Sunday, April 07, 2013

Отношение к животным / about animals from Christian point of view, radio svoboda

Из цикла передач Радио Свобода «С христианской точки зрения»;
полный текст беседы (2001 год)

В своих толкованиях Евангелия от Матфея, на рассказ о Рождестве (ведь именно в сцене Рождества Христос оказывается среди животных, потому что люди его выгнали), обличая тех христиан, которые недостойны имени Христа, Иоанн Златоуст сравнивает людей с животными.

«Почему я могу узнать, что ты христианин? Да человек ли ты, и того не могу узнать доподлинно. Ты лягаешься как осел, скачешь как вол, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь. Как назвать тебя, зверем? Ведь у каждого зверя какой-нибудь один из этих пороков, а ты, совокупив в себе все пороки, далеко превосходишь и их».

На самом деле животные вообще не обладают пороками. К этому выводу постепенно пришли христианские богословы, потому что животные вне тех моральных ограничений и предписаний, которые Творец накладывает на человека. У животных нет моральной ответственности. Но при этом у них есть моральные права. И святой Василий Кесарийский в 275-м году после Рождества Христова составил такую молитву:

«Боже, всели в нас сознание близости ко всякой живой твари, к нашим братьям-животным, с которыми вместе Ты поселил нас в нашем общем доме. Со стыдом мы вспоминаем, как прежде человек надменно и жестоко правил миром, так что земля, которая должна бы воспевать Тебя, Боже, изнемогала и стенала. Дай нам уразуметь, что животные живут не только для нас, но для себя самих и для Тебя, что они наслаждаются радостью жизни, так же как и мы, и служат Тебе на своем месте лучше, чем мы на своем».

* * *
В 1999 году издана книга «Отец Александр Мень отвечает на вопросы».
Ему прямо задают такой вопрос:
«Животные наделены, как и мы, индивидуальностью, чувством привязанности, бессмертны ли души животных?»
И вот как он хорошо отвечает:
«Да, у животных есть душа, то есть эмоции страха, радости, любви, предательства. Но у животных нет духа. Дух — это творчество, совесть, сознание».

Я бывал в Америке, там объявления есть на храмах, что в воскресенье можно приходить с животными. И не только собак и кошек можно приносить (специальная литургия, там могут молиться даже о своих подопечных хозяева), даже попугаев приносят в клетке; такая любовь к животным необходима.

В ночное время приходили к келье святого звери:
медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады.
Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка,
в котором он хранил недельный запас хлеба.
Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

*
Пей там, где конь пьет: конь плохой воды не будет пить никогда.
Стели постель там, где кошка укладывается.
Ешь фрукт, который червяк коснулся.
Смело бери грибы, на которые мошкара садится.
Сади дерево там, где крот роет.
Дом строй на том месте, где змея греется.
Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару.
Ложись и вставай с курами — будешь иметь золотое зерно дня.
Ешь больше зеленого — и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце, как у зверя.
Плавай чаще и будешь себя чувствовать на земле, как рыба в воде.
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие.
Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным.

- Серафим Саровский

* * *
Для византийской культуры, для древнерусской культуры охота, потеха, как тогда говорили, была символом мощи и власти. Хотя христианская церковь настаивала на том, что охота это греховное занятие, тем не менее, она не могла сразу вытеснить охоту из ряда тех символов, которыми обставляла себя власть.

Сергий, недавно постриженный в монахи, жил один в диком лесу.
Сохранилось свидетельство о дружбе отшельника с медведем,
с которым Преподобный Сергий делил трапезу.

В Средние века животные становятся символом власти святых над миром, вплоть до рассказа о преподобном Сергии Радонежском, как он дружил с медведем. Или рассказа о том, как Иван Грозный пытался затравить митрополита Филиппа медведем, но медведь кротко лег рядом с митрополитом. В реальной жизни Иван Грозный многих священников затравил для потехи, именно одевая их в медвежьи шкуры и натравляя на них собак.

В своей замечательной автобиографии «Самопознание» Николай Бердяев писал о том, как он молился, чтобы его умирающий кот вошел в Царство Божье. Говоря же о том, как связан животный мир с человеческим, Бердяев в другой своей книге [см. «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», 1947] писал:

«Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога. Человек сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен. Человечен не человек, а Бог. Сам человек любит рабство и легко мирится с рабством. То же нужно сказать и о человечности. Реализуя в себе образ Божий, человек реализует в себе образ человеческий. И реализуя в себе образ человеческий, он реализует в себе образ Божий. В этом тайна богочеловечности, величайшая тайна человеческой жизни. Человечность и есть богочеловечность. Человек же гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий. Зверечеловечность занимает безмерно бóльшее место в нас, чем богочеловечность. Но ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь же безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие, он также несет в себе искаженный образ ангела, как человек несет искаженный образ Бога. Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное».

Но сказать такое в середине XX века Николай Бердяев смог, потому что все второе тысячелетие христианской истории было тысячелетием открытия животных, когда человек открыл себя как новый мир, как он открывал континенты, и в то же время христианская цивилизация заново открыла для себя и мир животный.

Стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его,
и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника;
лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же…

* * *
Средневековые схоласты очень активно дискутировали, есть ли у животных душа?

