Tuesday, April 30, 2013

Шарлотта Дюма и её фотопортреты животных/ Charlotte Dumas’ Poignant Animal Photography

Сердце животного: берущие за душу фотопортреты, сделанные Шарлоттой Дюма

В недавнем выпуске издания «Тайм» вышла статья Джеффри Клюгера (Jeffrey Kluger) о способности животных горевать, испытывать скорбь (The Mystery of Animal Grief). В качестве фотоиллюстраций к статье использованы работы знаменитой фотохудожницы Шарлотты Дюма, которая в течение многих лет создает полные эмпатии, сопереживания портреты животных самых разных видов.

Если животные выкармливают своих малышей (что они делают) и заботятся о своих близких (что они также делают), отчего не предположить, что животные способны скорбеть по своим умершим собратьям? Всё большее число ученых приходит к выводу, что животные не только скорбят, но зачастую мучительно, безутешно горюют. Это легко заметить просто наблюдая за животными. При работе с животными нет возможностей для самоанализа, который является ключевой составляющей в изучении психологии человека. Однако в отношении животных вполне достаточно обычных наблюдений.

Есть слоны, которые проводят по своим умершим подобие всенощной — склоняясь над телом в скорби, а спустя недели и месяцы возвращаясь к месту смерти, чтобы осмотреть и прикоснуться к останкам.
Есть коровы, которые таким же образом окружают тело умершего собрата; приносят веточки и прутики в качестве подношения, и даже прикрывают останки травой.
Собаки и кошки бродят по дому, разыскивая усопшего родича или компаньона по играм, и часто погружаются в состояние апатии, теряя аппетит – то есть демонстрируют все признаки человеческой депрессии.
Матери карликовых шимпанзе и бабуинов в случае гибели малыша носят с собой тельце целыми неделями — а мамы-дельфины в подобных случаях подталкивают тело своего малыша в воде, оставаясь рядом с ним.

Исследования химических процессов в мозгу и крови — в той мере, насколько эти процессы общи для человека и животных — подтвердили существование схожей у всех живых существ реакции скорби. Организм бабуинов проявляет рост числа гормонов, ведущий к стрессу и последующему усыновлению, в случае если член семейства гибнет от хищника. Особенно ярко проявляется это поведение среди родственников или близких компаньонов жертвы.

У воронов стрессовая ситуация вызывает реакцию в миндалевидных железах, совсем как у людей. Подобная реакция бывает наиболее ярко выраженной в случае гибели партнера, поскольку вороны создают прочные пары, сохраняющиеся по 20 и более лет (гораздо дольше многих брачных союзов у людей).


В любых исследованиях, касающихся животных, есть риск антропоморфизма, приписывания человеческих черт и чувств. Мы пропускаем поведение животных сквозь нашу, человеческую, призму, ведь это понятно и известно нам лучше всего. Но в данном случае всё верно. Все животные — включая людей — существуют благодаря совокупности связей интеллекта, эмоций и сложной социальности. Только потому, что человек назван вершиной пирамиды живых существ, нельзя утверждать, что живые существа «под нами» не имеют опыта, переживаний, подобных нашим — пусть даже эти живые существа проще, глупее и недолговечнее нас. Животные – социальные создания, а кроме того – создания чувствующие. Вряд ли им неведома боль смерти.

источник/ source: The Heart of a Beast: Charlotte Dumas’ Poignant Animal Photography

см. также статью Дж. Клюгера О чем думают животные

* * *

Нидерландская фотохудожница Шарлотта Дюма (Charlotte Dumas) умеет приблизиться к животным вплотную.
Она фотографировала тигров (см. портреты тигров, сделанные в 2007 году в заповедниках Техаса и Индианы, США), волков (см. серию Reverie), собак – и служебных, и бродячих. Сделанные ею с близкого расстояния фотопортреты изображают обычно робких и пугливых животных в их самые уязвимые, тихие, спокойные минуты.

Один из последних проектов Шарлотты Дюма называется Анима – взгляд художницы, брошенный ею «за кулисы» конюшен при Арлингтонском национальном кладбище (Arlington National Cemetery, американское военное кладбище в Арлингтоне, пригород Вашингтона, основано в 1865 году. На его территории захоронены участники войн, президенты, председатели Верховного суда и астронавты. В настоящее время на кладбище погребено около 300 тыс. человек; площадь его составляет почти 3 кв. км).

Фотохудожница запечатлела лошадей (они принимают участие в похоронных церемониях) – когда животные в конце рабочего дня отдыхают в своих стойлах (см. серию Anima).

