю оставшуюся жизнь превратил дрессировщика дельфинов в активиста-зоозащитника.
Ричарду О'Бэрри принесла известность роль в документальном фильме «Бухта» (The Cove), который получил премию Oscar и рассказывает о торговле дельфиньим мясом в одном из городов Японии.

["Бухта" -Эта шокирующая картина сделана группой экологических активистов, дайверов и подводных операторов, которые проникли в тщательно охраняемую бухту Тайджи на Японских островах. В этом укромном месте они собрали подробные документальные свидетельства экологического преступления, тщательно скрываемого от широкой публики. Ежегодно в бухте Тайджи японские рыбаки убивают более чем 20.000 дельфинов. Их мясо, которое часто содержит высокий уровень ядовитых соединений ртути, продается в супермаркетах под видом "китового мяса".

Помимо проблемы защиты китообразных от истребления и жестокого использования диких животных в индустрии развлечений, фильм поднимает и такую глобальную проблему, как повсеместное и тотальное загрязнение мирового океана. Фильм The Cove удостоен наград международных экологических и документальных кинофестивалей в Сиднее, Сиэтле, Нантакете, Ньюпорте, Мауи; он также получил приз зрительских симпатий на фестивале Sundance.]

Ричард О'Бэрри рассказывает: «Это самоубийство изменило меня. Индустрия развлечений с использованием животных не желает, чтобы люди задумывались о способности дельфинов совершать самоубийства. Однако они – высокоразвитые создания, способные осознавать себя как личность и обладающие мозгом большего размера, чем мозг человека. Если жизнь становится невыносимой, они просто не хотят больше дышать. А это и есть самоубийство».

Кому-то самоубийства животных покажутся абсурдом, однако эта концепция существует с периода возникновения философии. Аристотель рассказал историю о жеребце, который кинулся в пропасть, когда понял, что его обманом принудили спариваться с его матерью.

Ранние христианские теологи и викторианские академики дискутировали на эту тему. Дункан Уилсон (Duncan Wilson), историк медицины Университета Манчестера и соавтор исследования, опубликованного в мартовском выпуске Бритиш джорнал «Попытка изложения истории животных, склонных к самоуничтожению» (Endeavour on the history of self-destructive animals):
«Вопрос самоубийства животных – это, по сути, взгляд людей на то, что значит – быть человеком. Люди, поднимающие сегодня вопрос о суицидах животных, стремятся вызвать сострадание к положению животных, которые подвергаются жестокому обращению или находятся в неволе».

Изменения во взглядах и интерпретациях самоубийства животных отражают перемены моральных ценностей в отношении животных, а также в нашей собственной склонности к саморазрушению, утверждает исследование.
Римляне считали самоубийства животных вполне естественными и благородными; одними из наиболее часто упоминавшимися, в связи с самоубийствами, животными были лошади, к которым римляне относились с огромным уважением. Затем дискуссия о самоубийствах животных приостановилась, кажется, на целые столетия. Христианские мыслители, например, Св. Фома Аквинский, считали суицид грешным поступком для людей и невозможным – для животных. «Всё в природе естественным образом любит самое себя. Как следствие, всё живое поддерживает в себе жизнь», - писал он в XIII столетии.

В XIX веке, однако, после того, как Дарвин продемонстрировал происхождение человека от животных, начали формироваться гуманные сообщества, стали популярными домашние животные и вегетарианство, и снова стали возникать сообщения о самоубийствах животных. Наиболее часто упоминающимся в этой связи животным стала собака.
В 1845 году Иллюстрейтед Лондон Ньюс сообщает о собаке породы Ньюфаундленд, которая несколько раз покушалась на самоубийство, пытаясь утопиться - и в итоге ей это удалось.

Исследование Уилсона предлагает множество примеров самоубийств животных (утка-нырок, кот, пеликаны, скорпионы), но в нём намеренно не поднимается вопрос, способны ли технически эти или другие животные покончить с собой.
Томас Джоинер (Тhomas Joiner), психолог Университета Флориды, делает подобное утверждение. Его новая книга, «Мифы о самоубийстве» (Myths About Suicide), проводит связи между суицидальными склонностями всех живых существ: «Повсюду в природе существуют одинаковые интересы: будет ли моя смерть более стоящей, чем моя жизнь? На этом основаны суициды любых живых существ, от бактерий и насекомых до людей».

