Tuesday, April 30, 2013

Шарлотта Дюма и её фотопортреты животных/ Charlotte Dumas’ Poignant Animal Photography

Сердце животного: берущие за душу фотопортреты, сделанные Шарлоттой Дюма

В недавнем выпуске издания «Тайм» вышла статья Джеффри Клюгера (Jeffrey Kluger) о способности животных горевать, испытывать скорбь (The Mystery of Animal Grief). В качестве фотоиллюстраций к статье использованы работы знаменитой фотохудожницы Шарлотты Дюма, которая в течение многих лет создает полные эмпатии, сопереживания портреты животных самых разных видов.

Если животные выкармливают своих малышей (что они делают) и заботятся о своих близких (что они также делают), отчего не предположить, что животные способны скорбеть по своим умершим собратьям? Всё большее число ученых приходит к выводу, что животные не только скорбят, но зачастую мучительно, безутешно горюют. Это легко заметить просто наблюдая за животными. При работе с животными нет возможностей для самоанализа, который является ключевой составляющей в изучении психологии человека. Однако в отношении животных вполне достаточно обычных наблюдений.

Есть слоны, которые проводят по своим умершим подобие всенощной — склоняясь над телом в скорби, а спустя недели и месяцы возвращаясь к месту смерти, чтобы осмотреть и прикоснуться к останкам.
Есть коровы, которые таким же образом окружают тело умершего собрата; приносят веточки и прутики в качестве подношения, и даже прикрывают останки травой.
Собаки и кошки бродят по дому, разыскивая усопшего родича или компаньона по играм, и часто погружаются в состояние апатии, теряя аппетит – то есть демонстрируют все признаки человеческой депрессии.
Матери карликовых шимпанзе и бабуинов в случае гибели малыша носят с собой тельце целыми неделями — а мамы-дельфины в подобных случаях подталкивают тело своего малыша в воде, оставаясь рядом с ним.

Исследования химических процессов в мозгу и крови — в той мере, насколько эти процессы общи для человека и животных — подтвердили существование схожей у всех живых существ реакции скорби. Организм бабуинов проявляет рост числа гормонов, ведущий к стрессу и последующему усыновлению, в случае если член семейства гибнет от хищника. Особенно ярко проявляется это поведение среди родственников или близких компаньонов жертвы.

У воронов стрессовая ситуация вызывает реакцию в миндалевидных железах, совсем как у людей. Подобная реакция бывает наиболее ярко выраженной в случае гибели партнера, поскольку вороны создают прочные пары, сохраняющиеся по 20 и более лет (гораздо дольше многих брачных союзов у людей).


В любых исследованиях, касающихся животных, есть риск антропоморфизма, приписывания человеческих черт и чувств. Мы пропускаем поведение животных сквозь нашу, человеческую, призму, ведь это понятно и известно нам лучше всего. Но в данном случае всё верно. Все животные — включая людей — существуют благодаря совокупности связей интеллекта, эмоций и сложной социальности. Только потому, что человек назван вершиной пирамиды живых существ, нельзя утверждать, что живые существа «под нами» не имеют опыта, переживаний, подобных нашим — пусть даже эти живые существа проще, глупее и недолговечнее нас. Животные – социальные создания, а кроме того – создания чувствующие. Вряд ли им неведома боль смерти.

источник/ source: The Heart of a Beast: Charlotte Dumas’ Poignant Animal Photography

см. также статью Дж. Клюгера О чем думают животные

* * *

Нидерландская фотохудожница Шарлотта Дюма (Charlotte Dumas) умеет приблизиться к животным вплотную.
Она фотографировала тигров (см. портреты тигров, сделанные в 2007 году в заповедниках Техаса и Индианы, США), волков (см. серию Reverie), собак – и служебных, и бродячих. Сделанные ею с близкого расстояния фотопортреты изображают обычно робких и пугливых животных в их самые уязвимые, тихие, спокойные минуты.

Один из последних проектов Шарлотты Дюма называется Анима – взгляд художницы, брошенный ею «за кулисы» конюшен при Арлингтонском национальном кладбище (Arlington National Cemetery, американское военное кладбище в Арлингтоне, пригород Вашингтона, основано в 1865 году. На его территории захоронены участники войн, президенты, председатели Верховного суда и астронавты. В настоящее время на кладбище погребено около 300 тыс. человек; площадь его составляет почти 3 кв. км).

