Thursday, September 29, 2011

Святой Франциск Ассизский/ IDA: Happy Birthday St. Francis of Assisi, September 26, 1881

«Не причинять вреда нашим меньшим братьям – первейшая наша обязанность перед ними. Но останавливаться на этом нельзя.
У нас есть более высокая миссия – помогать им везде, где в этом есть необходимость».

- Святой Франциск Ассизский -

***
Сердце Франциска было преисполнено любовью, и его любовь к человеку сопровождается и особенным образом освещается его любовью ко всякой твари.

Пчел Франциск кормит зимою медом и вином, ибо их искусная работа славит Творца. Милосердие его к насекомым идет еще далее: он поднимает червяков, ползущих по дороге, и относит в сторону, и этот также естественный порыв сострадания он старается оправдать ссылкой на Писание.

Понятно, что особенную нежность чувствует он к ягненку, благодаря его символическому значению. Чтобы выкупить ягненка, которого ведут на бойню, он отдает свою зимнюю одежду, в другой раз, когда у него самого ничего нет, он убеждает проезжего торговца выкупить для него ягненка, пасущегося одиноко без матери в "неподходящем обществе" среди коз и баранов, и отдает его на воспитание монахиням, которые потом присылают ему рясу, сделанную из шерсти этого ягненка.
Вообще он жалостлив к молодым животным: зайчонка, пойманного в сети и ему доставленного, он нежно гладит, приговаривая: "Ах, бедный зайчик, как это ты дал себя обмануть!" и велит его отнести в лес. Большую рыбу, ему принесенную, он тотчас пускает снова в воду.

Впрочем, не одна только жалость к животным руководит им: братскою любовью, которую он вносит в отношения к человеку, он обнимает и весь "низший" мир творений.

Существуют рассказы о том, как птицы внимательно слушали проповедника, вытянув шею, распустив крылья и раскрыв клюв. Франциск же ходил среди них взад к вперед, прикасаясь полами одежды своей к их головам и телу. Он благословил их наконец и, осенив крестным знамением, дал разрешение улететь в другое место. С этого времени, Франциск, упрекая себя в небрежности за то, что раньше этого не делал, стал увещевать всякого рода творения "славить и любить Творца".

Пришедши однажды в местечко Алвиано, в верховьях Тибра, для проповеди, Франциск стал на возвышении и попросил соблюдать тишину. Все затихли, и только ласточки своим тревожным писком мешали людям слушать Франциска. Тогда он обратился к птицам со словами: "Сестрицы мои ласточки, пора теперь и мне говорить; вы уже довольно наговорились, так слушайте слово Божие и будьте тихи и смирны, пока я не закончу". И ласточки, к изумлению всех, притихли и сидели смирно пока проповедовал Франциск.

...Франциск понимал, что материальный мир не источник соблазна (как считали до него многие аскеты), а творение Божие, непрестанно обращающее нас к Создателю - так произведение напоминает о мастере и заставляет еще больше любить его.

Святой Франциск, наделенный способностью во всем, даже в зверушках, растениях и камнях видеть творения Отца всего сущего, никогда не думал о них как о низших, но считал их братьями и относился к ним с такой любовью, такой почтительностью, которой не был, наверное, наделен ни один человек на свете.

Пожалуй, так чувствуют лишь добрые дети, умеющие беседовать с животными и растениями. Поэтому со святым Франциском произошло то, чего не случалось ни с кем, - все, кто почувствовали его любовь, сами полюбили его. Неизвестно, Франциск ли постиг мудрость зверей или звери поняли Франциска, почуяв его любовь и расположение к ним. Они любили его, доверялись ему, как тот зайчонок, фазан, волк, сокол, птички, мало того, как цветы и травы, вода и солнце.
Франциск не желал никому зла, и все стремились не сделать зла и ему - душа его, очищенная покаянием и возвышенная любовью, приобрела право царствовать над природой, которым пользовался Адам в земном раю и утратил, согрешив.
Человеку, вновь ставшему безгрешным, вторит все сущее в своей невинности.

Святой Франциск Ассизский (1182-1226)
по изданию: Подвижники. Избранные жизнеописания и труды.
Самара: Рериховский Центр Духовной Культуры,
Издательский дом "Агни". 1998



Tuesday, September 27, 2011

Евро-2012: в украинских городах живьем сжигают бездомных животных /Tell Ukraine to Stop Burning Animals


Весь мир собирает подписи за то, чтобы в украинских городах прекратили издевательства над животными.

Интернет-сообщество возмутили новости о том, что власть Лисичанска применяет передвижные крематории для уничтожения бездомных животных, как этап подготовки к чемпионату Евро-2012 в Украине. По сообщению Национального экологического центра Украины, на собак и кошек охотятся с помощью специального ружья, после чего еще живых животных бросают в топку, где температура превышает 900 градусов - животные сгорают заживо.

Отметим, что несколько месяцев назад появилась информация о том, что УЕФА выделил на стерилизацию бездомных собак в Украине 9000 евро. Куда пошли эти деньги - неизвестно.