источник

* * *
Будь то тоскующий пёс, депрессивная лошадь или кит, по загадочным причинам выбрасывающийся на берег, - известна долгая история суицидального поведения животных, поведения, которое способно пролить свет на самоубийства людей, - так утверждает новое исследование.

Если животные могут намеренно уничтожать самих себя, то их поведение – ключ к лучшему пониманию суицидального поведения человека, - заявили Эдмунд Рэмсден (Edmund Ramsden), Университет Эксетера, и Дункан Уилсон (Duncan Wilson), Университет Манчестера.

«Начинаешь по-иному определять понятие суицида. Тело и разум настолько повреждены стрессом, что это ведет к самоуничтожению. Это необязательно должен быть сознательный выбор», - говорят исследователи.

Веками существовали истории о животных, покончивших с собой. Например, в 1845 году издание Illustrated London News напечатало информацию о «Случае самоубийства» ("Singular Case of Suicide") с участием «изящного красивого черного пса породы Ньюфаундленд». Несколько дней подряд он вел себя необычно вяло и безжизненно, а потом «бросился в воду и явно пытался утонуть, совершенно не двигая конечностями». Собаку спасли и посадили на поводок. Но едва оказавшись отвязанным, пёс снова бросился в воду и снова попытался утопиться. Так продолжалось несколько раз, пока наконец пёс выдохся, «намеренно опуская голову под воду на несколько минут; и в итоге добился своего – когда его вытащили из воды, пёс был мертв».

Подобные истории отражают ценности и принципы общества, в котором они возникают, говорит Эдмунд Рэмсден.

В XIX веке суициды животных рассматривались как результат плохого обращения, сумасшествия, привязанности, любви – те же причины, которые тогда связывались с самоубийствами людей. В ранние времена подобные причины отрицались, но животных всё равно использовали для попытки объяснить явление суицида.

Рэмсден рассказывает Discovery News: «Для Фомы Аквинского и Святого Августина это противоречит закону природы и божественным законам. Они считали, что в Природе суицидов не бывает, что, в свою очередь, доказывало: людям нельзя убивать себя. Фома Аквинский писал: "...суицид противоречит природе"».

Однако психолог Томас Джоинер (Thomas Joiner) из Университета Флориды (автор книги «Мифы о суициде»/ Myths of Suicide) говорит: Фома Аквинский заблуждался.

«На самом деле просто невероятно, насколько широко это распространено в природе. Организмы всех видов так или иначе склонны к саморазрушению, чаще всего – с целью защиты своих родственников, тем самым спасая собственные гены. Утверждение "Моя смерть более полезна, чем моя жизнь" - верно для любых живых организмов. Этот расчет всегда один и тот же, вписан ли он в генетический код, или записан по-английски», - говорит Томас Джоинер.
Например, когда тле угрожает божья коровка, она взрывается, распыляя и защищая потомство и иногда даже убивая божью коровку. Это настоящие крохотные террористы-смертники, говорит Томас Джоинер.

Фундаментальное отличие в том, что в современном сообществе людей этот расчет не всегда верен. Иногда акт самоубийства способен спасти жизни. Но большинство из миллионов людских суицидов, совершаемых ежегодно, пользы не приносят, говорит Томас Джоинер. Возможно, в ранние времена самоубийства людей и служили какой-то цели, но не в современном мире.

В итоге, некоторые ученые уверены, что животные могут стать отличными поведенческими моделями для людей в отношении самоубийства. Эдмунд Рэмсден говорит, что данная идея берет начало в XX веке: «В некотором смысле, стало всё наоборот. Суициды животных и людей более не рассматриваются как сознательные акты, но скорее как ответ на обстоятельства».

В этой связи самоубийство пса породы ньюфаундленд доказывает, скорее, не то, что животные думают также, как люди, но, по словам Томаса Джоинера, стало «фатальным итогом серьезного заболевания, основанного на биологических факторах».