Фотохудожница запечатлела лошадей (они принимают участие в похоронных церемониях) – когда животные в конце рабочего дня отдыхают в своих стойлах (см. серию Anima).

Шарлотта Дюма говорит: «Тесная связь животных и человека, обширная и длительная история этих отношений – вот предмет моего огромного интереса».
источник

* * *
Шарлотта Дюма родилась в 1977 году в г. Влардинген, Нидерланды.
Училась в академиях изобразительных искусств (Gerrit Rietveld Academie; Rijksakademie) в Амстердаме.
На творчество Шарлотты Дюма оказали влияние работы нидерландской фотохудожницы Ринеке Дийкстра (Rineke Dijkstra), американского фотографа Брюса Дэвидсона (Bruce Davidson, с 1958 года член агентства Магнум-фото); живописца Эжена Делакруа, и других.

Наибольший успех: «Моя фотовыставка под названием Анима (Anima) в галерее Corcoran Gallery, Вашингтон, которая открывается в июле [2012]».

Слабое место: «Каждый раз приступая к работе над новой серией фотографий я переживаю личностный кризис, начинаю поиски себя».

Главный совет: «Влияние мира искусств может оказаться весьма сокрушительным. Так что больше времени проводите с вашими моделями и зрителями».

Шарлотта Дюма рассказывает:
«В художественном училище моё стремление фотографировать животных не поощрялось. Но в 2002 году я сделала снимок полицейского коня по кличке Джонкер (Jonker) – и результат убедил меня, что я на верном пути.

Фото вошло в составленную мною серию из четырех портретов лошадей, сделанную в департаменте конной полиции в Роттердаме. В тот раз я впервые работала на натуре, не в студии; мне хотелось, чтобы лошади были без седел и прочей амуниции, ведь полицейские лошади почти никогда не пользуются подобной свободой. (см. Four Horses).


Рабочие животные – вот предмет моего интереса. Я начинала со съемок полицейских собак и лошадей; затем перешла к проекту с конными карабинерами в Риме (см. серию «День прошел» - Day is done; кони после дня службы на отдыхе); а в последнее время работала с тиграми в заповедниках США. Меня всегда увлекала мысль о роли животных в обществе; без стремления подчеркивать, как дурно обращаются с ними люди.

Мне случалось слышать клишированное мнение, будто люди любят животных, потому что не хотят иметь дел с представителями своего вида. Но, по-моему, для фотографа животные - словно чистый холст. Когда смотришь на человека, почти сразу понимаешь, какова его история жизни. При взгляде на животное остается простор для воображения.

Я никогда не использую телеобъектив; животное, которого я снимаю, всегда знает о моем присутствии, потому что доверительность, интимность крайне важна для создаваемых мною портретов.


Мне пришлось провести с Джонкером пару дней; офицер, который отвечал за него, постоянно находился рядом, чтобы конь не волновался. Джонкер прятал морду в угол и не желал сотрудничать, а потом вдруг наступил момент тишины и спокойствия.
Я пользуюсь фотопленкой, так что о том, получился или не получился кадр узнаю, когда материал приходит из лаборатории. Вскоре после тех съемок я смотрела телевизор и заметила Джонкера на футбольном матче. Это было удивительное переживание: вот он работает, а сделанный мной фотопортрет висит где-то в галерее».

источник/ source Photographer Charlotte Dumas's best shot

* * *
Среди проектов Шарлотты Дюма:


Retrieved - поисковые и спасательные собаки, участвовавшие в поиске пострадавших в ходе теракта 11 сентября.

Сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (США) пригласило около 100 специально обученных собак и их дрессировщиков принять участие в спасательных операциях в районе Всемирного торгового центра и в Пентагоне. Наряду с бригадами пожарных и командами, расчищавшими обломки, собаки работали круглые сутки, разыскивая в завалах тех, кому удалось уцелеть.

В репортажах масс-медиа образы животных-спасателей привлекли внимание нидерландской фотохудожницы Шарлотты Дюма. Десять лет спустя, узнав, что из сотни собак-спасателей, работавших на завалах в сентябре 2001 года в живых остались только 15, Дюма разыскала каждую из них. Она отправилась по разным городам Америки, фотографируя собак-героев в повседневной обстановке, где они жили рядом со своими тренерами.

Фотопортреты выполнены при естественном освещении; это полный уважения и любви взгляд художницы, брошенный на будни этих собак-героев, ныне доживающих свой век под родным кровом.

источник/ source

Al Lavaro! - Серия портретов служебных собак из Лигурии (область в Северной Италии).