По данным экологов, крематорий на колесах, который ездит по городу уже второй год, обошелся в 20 тысяч долларов. Его передали на баланс коммунального автотранспортного предприятия «Коммунтранс», которое занимается вывозом городского мусора.

Пытки над животными периодически прекращаются, а затем вновь возобновляются, отмечают экологи.

В связи с этим в интернете появилась электронная петиция с призывом «Скажи Украине, чтобы прекратила сжигать животных живьем», подписанная защитниками животных и адресованная президенту Виктору Януковичу. Ее активно распространяют в соцсетях неравнодушные пользователи. Уже собрано более 160 000 голосов. Голосует весь мир.


Концентрация бродячих животных не является критической, её легко контролировать. Проблему бездомных животных следует решать путем стерилизации. Мы были в ужасе, когда узнали каким образом, "решается" проблема с бездомными животными в Луганской области, игнорируя закон о жестоком обращении с животными - говорится в петиции.

С аналогичной петицией защитники животных из-за рубежа выступили и в отношении жестоких действий харьковских властей против бездомных кошек и собак. «Мы, нижеподписавшиеся, призываем всех представителей правительства влиять на ситуацию в Харькове и всей страны. Речь идет о проблеме бездомных животных - регулирования их количества и сосуществование животных и людей », - говорится в петиции.

З повагою, робоча група:
Серпинська Ася Вільгельмівна (м. Київ)
Президент АЗОУ – 097 564-59-07, 044 241-04-35, e-mail: serpinska@gmail.com http://animalprotect.org/

Махова Муза Олександрівна (м. Миколаїв)
63 078 78 08, http://www.helpanimals.mk.ua; e-mail: help.animals@mail.ru

Луцюк Людмила Олександрівна
Координатор АЗОУ від зоозахисної спільноти Європи – 00351 96 390 83 67, e-mail: dog_salon_artemon@bigmir.net

Куприенко Наталия (м. Суми)
+38 050 5950191 www.animal-home.sumy.ua info@animal-home.sumy.ua

источник - эл. рассылка

Thursday, September 15, 2011

Защитить шимпанзе в неволе / HSUS: Urge the Government to Protect Captive Chimpanzees

Закон о вымирающих видах (Endangered Species Act) призван защитить дикую природу и распространить идеи охраны диких животных. Однако действующие правила и законы США лишают шимпанзе, находящихся в неволе, защиты, обычно предоставляемой исчезающим видам животных.

Как результат, шимпанзе регулярно используют в сфере развлечений, для лабораторных опытов, а также держат в качестве экзотических домашних животных. По данным многочисленных исследований, подобное использование шимпанзе приводит к упрочению ошибочного мнения, будто эти животные не находятся на грани исчезновения. Тем самым люди способствуют сокращению числа шимпанзе, оставшихся в дикой природе.

«Гуманное сообщество США» (Humane Society of the United States), совместно с другими природоохранными и зоозащитными организациями, подготовило юридически заверенное обращение к «Службе рыбных ресурсов и дикой природы США» (U.S. Fish and Wildlife Service) с требованием зарегистрировать всех шимпанзе как «находящихся под угрозой исчезновения».
Это поможет защите животных в неволе на территории США. Служба рыбных ресурсов и дикой природы США запрашивает мнение общественности по данному вопросу. Поэтому крайне важно, чтобы чиновники услышали ваш голос!

Действуем:

Пожалуйста, подпишите наше обращение к «Службе рыбных ресурсов и дикой природы США» с призывом придать шимпанзе в неволе статус исчезающего вида животных.
Помните, что Ваш комментарий будет в публичном доступе.

Спасибо за всё, что вы делаете ради животных.

источник: эл. рассылка HSUS; вебсайт

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Wednesday, September 14, 2011

Против жестокой фиесты быков/ HSI: Toro de le Vega – bull fiesta cruelty

Каждый сентябрь в испанском городе Тордесильяс (Tordesillas, Castilla y León region of Spain), проводится своеобразный «праздник». Верховые, угрожающе размахивая длинными копьями, гоняются за быком. Бык обречен – его противников больше, они вооружены; люди загоняют животное в угол и закалывают копьями до смерти.
Ужас происходящего трудно описать.

Совместно с нашими коллегами-зоозащитниками из Испании мы начинаем кампанию "Break a Spear" (сломать копьё) – в память животных, которых замучили и убили во время этих ежегодных «забав». Наша цель – заставить людей осознать весь ужас и варварскую жестокость происходящего и отказаться от этой традиции.

Присоединяйтесь к нам, подписывайте обращение с призывом прекратить эту жестокость!
(вниз по ссылке)

Текст обращения:
Адресат:
Территориальный представитель автономной области Кастилия и Леон, Испания

Я выступаю против проведения фиесты Toro de la Vega, которая проводится каждый сентябрь в городе Tordesillas, когда люди – верхом или пешком – загоняют быка, вонзают в него копья и закалывают до смерти. Причинять немыслимые мучения животным ради потехи – неприемлемо.

Меня также беспокоит тот факт, что совет города Tordesillas недавно провозгласил этот фестиваль «культурным достоянием». Жестокое обращение с животными никогда не станет частью культуры. Я никогда не буду поддерживать проведение корриды, а также подобных «фиест быков».