источник

Из комментариев к статье:
Суицид никоим образом не идет против «закона природы» (как научно!), поскольку люди (которые тоже животные) и другие виды проявляют суицидальное поведение. Это исследование показывает, что крайнее принуждение, неволя и стресс могут привести к тому, что многие животные разных видов захотят погасить боль, и эта боль необязательно должна быть физической – это могут быть страдания ментального и эмоционального характера. Против «закона природы» выступает как раз идея о том, что необходимо выдерживать боль, конца которой не видно. Суицид – конечный результат крайнего стресса, чем бы он ни был спровоцирован. Поскольку животные не обладают пониманием смертности, им присущ сильнейший биологический импульс к прекращению боли. Это распространяется и на людей.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Monday, October 11, 2010

Механизмы адаптации у животных. Гордон, диалоги (ноябрь 2003) /Gordon, dialogues, Nov'03

Участники:
Инга Игоревна Полетаева – доктор биологических наук
Валентин Сергеевич Пажетнов – доктор биологических наук


Валентин Пажетнов: Да, это (медведь) самый крупный зверь, то есть самое крупное наземное хищное млекопитающее. В воде живут, понятно, более крупные – китообразные.
И ещё один интересный момент – медведи живут на всех континентах, за исключением Австралии и Антарктиды. То есть их пластичность, означает, что медведи удивительно рационально используют территорию, и хорошо приспособлены к своим местам обитания. Это пластичный зверь, который, в моем понимании, имеет «путевку в будущее», т.е. в то время когда наша среда и его (медведя) среда обитания могут оказаться под серьезным антропогенным давлением.
Инга Полетаева: И при этом они – одиночно живущие животные.
В.П. Я сейчас об этом скажу. Во всём мире медведи – лесные звери, за исключением белого медведя, их насчитывают шесть-семь видов. У них у всех повсеместно основу питания составляет растительность. Понятно, животные корма тоже используются, причем большую долю в них занимают такие беспозвоночные или мелкие позвоночные. Можно сказать, что до возраста четырех лет медведь – это «ребенок», который не способен добыть крупное млекопитающее, хотя в этом возрасте он может быть уже достаточно сильным.
Хищник этот достаточно серьезно вооружен, у него мощные, очень сильные когти, на передних лапах они могут достигать 8-10 сантиметров длины, у него короткие пальцы с мощными сухожилиями и очень мощные мышцы передних лап. Кстати, в отличие от других животных, объем, масса мышц передних лап у медведя больше, чем масса задних. Передними лапами медведь делает очень много вспомогательных действий, которые помогают ему выжить. Ударом передней лапы медведь может проломить бок у лося и одним движением вырвать два-три ребра. Есть сообщения о том, что при драке медведь может своими когтями пробить череп другого взрослого медведя. Такой случай был зарегистрирован на Сахалине, причем, я думаю, что он не единичный. Просто именно на Сахалине людям удалось это увидеть.
Понятно, что и зубы медведя представляют серьезную опасность. Захватив лося пастью за холку, он затем бьет его лапой, причем, как правило, левой (можно сказать, что медведи, как правило, левши).
...Затем правой лапой он хватает жертву за хребет и пытается схватить за становую жилу в районе холки. И понятно, что если он делает делает там глубокий укус, то это сразу же парализует жертву. Этот охотничий прием отличает медведя от волка. Волк только иногда хватает жертву за шею и прорывает подключичную артерия, гораздо чаще волк хватает жертву в области промежности, что вызывает паралич жертвы.
Таким образом, медведь – это очень сильный и хорошо вооруженный зверь. И, тем не менее, как я уже сказал, основу питания медведей во всем мире составляет растительность.

Наверное, это неслучайно. Дело в том, что биомасса бурого медведя, как вида, на единицу площади в местах его благополучного обитания всегда больше, чем у любого другого хищного млекопитающего. Разумеется, это относится к таким метам обитания, которые не разрушены человеком (в отдельных странах медведи просто уничтожены людьми). Такая величина биомассы бурого медведя возможна именно потому, что его основная пища – растительность, а виды – потенциальные жертвы, это животные, населяющие данную территорию.