Дыра в форме сердца (Heart Shaped Hole):

Это серия из 14 портретов бездомных собак, сделанная в Палермо, Италия, в 2008 году.


Сердце собаки (Heart of a dog):
Серия создана как продолжение проекта 2008 года «Дыра в форме сердца» и состоит из фотопортретов бездомных собак в приютах Нью-Йорк Сити.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Monday, April 29, 2013

Как животные и люди исцеляют друг друга/ Pet Therapy: How Animals And Humans Heal Each Other

Хотелось бы написать о всё растущем числе больниц, которые допускают к посещению палат пациентов их домашних животных.

В наши дни очень многие медицинские заведения разрешают и даже поощряют посещение больных специально обученными животными (в рамках популярной анималотерапии). Но лишь недавно некоторые клиники начали пускать домашних животных «навещать» своих хозяев-опекунов, которые находятся в больнице на лечении. Специалисты замечают, что польза от подобного общения значительно превышает потенциальный риск.

Издание «Нью Йорк Таймс» пишет:

«Университет медицинского центра в Мэриленде, Балтимор, разрешает домашним животным навещать своих хозяев, при условии соблюдения определенных требований. Такая же ситуация в клиниках штата Айова; в медицинском центре Виргинии, в Ричмонде и в медицинском центре в Чикаго; в двух клиниках Рочестера, штат Миннесота; а также более чем в десяти других медицинских центров США.

В госпитале университета Норт Шор на Лонг Айленде домашние питомцы пациентов могут находиться в 10-местном паллиативном отделении круглосуточно; подобные правила действуют и в 18-местном Норт Шор хосписе».

Разумеется, есть определенные правила. Врач обязан дать разрешение на визит животного; необходимо заключение ветеринара о том, что животное здоровое и что были сделаны все предписанные прививки. Большинство домашних животных, которые наведываются к своим хозяевам в больницу – собаки. Требуется, чтобы в коридорах клиники собаки были на поводке. Кошек разрешают приносить в специальных контейнерах для перевозок.

До настоящего времени никаких проблем в связи с посещением больниц животными не зафиксировано.

Издание «Чикаго Трибьюн» пишет:

«Её преподобие Сьюзан Кароль Рой (Susan Carole Roy), руководитель пастырской службы при медицинском центре университета Мэриленд, сообщает, что с 2008 года, когда клиника начала разрешать посещения пациентов их животными-компаньонами, никаких проблем не было. Преп. Сьюзан Рой отмечает: «Наши четвероногие питомцы – неотъемлемая и важная часть нашей повседневной жизни. Они делят с нами и радости, и трудности. Для пациентов в клинике возможность, пусть даже на короткое время, пообщаться со своим животным-компаньоном – неоценимое преимущество и поддержка, позволяющая сохранять связь с нормальной жизнью, которую они утратили, попав в больницу».

источник/ source: Should Pets Be Allowed In Hospitals?

* * *
Анималотерапия: как животные и люди исцеляют друг друга

Те из нас, кто делит свой дом с животными, отлично знает, что наши четвероногие компаньоны могут сделать нас счастливыми. А в последние годы всё больше исследований доказывают, что наши домашние животные способны сделать нас здоровыми – или хотя бы улучшить наше состояние здоровья. Этим объясняется тот факт, что всё больше животных (в основном это собаки и кошки, но также птицы, рыбки и даже лошади) вовлечены в работу самых разных заведений, от больниц и домов престарелых до тюрем и психиатрических лечебниц.

Возьмем для примера Виолу, или просто Ви. Эта собака-поводырь на пенсии. Она живет в университетском городке Национального института здравоохранения (National Institutes of Health) в Бетесда, штат Мэриденд; в отеле, где останавливаются семьи, чьи дети проходят здесь лечение.

(на фото слева - 4-летняя Тельма гладит Виолу)

Ви, коренастая собака породы лабрадор, непрерывно виляющая хвостом, приветствует членов семейств, когда те спускаются по ступеням утром и возвращаются после дня терапевтических процедур вечером. Её можно даже «позаимствовать» для прогулки по сельски-пасторальной территории медицинского центра. «Нет ни одного дня, чтобы Ви не принесла радость какому-нибудь малышу в нашем отеле. Или взрослому. Или сотруднику мед-центра,» - рассказывает представитель отеля Мередит Дели (Meredith Daly).