Нам срочно нужна ваша помощь и поддержка! Ранее в этом году городской совет Tordesillas проголосовал за придание подобным «фиестам» статуса «культурного наследия».
Жестокость к животным – не форма развлечения. Мучения и убийство животных вооруженными копьями людьми не имеет права называться частью культуры.

Присоединяйтесь к нашей кампании против жестокости.

Спасибо вам за всё, что вы делаете ради животных!

источние: эл. рассылка HSI; вебсайт

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Вороны различают лица людей и навсегда запоминают агрессоров/ crows remember the faces of threatening humans

Эпиграф: «[...] вороны. Степенный, мудрый народ. Видят далеко. Насыплешь крошек – дальтоники голуби в метре не разберутся, а те издали настораживаются, подходят пешком. Продукт оглядят, не суетясь».
М. Жванецкий; источник

журнал GEO; еще источник

Вороны распознают злые намерения по лицам людей и делятся своим опытом с сородичами и птенцами. Притом те, даже годы спустя, отличают агрессора от других прохожих. К такому выводу пришел профессор Вашингтонского университета в Сиэтле Джон Мерзлафф, автор популярной книги про отношения птиц с людьми «Среди ворон и воронов». Вместе с коллегами он опубликовал результаты парадоксального эксперимента в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences (см. подробное описание, англ.).

Эксперимент ставил целью выяснить, что именно вороны запоминают. Во время каждой прогулки по территории рядом с кампусом университета какой-нибудь ученый в маске «злодея» ловил от семи до 15 ворон, кольцевал и отпускал целыми и невредимыми.

Раз от раза ученые менялись маской: так они проверяли гипотезу, что воронам не важны рост, телосложение и даже запах, главное - лицо.

Другие птицы, видя нападение на сородичей, кружили над головами ученых, каркали и пытались защитить. В такой реакции нет ничего удивительного: чувство альтруизма – распространенная (и, надо сказать, полезная) в животном мире вещь. Однако вороны не просто выражают сочувствие, а учатся на ходу и зовут поучиться других. Чем больше ворон разглядит опасного человека, тем лучше будет осведомлена об опасности вся стая.

Стоит агрессору появиться снова, на него укажут даже тем, кто не застал самого акта враждебности. Даже птенцы, наблюдая за поведением родителей из гнезда, способны запомнить врага в лицо на всю жизнь. Так знание передается из поколения в поколение.

Когда через год ученые решили снова явиться к воронам в масках, птицы легко опознали «злодея» (к слову сказать, авторы эксперимента срисовали эту маску с неандертальца). Во второй раз они не стали никого ловить, а просто прошли по местам, где ставили свой первый опыт. Теперь за ними тянулся шлейф из ворон, которые обычно не реагируют на прохожих. Злопамятные птицы не ленились подняться в воздух и пролететь 100 метров, чтобы предупредить своих сородичей, хотя теперь человек в маске ничем их не провоцировал.
На этот раз исследователи привели с собой компаньона в нейтральной маске – с лицом бывшего вице-президента США Дика Чейни. На агрессора вороны каркали, а на «Дика Чейни» - нет.
Через три года на злые маски стали реагировать две трети ворон этой местности, в том числе и те, которые обитают за километры от места эксперимента.

Умением распознавать лица, как доказали недавно, обладают и другие городские птицы. Например, воробьи, голуби, пересмешники, сороки и чайки. Однако только вороны, главные интеллектуалы среди пернатых, способны делиться своим опытом. Полезное качество для животных, которые приспособились жить рядом с людьми. «Ирония в том, - пишет профессор Мерзлафф, - что вороны различают людей, а для нас все вороны на одно лицо».

*
Отрывок документального фильма о птицах - умные вороны в условиях мегаполиса (на англ. яз., но смысл ясен и без перевода).


*
Эксперты из Университетов Линкольна (Великобритания) и Вены (Австрия), которые работали с голубями и воронами в ходе двух отдельных исследований, говорят, что голуби отличают знакомых и незнакомых людей, запоминая черты их лица.

Двум экспериментальным группам голубей были показаны пары фотографий человеческих лиц. Но одной из них было изображено лицо человека, знакомого птицам, в то время как на другой был неизвестный им человек. Одна группа голубей состояла из новичков, а вторая несколько дней жила в лаборатории и привыкла к тем людям, которые за ними ухаживали.

Вторая группа была в состоянии распознавать и классифицировать знакомых им людей только по лицам, в то время как птицам без предварительной подготовки это не удалось. Результаты этого эксперимента показывают, что голуби могут различать знакомых и незнакомых людей и могут делать это исключительно по чертам лица.

В отдельном исследовании, команда ученых изучала способность ворон различать голоса знакомых и незнакомых людей. Вороны показали высокие результаты в распознавании человеческих голосов, что говорит о том, что они больше ориентируются на звуковые образы, чем доверяют своим глазам.