Этот зверь зимой спит за счет того, что он накопил жир. У медведя есть три типа жира, отличающихся по качественному составу и по своей роли. Первым накапливается подкожный жир, он является «одеялом», то есть защищает от холода. Когда его набирается достаточно (для нашей зоны это слой приблизительно в 3-3,5 см), начинает накапливаться внутренний жир. Этот жир и будет расходоваться для того, чтобы зверь этот мог нормально проспать зиму. Из жира организм получает и воду, и все питательные вещества.
Есть ещё бурый жир, которого немного – у крупного медведя его всего около пяти-семи килограммов. Он расположен в межлопаточных областях, в области над почками, около сердечной сумки и так далее, то есть располагается отдельными прослойками. Этот бурый жир является хранилищем витаминов, в первую очередь витамина Е – токоферола, который необходим весной для нормальной работы половых желез. Так вот медведи-самцы, которые не накопили достаточно бурого жира, практически исключаются из процесса размножения. И тут проявляется очень важный механизм: слабый зверь может дать слабое потомство, и его сама природа может отодвинуть на задний план, отстоять свои права в период гона самцу очень сложно. Почему? Потому что приходится отстаивать право на возможность обладания самкой, на возможность образования супружеской пары.

В.П. Я просто приведу, может быть, несколько примеров формирования сложных биологических форм у медвежат. Начнем с пищевого поведения.
Пищевое поведение формируется очень рано, буквально первые проростки травы уже являются теми раздражителями, которые провоцируют пищевое поведение детенышей, проявление пищевых реакций медвежат. Пищевое поведение формируется путем проб и ошибок. Они пробуют камешек – не годится, запоминается его запах. И другие компоненты среды запоминаются также, в особенности, если на такой компонент была положительная пищевая реакция. На основе обоняния очень быстро, буквально за два месяца, в возрасте от с 3,5 до 5-5,5 месяцев формируется основа пищевого поведения. В это время у них еще слабо выражена оборонительная реакция: медвежонок, конечно, может испугаться, но быстро после этого успокаивается.
С возраста 5,5-6 месяцев начинается формирование оборонительного поведения, точнее, его основы. В это время отдельный раздражитель может вызвать проявление долгой реакции, сначала настороженности, а затем и избегания. Можно сказать, что в этот период у медвежонка обнаруживается «полный цикл». В ответ на новый раздражитель появляется ориентировочно-исследовательная реакция, происходит оценка и определение потенциальной опасности такого раздражителя (является ли он потенциально опасным, явно опасным, или индифферентным, т.е. не опасным). Затем следует конечный результат – медвежонок либо успокоится, либо убежит. Это уже сложная форма поведения, которая позволяет животному выжить в условиях естественной среды, избежать опасности. Что мы видим у медвежат вплоть до шестимесячного возраста? Пищевое поведение, обеспечивающее питание, оборонительное поведение, позволяющее детенышу избежать какие-то опасные моменты жизни, и территориальное поведение. Территориальное поведение формируется постепенно. Они осваивают территорию постепенно. По нашим наблюдениям, в возрасте шести месяцев медвежата могут пробегать много километров. Размер знакомой им территории составляет примерно 600-700 гектаров, это достаточно много.

Мы с Ингой Игоревной недавно говорили о том, что медведь может держать в памяти пространственное расположение тех объектов внешней среды, с которыми он уже познакомился. Более того, он может строить траекторию своего перемещения на достаточно знакомой территории, прокладывая путь через те пункты, в которые никогда до этого не заходил. Можно полагать, что у медведя есть представление о расположении в пространстве конечной точки своего движения, и путь свой он строит на основе знания территории.