Но на самом деле Ви, возможно, не только вызывает улыбки на лицах пациентов - маленьких и взрослых постояльцев отеля; она делает гораздо больше. Собаки вроде Ви за последние тридцать лет помогли начать исследования в совершенно новой области медицины.

Психолог калифорнийского политехнического университета доктор Обри Файн (Dr. Aubrey Fine) отмечает, что терапевтическое использование домашних животных для лечения пациентов в различных медицинских заведениях берет начало более 150 лет назад: «Достаточно вспомнить хотя бы опыт Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale, легендарная сестра милосердия и общественный деятель Великобритании – Е.К.), которая отмечала позитивное влияние, оказываемое животными на пациентов с психическими расстройствами». Доктор Файн – автор нескольких книг, рассматривающих глубокую связь человека и животных.

Однако исследователи начали находить научные обоснования этой связи лишь в 1970-х годах.

Одно из самых первых исследований в этой области – опубликованное в 1980 году, - показало, что люди, у которых есть животные-компаньоны, обычно живут дольше, чем те, кто не делит свой дом с четвероногими питомцами. Также было доказано, что в процессе поглаживания собаки её хозяин снижает собственное кровяное давление.

Ребекка Джонсон (Rebecca Johnson), которая возглавляет Исследовательский центр по изучению взаимодействий человека и животных (Research Center for human-animal interaction) отделения ветеринарной медицины университета Миссури, рассказывает, что более поздние исследования сфокусированы на том факте, что общение с животными увеличивает в организме человека уровень гормона окситоцин (hormone oxytocin):
«Это крайне важно и полезно для человека, ведь окситоцин способствует лучшему самочувствию, помогает быть более счастливым, открытым и доверчивым». Возможно, добавляет Ребекка Джонсон, именно этим и объясняется извечная тесная связь людей и животных. Однако позитивное влияние на здоровье человека может быть даже более весомым: «Окситоцин активно способствует готовности организма к исцелению, к выращиванию новых клеток; он предрасполагает нас к такому состоянию организма, когда мы чувствуем себя крепче, здоровее», - говорит Ребекка Джонсон.

Животные и сами по себе являются отличными терапевтами — причем не только коты и собаки. Например, упоминавшийся выше психолог Обри Файн (Dr. Aubrey Fine), который работает в проблемными детьми, использует в работе собак, а также какаду и бородатую ящерицу по кличке Твидл (Tweedle):
«Одно было очевидно всегда: животные помогают лечащему врачу проникнуть глубже в сознание, во внутренний мир ребенка, ведь при общении с животным ребенок автоматически становится более открытым, более готов доверять», - поясняет доктор Файн.

Для людей с инвалидностью лошади – самые популярные терапевты. Брианна Борнхорст (Breeanna Bornhorst), исполнительный директор Терапевтической программы верховой езды (Northern Virginia Therapeutic Riding Program) в Клифтоне, штат Виргиния, рассказывает: «Лошади прекрасны тем, что терапевтический эффект от общения с ними проявляется в самых разных областях. Некоторым из наших пациентов полезно само общение, соприкосновение с лошадьми и их окружением. Другим наездникам нашего Центра огромную пользу приносит верховая езда, движения, с помощью которых вырабатывается сила, выносливость, мышечная память».

Недавно одна из инструкторов Терапевтической программы, логопед Кэти Коулман (Cathy Coleman) занималась с 9-летним Райаном Шенк-Роу (Ryan Shank-Rowe), у которого аутизм (психическое расстройство; заключается в неспособности к общению с людьми). Вернее, общалась она не с глазу на глаз, а при содействии еще одного терапевта – пятнистой пони по кличке Хэппи. «Иди», - говорит Райан, и Хэппи послушно шагает. «Отлично!» - комментирует Кэти.

Далее во время занятия Райан пускает Хэппи рысью, просит её огибать столбики, даже ездит верхом без седла. Всё это – в процессе ответов на вопросы логопеда и поддерживая живую беседу.

Кэти Коулмен говорит, что ранее видела Райана в более официальной офисной обстановке, но речь мальчика стала лучше развиваться в ходе занятий верховой ездой и общения с лошадкой: «Я вижу большую заинтересованность, внимание, более активный язык, всё вместе. Кроме того, я вижу, что Райану это нравится, у него хорошо получается».
А мама Райана, Донна Шенк (Donna Shank), уверена, что езда верхом помогла сыну не только развивать речь: «Он начал ориентироваться, чувствовать направления; это важнейший житейский навык, помогающий сохранять равновесие, одеваться; а ведь здесь речь идет и о безопасности мальчика».