см. также: Девочка, которой птицы приносят подарки


Tuesday, September 13, 2011

Танцующие мишки = мучение длиною в жизнь/ WSPA: Dancing bears - a lifetime of suffering

Медвежата, которых браконьеры в Индии крадут у матерей-медведиц и лишают нормальной жизни в дикой природе, обычно оказываются проданными уличным артистам. Эти "творческие работники" зарабатывают на жизнь тем, что принуждают медведей «танцевать» на потеху толпы ротозеев. Но сначала маленький медвежонок должен быть подвергнут периоду дрессуры, а для этого нужно полностью подчинить зверя, сломив его дух.

Прежде всего медвежонку подпиливают когти и зубы – чтобы он не мог защитить себя от издевательств и пыток, которые последуют. Крайне чувствительный нос животного проткнут – без всяких обезболивающих, – чтобы продеть кольцо с веревкой. Причиняя боль, можно будет легко контролировать любое движение животного. Малейшее подергивание веревки вверх мучительно впивается в чувствительное тело медвежонка, вынуждая его – в надежде избавиться от боли - инстинктивно подниматься на задние лапы, качаясь и пошатываясь. Это варварство владельцы медведя, зарабатывающие на нем, называют «танцем».

Предотвратить жестокость

Всемирное общество защиты животных (World Society for the Protection of Animals, WSPA) сотрудничает с местной зоозащитной организацией, «Фондом дикой природы Индии» (Wildlife Trust of India) и стремится покончить с браконьерством и нелегальной продажей диких животных, защищая медвежат от ужасной судьбы в руках «дрессировщиков». Мы проводим совместную работу под прикрытием, отслеживаем медведей, живущих в дикой природе, защищаем берлоги и ареалы их обитания. Эта непростая и опасная работа – единственный путь спасения животных от мучений длиною в жизнь.

WSPA принимает пожертвования от своих сторонников

источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Sunday, September 11, 2011

IFAW помогает выжить животным в зоопарке Триполи/ IFAW sends urgently needed aid to surviving animals at the Tripoli Zoo

6 сентября 2011 года зоопарк Триполи получил финансовую помощь от Международного фонда защиты животных (International Fund for Animal Welfare, IFAW), а значит жизни животных, оказавшихся в эпицентре вооруженного конфликта в Ливии, будут спасены.

Зоопарк в Триполи расположен вблизи бывшей резиденции Каддафи Баб аль-Азизия. В зоопарке держат более тысячи животных, включая тигров, львов, бегемотов, оленя, обезьян и многих других. Когда в город приходит война, о животных забывают в первую очередь. Они страдают от голода и главное – от жажды. В городе, где стоит изнурительная жара, нет воды. Сообщается, что несколько животных погибли от стресса во время обстрелов, когда поблизости разрывались снаряды.

Доктор Иан Робинсон (Dr. Ian Robinson), директор фонда IFAW по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, говорит: «Ситуация в Ливии нестабильная, но мы делаем всё возможное, чтобы помочь животным, которые оказались в центре вооруженного конфликта. Поступление первых денежных средств в Триполи дает надежду, мы продолжаем работать ради оказания долгосрочной поддержки животным».

Стоимость корма для животных в зоопарке Триполи – около 2 000 долларов в день. Цель работников IFAW – обеспечить животных водой и пищей.

Зоопарковые рефрижераторы, где хранились медикаменты и прививки, оказались разрушены взрывами и в условиях жары запасы ветеринарных лекарств уничтожены. Доставка медикаментов – также первоочередная задача представителей IFAW.

Директор зоопарка Триполи говорит: «Мы признательны Международному фонду защиты животных за поддержку в это чрезвычайно сложное время».

Пожертвования в пользу зоопарка Триполи

источник



**
Доктор Иан Робинсон в 1975 году закончил Ветеринарную школу в Бристоле, Великобритания, и до 1990 года работал ветеринаром преимущественно в сельскохозяйственных районах Северной Англии. А с 1990 года он полностью посвящает себя благотворительной деятельности в зоозащитных организациях, сначала в британском Королевском сообщества против жестокости к животным (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals, RSPCA), а позже – в Международном фонде защиты животных (IFAW) в качестве руководителя программ по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.

В число обязанностей доктора Иана Робинсона входит координация спасательных работ по всему миру; реабилитация и возвращение в дикую природу спасенных диких животных. Он посещает множество приютов и организаций по оказанию неотложной помощи животным. В 2002 году он был участником группы специалистов-наблюдателей, подготовивших отчет о жестокости канадской охоты на тюленей.

7 сентября 2011 года
Доктор Иан Робинсон о ситуации в Триполи:

Спасатели Международного фонда защиты животных смогли попасть в зоопарк Триполи только вчера. Мы получили необходимое подтверждение от нашего сотрудника в Тунисе, который связался с директором зоопарка Триполи и получил полную информацию о катастрофическом положении животных зоопарка.

Наша первоочередная задача – обеспечить пищей более чем 1000 обитателей зоопарка.

Как многие из вас, наверное, знают из теленовостей, зоопарк находится в непосредственной близости с бывшей резиденцией Каддафи в самом центре Триполи. Именно здесь разворачиваются военные действия и происходит стрельба.