Второй момент, это формирование хищнического поведения. Оно формируется в возрасте 7 месяцев, когда медвежонок уже может избежать опасности, до этого оно не проявляется. Это поведение может быть направлено на зайца, на мышей (на мышей даже раньше, чем на более крупных животных).
Есть и третий, очень интересный момент развития поведения медвежат. Строительство берлоги медвежата могут проводить без обучения со стороны матери. Как же это происходит? Медвежонок просто попадает в условия, которые для него оказываются несколько экстремальными. Выпадает первый снег, становится холодно, у него голые лапы. Медвежата вообще-то не боятся ни воды, ни снега, ни льда. Например, весной медвежонок выходит из берлоги и тут же может залезть в ледяную воду, он, по-моему, даже удовольствие от этого испытывает. А вот начало строительства берлоги определяется какими-то метеорологическими причинами – снижением температуры, чем-то еще, возможно.
И.П. Может быть, влияет и долгота дня.
В.П. Может быть, я не знаю. Залегает медведь в берлогу в очень «узкие» сроки, точно такие же они и для дикого медведя, это с 22-25 ноября по конец ноября. В эти дни медведи ложатся в берлоги.
А.Г. То есть за неделю практически.
В.П. Да, да, да. Удивительно, но я не мог зарегистрировать, что же является главным, определяющим у них в тот момент, когда они ложатся в берлогу уже окончательно. Конечный этап, это когда они сгребают подстилку, залезают и больше не вылезают оттуда. Обычно в этот момент идет обильный снег, который потом уже почти никогда не тает. Либо это происходит прямо накануне такого снегопада. У нас есть данные по метеорологии за 10 лет по нашей местности, и мы пытались выяснить, какие метеорологические факторы сопутствуют собственно залеганию в берлогу. Обычно это почти нулевая температура, осадки – снег, дождь со снегом, и так далее. Т.е. мы не можем обнаружить какого-то резкого скачка в условиях погоды, который служил бы толчком к залеганию медведя, таким сигналом, который был бы пусковым механизмом окончания строительства берлоги. Это поведение формируется на врожденной основе, однако обучение в этом также принимает участие. Это можно наблюдать на очень интересном моменте. Для берлоги медведи выбирают места затененные, более или менее сухие, прикрытые.

А.Г. У них цветное зрение или черно-белое?
В.П. У них черно-белое зрение. Первый этап постройки берлоги – это выкопать в грунте ямку под ложе, основание берлоги. Так они начинают, однако конечный результат этой деятельности, которая определяет возможность пребывания зверя в таком убежище, это затаскивание в берлогу подстилки. Ее толщина бывает от 8 до 12 сантиметров, причем, молодые медведи и медведицы делают её толстую, а взрослые самцы могут две веточки положить или вообще на голую землю лечь, и так бывает.
Так вот, вначале у медвежонка проявляется поведение просто сгребания подстилки. Он эту подстилку гребет в любом месте, иногда в сторону, совершенно противоположную от чела (т.е. входа) берлоги. Это поведение, конечно, неадекватное. Это – неадекватные инстинктивные действия, которые не могут дать полезного результата. Но достаточно быстро ситуация меняется. Медвежонок залезает в берлогу, а там подстилки нет. Он вылезает, опять гребет, залезает в берлогу, а там опять подстилки нет. В конечном итоге он начинает это делать по-другому, ориентировать инстинктивные движения правильно – сгребает подстилку в нужном направлении, и с этого момента быстро устраивает себе ложе в берлоге и ложится там.

А.Г. То есть тут как раз сочетание инстинктивного и когнитивного поведения.
И.П. Вероятно, животное может уловить логическую связь между направлением движения и комфортом в берлоге.

А.Г. Вы сказали, что вам удалось наблюдать разные коэффициенты умственного развития у медведя. Одни сообразительнее, другие – нет.
В.П. Коэффициент умственного развития – нет. Я бы сказал проще. Вы знаете, интеллекты и характеры у них разные, как и у людей. Одни медведи очень флегматичные, пассивные какие-то, а есть и очень возбудимые.

Интересно еще и вот что. У нас на станции было выращено более ста медвежат. Можно сказать, что среди них есть похожие друг на друга звери, а одинаковых нет. Наверное, это как и у людей. Это удивительно. Есть очень самостоятельные звери, которые становятся потом лидерами в группе. Такого сразу видно, у него сразу такое поведение, он «сам по себе». Такой медвежонок, когда их выпускают ещё в теплом помещении на пол, когда им два месяца и они только начинают ходить, уже «сам по себе». А другие медвежата очень нуждаются в контакте, такая реакция внутрисемейной связи позже делается у них более ярко выраженной.

Кстати, о реакции внутрисемейной связи. Что такое семья медведей? Со стороны матери семью поддерживает материнский инстинкт, который направлен на то, чтобы она видела своих медвежат, следила за их безопасностью и так далее. Со стороны медвежат – это реакция следования за матерью. При этом происходит совершенно определенный обмен информацией, они постоянно издают сигналы, как бы поддерживают друг с другом звуковую связь. И понятно, что контакт с матерью у них формируется через запах, через тактильные ощущения, через зрение. Иными словами они видят, наблюдают свою мать, слышат ее звуки. Так поддерживается эта совершенно особая взаимосвязь.