Шарлотта Дюма говорит: «Тесная связь животных и человека, обширная и длительная история этих отношений – вот предмет моего огромного интереса».
источник

* * *
Шарлотта Дюма родилась в 1977 году в г. Влардинген, Нидерланды.
Училась в академиях изобразительных искусств (Gerrit Rietveld Academie; Rijksakademie) в Амстердаме.
На творчество Шарлотты Дюма оказали влияние работы нидерландской фотохудожницы Ринеке Дийкстра (Rineke Dijkstra), американского фотографа Брюса Дэвидсона (Bruce Davidson, с 1958 года член агентства Магнум-фото); живописца Эжена Делакруа, и других.

Наибольший успех: «Моя фотовыставка под названием Анима (Anima) в галерее Corcoran Gallery, Вашингтон, которая открывается в июле [2012]».

Слабое место: «Каждый раз приступая к работе над новой серией фотографий я переживаю личностный кризис, начинаю поиски себя».

Главный совет: «Влияние мира искусств может оказаться весьма сокрушительным. Так что больше времени проводите с вашими моделями и зрителями».

Шарлотта Дюма рассказывает:
«В художественном училище моё стремление фотографировать животных не поощрялось. Но в 2002 году я сделала снимок полицейского коня по кличке Джонкер (Jonker) – и результат убедил меня, что я на верном пути.

Фото вошло в составленную мною серию из четырех портретов лошадей, сделанную в департаменте конной полиции в Роттердаме. В тот раз я впервые работала на натуре, не в студии; мне хотелось, чтобы лошади были без седел и прочей амуниции, ведь полицейские лошади почти никогда не пользуются подобной свободой. (см. Four Horses).


Рабочие животные – вот предмет моего интереса. Я начинала со съемок полицейских собак и лошадей; затем перешла к проекту с конными карабинерами в Риме (см. серию «День прошел» - Day is done; кони после дня службы на отдыхе); а в последнее время работала с тиграми в заповедниках США. Меня всегда увлекала мысль о роли животных в обществе; без стремления подчеркивать, как дурно обращаются с ними люди.

Мне случалось слышать клишированное мнение, будто люди любят животных, потому что не хотят иметь дел с представителями своего вида. Но, по-моему, для фотографа животные - словно чистый холст. Когда смотришь на человека, почти сразу понимаешь, какова его история жизни. При взгляде на животное остается простор для воображения.

Я никогда не использую телеобъектив; животное, которого я снимаю, всегда знает о моем присутствии, потому что доверительность, интимность крайне важна для создаваемых мною портретов.


Мне пришлось провести с Джонкером пару дней; офицер, который отвечал за него, постоянно находился рядом, чтобы конь не волновался. Джонкер прятал морду в угол и не желал сотрудничать, а потом вдруг наступил момент тишины и спокойствия.
Я пользуюсь фотопленкой, так что о том, получился или не получился кадр узнаю, когда материал приходит из лаборатории. Вскоре после тех съемок я смотрела телевизор и заметила Джонкера на футбольном матче. Это было удивительное переживание: вот он работает, а сделанный мной фотопортрет висит где-то в галерее».

источник/ source Photographer Charlotte Dumas's best shot

* * *
Среди проектов Шарлотты Дюма:


Retrieved - поисковые и спасательные собаки, участвовавшие в поиске пострадавших в ходе теракта 11 сентября.

Сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (США) пригласило около 100 специально обученных собак и их дрессировщиков принять участие в спасательных операциях в районе Всемирного торгового центра и в Пентагоне. Наряду с бригадами пожарных и командами, расчищавшими обломки, собаки работали круглые сутки, разыскивая в завалах тех, кому удалось уцелеть.

В репортажах масс-медиа образы животных-спасателей привлекли внимание нидерландской фотохудожницы Шарлотты Дюма. Десять лет спустя, узнав, что из сотни собак-спасателей, работавших на завалах в сентябре 2001 года в живых остались только 15, Дюма разыскала каждую из них. Она отправилась по разным городам Америки, фотографируя собак-героев в повседневной обстановке, где они жили рядом со своими тренерами.

Фотопортреты выполнены при естественном освещении; это полный уважения и любви взгляд художницы, брошенный на будни этих собак-героев, ныне доживающих свой век под родным кровом.

источник/ source

Al Lavaro! - Серия портретов служебных собак из Лигурии (область в Северной Италии).

Дыра в форме сердца (Heart Shaped Hole):

Это серия из 14 портретов бездомных собак, сделанная в Палермо, Италия, в 2008 году.


Сердце собаки (Heart of a dog):
Серия создана как продолжение проекта 2008 года «Дыра в форме сердца» и состоит из фотопортретов бездомных собак в приютах Нью-Йорк Сити.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...