Но не все исследования направлены на человека. Ребекка Джонсон (Rebecca Johnson) из Исследовательского центра по изучению взаимодействий человека и животных (Research Center for human-animal interaction) в Миссури, говорит: «Мы хотели бы выяснить, какова польза от подобного взаимодействия для животных». Так, исследования, среди прочего, обращены к выгуливанию собак и пользе, которую получают и человек, и собака. Ребекка даже написала книгу, «Выгуливайте собак – теряйте килограммы» (Walk a Hound, Lose a Pound: How You and Your Dog Can Lose Weight, Stay Fit, and Have Fun Together). Подобные программы, бесспорно, помогают людям улучшить состояние здоровья, приучают к регулярным физическим упражнениям.
Для собак программа тоже полезна. Ребекка поясняет: «Мы заметили, что если приютская собака принимала участие в нашей программе по выгулу, её шансы на усыновление становились гораздо выше, ведь, помимо физических занятий, животное училось общаться с человеком».
(Животные-целители; картина Сью Коу)

В настоящее время Ребекка Джонсон работает над новым проектом, в рамках которого американские ветераны, вернувшиеся из Афганистана и Ирака, помогают тренировать собак из приюта, обучая основам послушания. И хотя этот проект пока на начальной стадии, Ребекка говорит, что уже теперь можно уверенно утверждать, что общение с собаками помогает ветеранам войны адаптироваться, вернуться к мирной жизни, привыкнуть к окружению.

Исследования в научной области продолжаются. Национальный институт здравоохранения (National Institutes of Health) недавно запустил новую федеральную программу по изучению взаимодействия и взаимосвязи человека и животных. Программа предоставляет гранты для исследования влияния общения с животными на развитие ребенка, в области как физической, так и психологической терапии; а также влияние животных на здоровье общества в целом, включая способность животных снижать риск заболеваний.
Ребекка Джонсон подчеркивает, что подобные научные исследования, доказывающие позитивный эффект общения животных и человека, крайне важны, даже если предмет изучения может показаться очевидным: «Мы бы не хотели, чтобы вся эта область основывалась на эмоциях в отношении наших пушистых компаньонов, а не на научных данных. Поэтому так важно, что Национальные институты здравоохранения обратились к данным проблемам и оказывают поддержку специалистам на территории всей страны».

источник/ source: Pet Therapy: How Animals And Humans Heal Each Other

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Thursday, April 25, 2013

Обреченные: последние мгновения жизни собак / The final moments of dogs, by Tou Chih-kang

source: The final moments of dogs before being put down by lethal injection captured by a Taiwanese photographer

Таоюань, Тайвань


Фотограф бережно усаживает крохотного щенка смешанной породы на возвышение в своей импровизированной фотостудии, которая находится в приюте для животных в северной части Тайваня. Собачке на вид не больше двух месяцев, у неё встревоженные, но доверчивые глаза и лоснящаяся черная шерсть.

37-летний фотограф Тоу Чи-канг (Tou Chih-kang) умеет запечатлеть выражение мордочки, поймать характер. Он создает портреты, которым был бы рад любой владелец домашнего питомца. Но у этого щенка нет любящего опекуна. И никогда не будет. Когда фотография будет сделана, щенка заберут ветеринары - на усыпление.


Тоу Чи-канг запечатлевает последние мгновения жизни собак из приюта в Таоюань (Taoyuan Animal Shelter) на протяжении двух лет. У него есть портреты более 400 собак, большинство из которых оказались брошенными своими хозяевами. Для фотографа эта работа тяжела и мучительна, но он продолжает снимать портреты обреченных на смерть собак, считая своим долгом распространять среди людей послание о милосердии и ответственности.

Фотограф (на его лице выражение твердой и спокойной убежденности) говорит:
«Я уверен, что есть вещи, которые не нуждаются в словах – это надо просто увидеть. Я очень надеюсь, что сделанные мной фотографии заставят зрителей задуматься и проникнуться состраданием к этим несчастным, загубленным жизням; понять бесчеловечность, с которой мы, наше общество, обращаемся с этими животными».

Его фотографии напоминают официальные портреты - людей, - как их было принято выполнять столетие назад, придавая изображенному на портрете достоинство и весомость. На многих фотопортретах Тоу Чи-канга животные изображены под углом, придающим им максимальное сходство с человеком.