Такую взаимосвязь можно построить и с человеком. Первый наш опыт приблизительно такой и был. Надо было стать сторонним наблюдателем, чтобы не помешать тому, что у медвежат проявляется самостоятельно, и чтобы это можно было зарегистрировать. Это все нам было необходимо знать для последующего использования в работе по возвращению в дикую природу медвежат, которые попадают по разным причинам к людям.
Медвежата попадают к людям не только от охотников. Иногда работает леспромхоз, свалили дерево, испуганная медведица убежала, в берлоге остались медвежата. И, если их не забрать, они погибнут.
Бывает и по-другому. У нас на воспитании были два медвежонка даже из Центрального Лесного заповедника. Два сотрудника тропили волков, стояли, разговаривали, отошли, и в это время, увидели по следам, что по траншее ушел медведь. Это было 22 февраля, они нашли и осмотрели берлогу – там было два медвежонка. Был вечер, они их оставили в берлоге до утра, позвонили мне. Я сказал, что если медведица слышала людей около себя, она больше не вернется. Я не знаю случая, когда медведица вернулась бы назад в берлогу к медвежатам, если она испугалась человека. Все рассказы о том, что она может идти за человеком, который забрал медвежат, и так далее, придумывают люди, я думаю, которые этого не видели. Я не знаю таких достоверных сообщений от специалистов, с которыми поддерживаю связь, и сам за 30 с лишним лет этого никогда не видел. Вот так два медвежонка из заповедника попали к людям, там не было ни охоты, ни какой-либо хозяйственной деятельности. Просто были в лесу сотрудники, которые работали, а медведица детенышей бросила. Иными словами, медвежата могут попадать к людям по разным причинам.
И.П. И потом их выращивают в соответствии со специальной программой.

... Такие медвежата особенно быстро реагируют на ситуации, когда в лес приходят люди собирать ягоды и грибы и бросают там остатки пищи, например, на клюквенном болоте. У медвежат быстро формируется ассоциация запаха человека (человек имеет свой видовой запах, как имеют его свиньи, коровы, собаки и т.д.) и вкусной пищи. А у медвежат, с которыми мы работали, была положительная реакция не на запах людей вообще, а только на запах одного человека. У нас у всех разный запах, он так же индивидуален, как узор на пальцах, или особенности ДНК. Запах чужих, других людей будет для них опасным.

Однако если произошло несколько таких контактов с другими людьми, то может сформироваться реакция на видовой запах видовой запах человека, который вроде бы не сулит ничего опасного.
И бывает, что такие медвежата выходят в населенные пункты. Мы этих медвежат отлавливаем и оставляем их на зимовку. Они либо сами делают берлогу на нашей территории, на станции, либо зимуют в особой деревянной будке, похожей на собачью. Они затаскивают туда подстилку, то есть у них проходит весь процесс строительства берлоги. Иногда мы кладем им сено. За зиму такие медвежата очень сильно дичают. Они спят в полной изоляции, никакие раздражители на них не действуют. В результате весной они выходят из берлоги, почти не отличаясь по поведению от тех, которые проходят зимовку с матерью. Медвежата, которые зимуют с матерью, тоже заметно «дичают» весной, у них ослабляется и разрушается семейная связь с матерью.
Нам удается использовать эту особенность поведения в случае «проблемных» медвежат. Было всего четыре случая, когда такие медвежата возвращались к людям после зимовки. Два из них – это медвежата, выпущенные в Орловском полесье, а два – отправленные в Пермь. А во все остальных случаях они очень хорошо приспосабливаются, адаптируются к проживанию в естественной среде.

А.Г. Говоря о когнитивном поведении медведей – какую роль играет эвристическая составляющая, насколько она выстраивается именно в этом отношении?
И.П. Так прямо ответить очень сложно, если это касается медведей. Если же это исследуют у животных, с которыми легче работать, чем с медведями, то можно обнаружить, что здесь выстраивается некая лестница, градация развития этой способности к рассудочной деятельности. И хищные млекопитающие, и волки, и медведи там занимают очень высокую ступень. Но они располагаются ниже приматов, наравне с врановыми, даже немножко ниже врановых птиц. Это высокий уровень развития. И те специальные лабораторные тесты, с помощью которых удавалось определить интеллект медведя, дают очень высокие показатели по сравнению с собаками, по сравнению даже с волками.