Львы, гиены, бегемоты, олень, обезьяны и другие животные, которые выжили в перестрелках, вынуждены переживать все тяготы военного положения. Боясь за свою жизнь, многие работники зоопарка покинули этот район города; поставки пищи прекратились, также как и снабжение водой. Разрушена система электроснабжения, рефрижераторы, ветеринарные медикаменты в условиях жары пришли в негодность.

IFAW направил средства из нашего фонда для обеспечения животных пищей – в среднем необходимо около 2 000 долларов в день. К счастью, по полученной за прошлые сутки информации, животные зоопарка сейчас обеспечены водой. В настоящее время мы делаем всё возможное, чтобы переправить в Триполи необходимые медикаменты. Мы тесно сотрудничаем с представителями других зоозащитных организаций, ради оказания долгосрочной и постоянной поддержки этим животным.


(фото отсюда; справа - отдыхающий живой тигр)

У нас уже есть опыт работы в условиях подобного кризиса, однако ситуация каждый раз новая. Недавно наша организация помогала зоопарку Туниса и группам зоозащитников в Египте, однако нынешняя ситуация в Триполи ставит новые трудные задачи. Безопасность является основной проблемой при формировании групп зоозащитников в Ливии. Ведь, в конце концов, военные действия продолжаются.

Тем не менее, первый шаг на пути спасения животных в Триполи сделан – надеемся, что самое страшное в их жизни уже позади.
источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Tuesday, September 06, 2011

Всемирная петиция против живого экспорта / WSPA presents global live export petition at Parliament House

Август 2011

В столице Австралии, Канберре, представители Всемирной организации в защиту животных WSPA передали членам парламента всемирную петицию против живого экспорта.

Принимая петицию, член парламента Келвин Томпсон (Kelvin Thomson) сказал, что целесообразно перейти на экспорт замороженного мяса.

Кампания WSPA под названием Humane Chain принесла подписи более чем 170 000 неравнодушных граждан всего мира, высказавшихся против живого экспорта.

Джессика Борг (Jessica Borg), руководитель кампаний WSPA, сказала: «Мы получили невероятную поддержку от людей всего мира, пораженных тем, что правительство Австралии допускает и терпит жестокость, которую представляет собой экспорт «живого товара». Только за последний месяц более 11 000 человек из 80 стран, включая Египет, Бразилию, Италию, США, Панаму, присоединились к нашей фото-петиции и добавили свои портреты. Кадры и видеоматериалы, изображающие мучения животных в промышленности «живого экспорта», заставили весь мир недоумевать, почему такая развитая страна как Австралия допускает подобную жестокость.
Новая Зеландия запретила живой экспорт еще в 2003 году и непонятно, почему Австралия до сих пор этого не сделала».

Больше информации на вебсайте www.humanechain.org.au

источник
Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Saturday, September 03, 2011

Коала — впечатлительный зверёк под угрозой исчезновения/ Koala — cute and endangered

журнал GEO, июль 2006
сканирование, добавление фотоиллюстраций – Е. Кузьмина http://elena-kuzmina.blogspot.com/
UPD: статья онлайн Хозяева эвкалиптов


Вот как первые переселенцы в Австралию описывали призывный крик самца этого животного: «Ночью весь эвкалиптовый лес внезапно наполнилcя странными, жуткими звуками. Они были похожи одновременно на могучий храп пьяницы, скрип несмазанных дверных петель и ворчливое хрюканье чем-то недовольной свиньи…» Вчерашним европейцам весьма долго пришлось искать источник озадачивающих ночных звуков. Ведь снизу коала практически незаметен неопытному наблюдателю. Это медлительное животное великолепно маскируется в кроне эвкалиптов и ведет ночной образ жизни.

Первое упоминание о коала относится к 1798 году, когда Джон Прайс совершил путешествие в Голубые горы, лежащие к западу от Сиднея. Он и сообщил, что в тамошних лесах водится странное животное, напоминающее южноамериканского ленивца. В названии зверька на языке аборигенов европейцам слышалось и «куллавайн», и «кулавонг», и «кола», и «куала». Но устоялось все-таки «коала», что в переводе означает «не пить». Это уникальное животное за всю жизнь может не выпить ни одного глотка воды! Разгадка проста: необходимую влагу коала получает из листьев эвкалипта.
[Не всегда; потепление климата сказывается... - Е.К.]

Переселенцы не знали, к какому виду следует отнести необычного зверька. Его сравнивали с ленивцем, с обезьяной, с медведем. Даже предполагали, что он является неким «обезьяномедведем». И только в 1816-м коала все же обрел научное описание и латинское имя Phascolarctos cinereus и стал известен миру как «сумчатый медведь».

К медведям коала имеет примерно такое же отношение, как бумажный голубь к почтовому. Его ближайший «родственник» – австралийский вомбат. Хотя кое-какое сходство с мишкой имеется, и в принципе понятно, откуда оно взялось. В Австралии и на северных материках эволюция млекопитающих происходила параллельно. Некоторые австралийские сумчатые оказались похожи на своих плацентарных «кузенов» – развивались хоть и независимо, но в сходных условиях.