В 1990-м году Папа Римский Иоанн Павел II однозначно заявил: да, у животных душа есть. Но схоласты ведь разработали учение о том, что у животных есть два типа души — бессмертная и небессмертная (исчезающая, испаряющаяся). Вот якобы у животных — небессмертная душа.

Поразительно, как в таком отторжении животного мира богословы прошли мимо совершенно ясных указаний Священного писания. Например, 148-й псалом, где сказано, что «Господь сотворил животных и поставил их навеки и веки». Знаменитая тирада Экклезиаста, где древний мудрец говорит о том, что кто знает: «Господь создал нас так, чтобы мы не понимали, хуже мы животных или лучше». Вот это древнее представление о близости человека и животного в средневековом латинском богословии утерялось.

* * *
Галина Олейникова: 
Честно говоря, я бы никогда не пошла на такое развлечение [речь о корриде]. Мне кажется, это первобытность какая-то — на такие развлечения ходить. А, кроме того, мне еще хочется о цирке сказать, как там нещадно бьют животных! Все эти пышные представления: хищники, ягуары, они забиты до того там, что боятся этой телогрейки, в которой дрессировщик с ними работает, от нее в клетку убегают. Это тоже страшно жестокие вещи, все эти цирковые. Может быть не всех животных, но медведей нещадно бьют.

Сушеною рыбою кормил отец Герман птиц, и они во множестве обитали рядом.
Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью.
Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук.
Видели, как преподобный Герман кормил медведя.

* * *
В «Путешествии Гулливера» (последняя часть) Гулливер попадает в страну разумных лошадей, гуингмов, где человек всего-навсего йеху.

В 1720-м году Свифт так писал о человеческом роде:

«Я должен чистосердечно признаться, что сопоставление множества добродетелей этих прекрасных четвероногих с человеческой испорченностью до такой степени расширило мой кругозор, что поступки и страсти человека предстали мне в совершенно новом свете. И я пришел к заключению, что не стоит щадить честь моего племени. Я воспитал в себе глубокую ненависть ко всякой лжи и притворству».

Однажды недалеко от монастыря Преподобный Герасим Иорданский встретил льва,
страдавшего от попавшей в лапу занозы.
Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал.
Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами.
Когда Преподобный Герасим Иорданский скончался, лев умер от тоски на его могиле,
что в полумиле от монастыря; он был зарыт близ гроба святого.

* * *
«Если вы захотите узнать, что такое душа животных, то обратите внимание на то, что происходит в вас самих в течение половины дня, и вы получите об этом некоторое представление. Самое важное для нас — понять, что вовсе не в течение всего дня человек остается человеком, до этого далеко».
Так писал Петр Чаадаев в России во второй четверти XIX столетия.

* * *
Католик, друг знаменитого Толкина, сам выдающийся литератор и поэт, англичанин Хилэр Беллок в одном из стихотворений своих писал: «Лучше всего молится тот, кто любит всякую тварь, большую и малую».

В Америке совсем недавно вышла книга «Попадет ли мой щенок на небеса?» (см. на тему).

В современной России этот вопрос даже не задают, а задают вопрос: может ли собака войти в церковь? Более того, многие священники считают, что собака не может даже жить в квартире, и не идут освещать, если в квартире животное. Квартиры как-то удалось более-менее отстоять современным православным публицистам, но и они полагают и часто ссылаются на то, что есть каноны Русской православной церкви, которые предписывают освящать церковь, если там побывала собака. На самом деле таких канонов нет. Есть суеверия, уходящие в глубокую древность, но это же не каноны.

Каждое утро и каждый вечер вороны приносили Илье-пророку пищу.
Господь, посылая на помощь воронов, призывал пророка быть милосерднее к людям,
показывая, что даже вороны могут проявлять милосердие.

* * *
Глеб Якунин: Я когда-то был охотоведом, у меня диплом — «биолог-охотовед». Но я, честно говоря, когда еще был студентом, убил замечательную такую белку. Мне как-то стало не по себе, я взял ее захоронил, и до сих вспоминаю, даже на исповеди каялся. Что ж такое, замечательная белка мужского пола, он был в разгаре своих страстей, там игра была соответствующая, а я взял его и убил. Конечно, причащением такие вещи можно загнать только в подполье. Само общество должно отказываться от этого. Конечно, это ужасно. Во-первых, это неравная борьба, по существу. В корриде в основном гибнут быки, а тореадор, он все-таки защищен. Это животные страсти в наше время!

* * *
Среди современной православной богословской литературы в России есть книга Татьяны Горичевой (известной православной диссидентки 70-х годов) «Святые животные», где она подчеркивает, что библейская заповедь человеку владычествовать зверьми, землей, это древнееврейский глагол «кабаш», и это — владычество, обладание не в смысле насилия, а в смысле распоряжения, бережного и любовного отношения к творению.
(из статьи)

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Михайловна Горичева, автор книги «Святые животные», пишет:
«Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в но­вый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рас­сказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

У Фёдора Михайловича Достоевского есть прекрасные слова:

«Любите всё создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Будешь любить всякую вещь — и тайну Божию постигнешь в вещах… Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же её, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю…»

Удивительные слова: в них начало того, что я бы назвала православной экологией.

(см. также: Беседа с философом Татьяной Горичевой, 2005 год)

иллюстрации и подписи к ним - отсюда

Подготовила Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...