В.П. У бурого медведя самая сложная архитектоника головного мозга из всех хищных. Работа, которую сделала Анна Шубкина, показала, что именно бурый медведь лучше всех решает логические задачи, по сравнению с черным медведем, белым медведем, тиграми, львами, то есть другими хищными млекопитающими.

И еще я хотел сказать, что работа, которой мы занимаемся, она все-таки довольно дорогостоящая. Понятно, что всех медвежат спасти невозможно, но многим мы помогаем. Эта работа имеет и гуманитарный план, она показывает, что человек все-таки должен серьезно относиться к тому, что он делает в природной среде, что получается от его деятельности. И если есть возможность хотя бы частично компенсировать этот вред, связанный и с промашками человека, и с прямым злом, то эта миссия благородная.
Эта работа, как мне представляется, очень важна для наших детей. Им следует знать, что человек должен относиться к природе, к тому, что их окружает, к живым существам очень внимательно. Человек может легко разрушить, восстановить труднее.
Работа эта, конечно, стоит денег, и нам помогает, практически полностью финансирует, Международный фонд защиты животных. Кроме этого мы, естественно, занимаемся еще и экологией дикого медведя. Сейчас ясно, что ни в коем случае нельзя рассматривать этот вид изолированно от других, поэтому приходится и лосей, и волков, и рысь изучать, основных животных, с которыми этот зверь взаимодействует в наших лесах европейской части России.

...Относительно зимнего сна: для него есть еще одна причина – у медведей мерзнут лапы. Это действительно так. Он ходит по снегу, но лапы у него чувствительные. Есть такое мнение, что зимой, когда медведь зимует в берлоге, у него линяет кожа на лапах. Оказывается, что она линяет только у тех медведей, которых подморозили лапы с осени. Это и у человека может произойти. Кожа подморожена, начинает отслаиваться, линяет. Я могу привести сколько угодно таких примеров, я охотился на медведей и присутствовал при охотах. У многих медведей, добытых во второй половине зимы, лапы совсем в порядке. Почему? Потому что они вовремя легли в берлоги. И поэтому не подморозили лап, не произошло слущивания верхнего слоя эпидермиса.
А.Г. Бедные шатуны, в таком случае…
И.П. Они просто обречены.
В.П. А Калабухов Николай Иванович в четвертом издании книги «Спячка млекопитающих» писал, что (кстати, он дает результаты анализа жира медведя, который мы вместе с ним сделали – самый целебный жир оказался как раз у медведя в Центральной России) зимой медведю в первую очередь нечего есть. Это действительно так. Потому что охота в зимний период ненадежна, удовлетворить потребность в пище мышами, которые под снегом, и которых надо оттуда достать…

источник

Wednesday, October 06, 2010

24–31 октября 2010: Всемирная неделя вег(етари)анства!/World Go Vegan Week, Oct. 24–31

Присоединяйтесь и подпишите обязательство стать веганом с 24 по 31 октября, Всемирную неделю вегетарианства.

Вы можете сделать и следующий шаг: распечатать предлагаемый сертификат, подписать, сфотографироваться с ним и выслать фотографию нам.

Наша Международная организация в защиту животных (IDA) опубликует Ваше фото вместе с фотопортретами других неравнодушных и воодушевленных людей, которые обязались отказаться от пищи животного происхождения на время Всемирной недели вегетарианства. Это легко и весело! Присоединяйтесь к участникам нашего гуманного движения – вы не одиноки!

Существует очень много убедительных причин перейти на вегетарианскую диету:

Ради животных – миллионы животных подвергаются мучениям, содержатся в тесноте, проживают жизни, полные страданий и гибнут на бойнях мясных, молочных и птицеводческих ферм.

Ради Земли – согласно данным, подготовленным советниками Всемирного Банка по вопросам окружающей среды, животноводство является причиной 51% парниковых выбросов в атмосферу и ведет к расточительному использованию ресурсов - чрезмерное потребление ископаемого топлива; неэкономное расходование и загрязнение воды; вырубка лесных массивов и прочее. (статья, статья)

Ради вашего здоровья – диета, основанная на растительных продуктах, снижает риск хронических заболеваний; диабета; ожирения; других болезней, досаждающих населению западных стран.