Предки сумчатых – коала, вомбатов, кенгуру, а также древесных поссумов и сумчатых летяг – были довольно крупными. Достаточно назвать сумчатого льва и гигантского вомбата-дипротодона размером с носорога, которые появились на Зеленом континенте десятки миллионов лет назад.

Значительную часть нынешней Австралии тогда покрывали древние эвкалиптовые леса. Коала занял нишу потребителя этой весьма специфической пищи. В листьях эвкалипта содержатся ядовитые вещества, в том числе синильная кислота, даже небольшое их количество способно убить овцу или корову. (В чем не раз с грустью убеждались первые переселенцы.)

Коала же чудесным образом приспособился к этой убийственной диете.
Во-первых, его желудочно-кишечный тракт успешно нейтрализует токсины.
Во-вторых, позволяет извлекать все ценное, что содержится в такой низкокалорийной пище, как эвкалиптовые листья. Помогает развитая слепая кишка, достигающая у взрослых животных 2 метров. Особые ферменты этого отдела кишечника эффективно переваривают клетчатку, а замедленный обмен веществ, свойственный зверькам, позволяет пище долго удерживаться в организме – до тех пор, пока от нее не будет получен максимум энергии.

И все же, несмотря на всю эволюционную приспособленность животного, эвкалиптовые листья дают ему не более 25% питательных веществ. Три четверти съеденного коала пережевывает без всякой пользы для себя. Чтобы быть активным на протяжении хотя бы 2–6 часов в сутки, приходится съедать от 500 г до 1 кг листьев. Немного? Но это приблизительно десятая часть собственного веса животного. Соотнесите это с собственным весом и вы поймете: жует коала усердно… И делает это ночью. В прохладное время суток организм теряет меньше драгоценной влаги и энергии.

К чему еще коала превосходно адаптировался – так это к жизни на деревьях. Грушевидное тело (стало быть, низкий центр тяжести), каждый палец (за исключением больших пальцев задних лап) снабжен мощным острым когтем, который глубоко вонзается в дерево.

На передних лапах два пальца противостоят трем (как у человека большой палец противостоит четырем), это позволяет крепко обхватывать ветви. Густой мех защищает и от холода, и от жары, и от дождя.
Мех – от светло-серого до почти коричневого – с белыми пятнами на груди, шее, ногах и ушах.
Самцов можно отличить по «ароматной железе» на груди.

Брачный сезон – время наибольшей активности. Он начинается в конце августа и длится до февраля. В эти месяцы у безобидных животных случаются схватки за самок и за территорию. А подросшая молодежь покидает матерей и ищет участок леса, который должен стать домом. Увы, это время повышенной смертности: приходится подолгу передвигаться по земле, а спустившийся с дерева коала особенно уязвим. Самка достигает половой зрелости к 3–4 годам и может беременеть каждый год, однако в природе приносит потомство раз в 2–3 года в зависимости от возраста и среды обитания. Самки живут несколько дольше самцов – в среднем 12 лет. Это означает, что каждой суждено принести 5–6 пометов. Беременность длится всего 35 дней, после чего крохотный слепой детеныш весом меньше 1 г и длиной 2 см совершает первое в своей жизни путешествие – к материнской сумке. Добравшись туда, он припадает к одному из двух сосков. Детеныш абсолютно беспомощен, не может самостоятельно сосать, поэтому сосок, раздуваясь, фиксируется у него во рту, а молоко впрыскивается сокращениями материнских мышц.

Кстати, сумка расположена на животе матери «вверх дном», а чтобы малыш не вывалился, снабжена мощной мускульной «застежкой». Это донашивание детеныша в сумке длится 6–7 месяцев. Все это время маленький коала питается исключительно молоком и «дозревает»: у него развиваются органы слуха, он покрывается мехом, наконец, у него прорезываются глаза.

Материнского молока детенышу уже не хватает, а жевать эвкалиптовые листья пока рано – в его кишечнике отсутствуют необходимые бактерии. Эту специализированную микрофлору маленький коала получает с экскрементами матери. В это время их состав резко меняется, становясь, по сути, частично переваренной пищей – источником белка и влаги для детеныша. А то, что сумка «перевернута», даже удобнее: малыш получает немолочную пищу, не покидая своего убежища.

Становясь готовым к «взрослой» еде, молодой коала все чаще выбирается из сумки. В конце концов он начинает путешествовать – сначала на спине матери. Годовалый коала, который уже не помещается в сумке, время от времени подкрепляется молоком из вытянувшегося материнского соска. Если самка через год не забеременеет вновь, он на некоторое время остается при ней, и это существенно повышает шансы на выживание.

Коала – одиночки, но их индивидуальные территории граничат друг с другом. Личный участок они регулярно обходят, делая когтями пометки на деревьях, а самцы еще и метят их пахучим веществом из железы на груди.

Чтобы не умереть от голода, каждому зверьку необходимы несколько «пищевых» эвкалиптов. Они и будут его кормить. Выбирать приходится придирчиво: из 600 разновидностей австралийских эвкалиптов для питания коала пригодны лишь несколько десятков. Но и среди них не всякое дерево устроит пушистого привереду.

