Wednesday, September 26, 2012

Животные в китайской самсаре/ animals in Chinese samsara

источник

Всем известно, что китайские повара предпочитают, чтобы мясо и рыба при приготовлении было максимально свежими. Из-за этого многие рестораны закупают живых птиц и рыбу, которых убивают непосредственно перед приготовлением, а иногда готовят живьём и оставляют умирать прямо на тарелке непосредственно во время трапезы.

на фото: Умирающая на тарелке в окружении овощей живая рыба

Но речь сегодня пойдёт не об этом.

К счастью, у нескольких народностей Китая распространён обычай выкупать таких птиц и рыбу и отпускать их на свободу, о котором я и собираюсь рассказать.

У народности хань [т.н. «китайцы»] этот обычай называется фаншэн [означает «отпускать на свободу» и «живой»] и имеет очень древнее происхождение. Известно, что ещё в период «Сражающихся Царств» [475–221 гг. до н.э.] в отдельных царствах были установленные дни, чтобы отпускать на свободу пойманных животных. Не обходилось и без курьёзов — существует легенда об одном ване [князь, царь, король, монарх], который, чтобы продемонстрировать своё благородство, повелел всем ловить птиц и приносить их во дворец, после чего торжественно отпускал на свободу. К сожалению, достоверно не известно сколько несчастных воробышков было передавлено во время ловли в попытках ублажить сего милосердного правителя.

Впрочем, расцвет этого обычая произошёл позднее, и связан он с распространением в Китае буддизма. Поскольку в буддизме Махаяны уделяется невероятно большое значение развитию одинакового сострадания по отношению ко всем живым существам, считается, что спасение жизни любого живого существа это очень добродетельный поступок.

Отпускать пойманных животных на свободу считал очень важным основатель школы Тяньтай [живший с 538 по 597 годы, при династии Суй]. Именно он впервые устроил специальный пруд, чтобы выпускать туда рыбу — фаншэнчшы [означает «пруд». По принятой транскрипции нужно писать фаншэнчи]. Сейчас такие пруды есть во многих китайских монастырях.

В современном Китае выкуп и освобождение животных практикуют многие буддисты. В первый, десятый и пятнадцатый дни каждого лунного месяца, которые традиционно считаются особенно благоприятными для буддийской практики, можно увидеть целые группы людей, которые отправляются в лес и горы отпускать птиц или на берега рек и морей отпускать рыбу.

Обычай распространён и в другой буддийской традиции — тибетской. По-тибетски он называется цхетар [«жизнь» + «освобождать»] и регулярно проводится как монахами, так и мирянами.

на фото: Лама отпускает рыбу на свободу

Просто выпустить животное на свободу, чтобы через некоторое время оно умерло по другой причине и продолжило длительные скитания в самсаре, это несколько глупо. Для того, чтобы принести ему настоящую пользу, нужно создать причины, чтобы в будущих рождениях оно встретилось с Дхармой. Для этого перед тем, как отпустить, животным обычно читают Сутру Сердца Праджняпарамиты, поют дхарани и мантры, а в воду с рыбой добавляют мендруб.

Эта практика позволяет позволяет очень быстро накопить добродетель и продлевает жизнь. Если у вас будет время и возможность, можете попробовать сами!

из комментариев к посту:
В буддизме считается, что всё существует взаимозависимо друг от друга и обусловлено.
С одной стороны, делают всё всегда на благо всех живых существ, но делающий ведь не исключается из их числа, так что ему тоже перепадает, получается.
А ещё, «я» считается в буддизме некоторой условностью, простым обозначением, поэтому реализованные существа ничего для «себя» не делают :)
Так что в зависимости от глубины собственного понимания разные монахи наверное делают по-разному, я так думаю.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...