I pledge to go vegan for the week of October 24-31


Цитаты о вегетарианстве/Vegan quotes

«Как можно есть кого-то, кто смотрит на тебя?»
Уилл Келлогг (Will Kellogg, 1860 - 1951), пионер в производстве «готовых завтраков» - кукурузных хлопьев

«Люди часто повторяют, что человечество всегда питалось животными, как будто это может оправдать продолжение такой практики. Следуя этой логике, мы не должны пытаться мешать людям убивать друг друга, поскольку это тоже происходило с начала времён».
Исаак Сингер (Isaac Bashevis Singer, 1904 – 1991, писатель, лауреат Нобелевской премии)

«На моё отношение к веганству наибольшее влияние оказал тот факт, что теленок, откормленный на убой – это побочный продукт молочной промышленности, и что, по сути, ломоть телятины находится в каждом стакане молока, которое я считал безобидной белой жидкостью».
Ринн Берри (Rynn Berry), писатель (Пища богов: Вегетарианство и мировые религии/Food for the Gods: Vegetarianism and the World's Religions)

«Мне просто невыносима мысль о поедании мяса. Я серьезно считаю, что отказ от него сделал меня уравновешеннее… Вообще, люди становятся сознательнее, задумываются, вплоть до покупки пинты молока – ведь телят убивают ради того, чтобы это молоко досталось не им, а нам. Такого быть не должно. А если вам приходилось видеть корову в состоянии шока от того, что она не понимает, почему её новорожденного детеныша нет рядом – это заставит вас серьезно задуматься».
Кейт Буш (Kate Bush), певица, музыкант

«С тех пор, как я исключил из рациона молокопродукты, я мыслю и излагаю четче, мне легче дышать, легче выступать на сцене, мой голос стал чище и сильнее. Я могу по-новому использовать свой голос, экспериментировать – питаясь мясом и молоком я этого делать не мог. Я горд и счастлив быть вегетарианцем, всё вокруг стало ясным и четким».
Коммон (Common), хип-хоп музыкант

«Нельзя есть никого, кто бы убежал, уплыл или улетел, будь у них такая возможность».
Джеймс Кромвелль (James Cromwell), актер

«Тело человека нуждается в молоке коровы не более, чем в молоке собаки, молоке лошади или молоке жирафа».
Майкл Клэпер (Michael Klaper), доктор медицины, автор книги «Веганское питание: чистота и простота» (Vegan Nutrition: Pure and Simple)

«Все мы животные. Как можно называть одних «домашними любимцами», а других – «обедом»?
к.д. лэнг (k.d. lang), музыкант, певица

«Если вы не хотите, чтобы вас избивали, держали в неволе, мучили и убивали, - вы не должны совершать подобные поступки в отношении кого бы то ни было, не важно, человек это или другое живое существо».
Моби (Moby), певец, музыкант

«Я не понимаю, почему считается, будто просить людей перейти на сбалансированную вегетарианскую диету – это радикальная мера, тогда как разрезать людей и до конца жизни сажать их на лекарства, понижающие уровень холестерина – это традиционная медицина».
Дин Орниш (Dean Ornish), доктор медицины, автор книги «Едите больше, вéсите меньше» (Eat More, Weigh Less)

«Когда я стал достаточно взрослым, чтобы понять: мясо – это то, что было убито, я посчитал это иррациональным способом использования нашей власти, брать и увечить более слабых. Это как хулиганы, помыкающие малышами на школьном дворе».
Ривер Феникс (River Phoenix, 1970 - 1993), актер

«Став веганом, я поняла, что могу говорить и делать то, что считаю правильным. Это дает такое ощущение силы. Ничто так не изменило мою жизнь. Я больше нравлюсь сама себе как человек, я осознаю и отвечаю за свои действия. Я похудела, моя кожа стала чище, мои глаза сияют. Я просто стала здоровее, сильнее и радостнее. Не могу придумать ничего лучше, чем переход на веганскую диету».
Алисия Сильверстоун (Alicia Silverstone), актриса

«Некоторые люди до сих пор намерены питаться мясом. А мы пришли к выводу, что вегетарианская диета – более здоровая».
Дэвид Страуд (David Stroud), американский институт мясной промышленности (the American Meat Institute)

источник;
цитаты о вегетарианстве

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...