Когда австралийским биологам приходится переселять зверька с его участка, они долго еще добавляют в корм новоселу листья его «личных» эвкалиптов с прежнего места жительства. Иначе коала погибнет от голода, не успев приспособиться к новой пище. Изучая дерево «на съедобность», коала учитывает состояние листьев, влажность, концентрацию в них полезных и вредных веществ. И, как правило, выбирает эвкалипты, растущие на плодородной почве. Но еда – это еще не все. Также необходимы «некормовые» деревья – для отдыха, обозначения границ своего участка и т. д. При таких потребностях территория каждой особи может занимать десятки гектаров леса! А сокращение площади может стать роковым: стресс ослабляет иммунитет впечатлительного зверька и делает его восприимчивым к инфекциям


Образно выражаясь, коала сидит на чрезвычайно тонкой и хрупкой эволюционной ветви. Даже незначительная перемена привычных условий грозит ему вымиранием.
Таким неблагоприятным событием стало заселение Австралии европейцами. Поселенцы занимали именно те земли и вырубали те эвкалиптовые леса, которые облюбовал коала.

И еще люди привезли с собой хищников, противостоять которым безобидный коала не мог. На детенышей и ослабевших взрослых особей вовсю охотились одичавшие кошки, каждый спуск на землю стал смертельно опасным из-за лис, прежде неведомых на Зеленом континенте, и собак, видевших в странном зверьке законную добычу.
Сегодня австралийское Общество по спасению коала в своих буклетах призывает хозяев собак привязывать своих подопечных на ночь или не выпускать из дома, если на участке растут эвкалипты.

К тому же по десятимиллионной популяции коала пронеслись опустошительные эпизоотии.
В довершение всех бед красивый коричневый мех приглянулся австралийским модницам... Начался массовый промысел животных. Все это привело к тому, что к уже началу ХХ века коала были полностью истреблены в Южной Австралии, Новом Южном Уэльсе и практически полностью – в штате Виктория.

Более или менее значительная колония оставалась в Квинсленде, но и там периодически объявляли «открытые сезоны» охоты. Результаты были ужасающими: только за шесть месяцев 1919 года было уничтожено более миллиона животных, всего за месяц охоты в 1927 году – 800 тысяч. Это «счет по шкуркам». Осиротевших и потому обреченных детенышей и подранков, которые укрылись на деревьях и умерли, «не отдав мех», никто не считал

И хотя в 1930-х годах правительство Австралии спохватилось и взяло животных под защиту, их популяция продолжала уменьшаться. Ситуацию удалось стабилизировать только к концу ХХ века, хотя она по-прежнему неблагополучна. По данным неправительственной организации Австралийский фонд коала, сегодня в стране насчитывается 100 тыс. сумчатых мишек. Среда их обитания, и без того сократившаяся в пять раз со времен колонизации Зеленого континента, продолжает уменьшаться.

Животных губят лесные пожары, вырубка лесов, мелиорация, вносимые в почву химические удобрения.
Ежегодно 4 000 коала гибнут от нападений собак и под колесами автомобилей. [см. также об угрозах для коала]
Проблем хватает и в заповедниках вроде острова Кенгуру, куда коала пытались переселить. На изолированной территории размножающиеся зверьки быстро «доедают» эвкалипты, а перенаселенность, которую коала очень не любят, приводит к болезням и вырождению. Защитники природы одно время даже предлагали проводить искусственную стерилизацию, но быстро выяснилось, что это проект дорогостоящий и не очень эффективный.


Эксперты говорят, что защитить уникального сумчатого медведя от вымирания может только масштабное восстановление эвкалиптовых лесов. Для этого требуются огромные деньги, немыслимые даже для бюджета богатой Австралии. Определенные надежды вселяет туристический бизнес, доходы от которого растут год от года.
«Эти животные приносят в бюджет страны 1 млрд. долларов в год и создают 9000 рабочих мест, – напоминают защитники природы. – Каждый десятый турист, посещающий Австралию, не поехал бы сюда, не будь у нас коала. Пора вернуть этим животным хотя бы часть того, что они приносят людям».

посетите вебсайт savethekoala.com




Другие материалы о коала в этом блоге

Thursday, September 01, 2011

Опасная психология интенсивного животноводства / The Dangerous Psychology of Factory Farming*

*Factory Farming - ведение сельского хозяйства промышленными методами;
интенсивное животноводство промышленного (фабричного) типа; 
крупное специализированное хозяйство (птицефабрика, свиноферма и т. п.)

источник

Автор - Джеймс МакВильямс (James E. McWilliams), профессор истории техасского университета; автор книг "Революция питания" и Just Food: Where Locavores Get It Wrong and How We Can Truly Eat Responsibly.

Попытка проанализировать тип мышления, позволяющий фермерам выращивать и убивать тысячи животных, чувствуя себя при этом счастливыми.

Я знаком с фермером по имени Билл, который ведет крупное специализированное хозяйство. Его ранчо в Техасе выращивает более 4 000 голов скота с использованием методов, воплощающих промышленное интенсивное сельское хозяйство. Коровы пронумерованы, имен у них нет. Животные не едят пищу – они перерабатывают корм. Конечная цель более чем ясна: выращивать коров как можно быстрее, эффективнее и безопаснее, превращая их в отборные куски говядины, в процессе минимизируя затраты и максимизируя прибыль.

Что думает Билл о своем призвании? Он его обожает. Благодаря интенсивному животноводству он может жить в сельской местности, имеет возможность предоставить своей семье отличные условия жизни в деревне; а доход позволяет Биллу отправить детей в престижные колледжи. Когда я задал Биллу вопрос по поводу нравственной стороны интенсивного животноводства, он улыбнулся и покачал головой, утверждая, что этическая ценность коров, которых он откармливает и убивает, не превышает этическую стоимость железных решеток, за которыми они находятся.

Билл – эмоционально развитый человек, создающий впечатление спокойного ученого-теоретика. У него добрая улыбка и наверняка он читает не только издание «Лошади и домашний скот», но и «Нью-Йоркер». На его взгляд, интенсивное животноводство – всего лишь выгодный бизнес, наподобие сборочной линии на заводе по производству машин.



Но мне кажется, Билл упускает важный момент. Действительно, даже без субсидий, наверное, есть экономические выгоды выращивания животных в условиях интенсивного хозяйства. Но нельзя сбрасывать со счетов психологическую подоплёку столь эмоционально заряженного «бизнеса», как убийство животных в пищу. И тут объемы, масштаб и интенсивность производства касаются предмета, неотъемлемого и основополагающего для всего промышленного животноводства: оно обрубает эмоциональную связь между фермерами и животными. Говоря прямо и грубовато, мой приятель Билл получает возможность убивать тысячи животных и оставаться при этом счастливым человеком.

Чтобы понять этот феномен, необходимо обратиться к XIX веку. До 1850 года, когда животноводство существовало в относительно небольших масштабах, фермеры считали животных животными. То есть, люди смотрели на животных как на чувствующих существ с присущими им потребностями, которые, если их не удовлетворять, приведут к получению некачественного продукта. Справочники для фермеров тех лет содержат такие инструкции: разговаривайте со своими животными спокойным и нежным голосом; убедитесь, что стойло уютное и просторное; ежедневно уделяйте животным внимание и проявляйте заботу и нежность. Фермеры никогда не относились к животным, как к предметам. Они понимали, что к чему.

Причиной этого понимания было то, что практикуемая фермерами система пасторализма (идиллическое изображение сцен сельской и пастушеской жизни) определялась тесной физической близостью. Благодаря ей фермеры ежедневно общались со своими животными, развивая собственные эмоциональные черты и особенности. Личная близость, тесная вовлеченность в животноводство делала убийство – которое тогдашние фермеры совершали самолично, - мрачным и почти священным событием. Ни один нормальный человек, даже из самых крутых ковбоев, не оставался равнодушным к убийству животного, которое он растил и кормил на протяжении нескольких лет. Ни у кого не вызывало сомнений, что он отбирает жизнь у чувствующего и разумного существа, имеющего свои желания и потребности.

После 1850 года всё изменилось. Американское сельское хозяйство попало в лапы научного фермерства. Сельскохозяйственные ученые, а за ними и фермеры, начали развивать принцип фермерства как предприятия, поддающегося количественному определению. Начав с растений, а затем перейдя и к животным, они перестали заботиться об индивидуальных отличительных особенностях, сконцентрировавшись на коллективных оценках продуктивности. Производственная линия расширилась, и фермеры стали общаться терминами: питательные затраты, графики разведения, площадь ограждений и устранение заболеваний.
К 1870-ым фермеры уже называют своих животных не животными, но, буквально, машинами, произведенными на фабриках. Сельхоз-справочник этих лет поясняет: «Свинья – одна из наиболее ценных машин на ферме».

Психологический бальзам этой риторики принес облегчение фермерам, которых угнетала задача массовых убийств животных. Как интуитивно понимали фермеры начала XIX века, сельскохозяйственные животные – живые, чувствующие и разумные существа со своими интересами, самоощущением, со способностью предчувствовать и испытывать боль. Именно в контексте этих качеств – качеств, которые невозможно было игнорировать благодаря постоянному соприкосновению и общению с животными, - становится очевидна психологическая «выгода» интенсивного животноводства. Это безличная, крайне рационалистическая структура, созданная для того, чтобы защищать вовлеченных в нее людей от эмоциональных последствий совершаемых ими массовых убийств.

Сегодня многие критики промышленного животноводства настаивают на необходимости вернуться к системе животноводства, существовавшей до 1850 годов. Я отношусь к этому скептически, не из-за доводов экономических, - да, более выгодно выращивать животных массово, - но в связи с доводами психологическими. Думаю, что в пост-дарвинистский век этологии (наука о поведении животных в естественной среде их обитания) нам попросту слишком много известно об интеллекте и эмоциях животных, чтобы спокойно смотреть в глаза свиней и коров, - пусть даже выращенных с искренней любовью и заботой, - и убивать их. Иными словами, готовы ли мы, как представители мясоедской культуры, сделать то, от чего защищает и избавляет Билла его система промышленного сельского хозяйства - серьезно задуматься над нравственным бременем животноводства.

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...