В текущем году [2012] власти Тайваня подвергнут эвтаназии более 80 000 бездомных собак. Неравнодушные к положению животных жители страны уверены, что масштаб этого жестокого явления (население Тайваня составляет всего 23 миллиона человек) отражает неразвитость культуры страны в отношении владения и обращения с собаками. Среди жителей страны (большинство которых исповедуют буддизм) бытует мнение, будто собаки – это воплощение (реинкарнация) людей, которые дурно вели себя в прежней жизни.


При виде многочисленных тайваньских магазинов, торгующих модными одежками и прочими аксессуарами для собак, может создаться впечатление, что люди окружают своих собак-питомцев лаской. Некоторые действительно заботятся о своих собаках. Но очень многие просто вышвыривают домашних животных на улицу, едва поутихнет первое воодушевление от присутствия в доме животного.

«Животных здесь считают игрушками, а не разумными и чувствующими существами, их не принимают всерьез,» - отмечает Грейс Габриель (Grace Gabriel), региональный руководитель Азиатского представительства организации «Международный фонд благосостояния животных» (International Fund for Animal Welfare).

Защитники животных говорят, что около 70% бездомных собак в приютах Тайваня убивают после 12-дневного периода поиска для этих животных нового дома. Грейс Габриель утверждает, что в США риск эвтаназии для бездомных собак в приютах ниже; но ежегодно подвергаются эвтаназии миллионы кошек и котов.


В Таоюане бродячих собак отлавливает сетями патруль, финансируемый местными властями. Попадаются собаки всевозможных размеров и пород. Некоторые молодые и активные, другие – забитые и безжизненные.

Тоу делает портрет обреченного животного, после чего работники ветеринарной службы напоследок проводят собаку по поросшему травой двору, и ведут в маленькую комнату, напоминающую больничную палату. Там собаке делают смертельный укол.


Тоу, который работает под псевдонимом Тоу Юн-фей (Tou Yun-fei) рассказывает, что начал свой фотопроект, поскольку власти Тайваня не обращают никакого внимания на ужасное положение собак в стране. Фотограф говорит, что некоторые из его друзей отказываются даже взглянуть на сделанные им портреты собак. Другие, напротив, говорят, что увиденное заставило их по-другому взглянуть на обязанности владельца собаки, отнестись к этому более серьезно.

Небольшая часть из более чем 40 000 собачьих фотопортретов была отобрана для выставки, которая прошла в августе 2012 года в Музее изобразительных искусств в городе Kaohsiung, что на юге Тайваня. А несколько портретов обреченных на смерть собак находятся сейчас в городском управлении Таоюаня – попытка пробудить совесть и сострадание в жителях города, взявших на себя ответственность о домашнем животном.

Тоу добавляет: «Я посредник. Считаю, что моя задача – посредством фотографии заставить людей задуматься над этой проблемой».

источник
Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/
Благодарю за идею перевода Олесю Сваричевскую.

Wednesday, April 24, 2013

Помогите остановить корриду / WSPA: Help stop bullfighting


В настоящее время правительство Испании обсуждает возможность принятия закона, который будет защищать и продвигать бои быков (корриду) как часть культурного наследия страны. Участники «Международного общества защиты животных» (World Society for the Protection of Animals, WSPA) – как всякий человек, который любит животных – уверены, что коррида – это устаревшее кровавое и жестокое развлечение, которое состоит в издевательстве над быками и ведет к их медленной и мучительной смерти. Это «развлечение» должно быть запрещено.

Большинство граждан Испании не поддерживают проведение коррид – и не желают быть налогоплательщиками, средства которых идут на защиту корриды. Для миллионов людей, которые едут в Испанию в качестве туристов, арена для корриды – это место для издевательства над животными, а не туристическая достопримечательность. Продолжение мучений животных нельзя оправдать, назвав «культурным наследием».

В случае принятия обсуждаемого закона в пользу корриды последствиями будут:

• Увеличение затрат общественных средств на рекламу корриды;
• Изменения в образовательных программах для детей, с целью подачи корриды в позитивном свете;
• Потенциальная опасность отмены запрета на проведение боёв быков в отдельных областях Испании, например, в Каталонии.

Пожалуйста, подпишите наше обращение к властям Испании, выразив протест против проведения боёв быков и против принятия любых законов в защиту этого варварства. Мучения и гибель животных ради потехи толпы – в какой бы давней истории это не коренилось – неприемлемы для современного общества.

Призовите власти Испании выступить против этого устаревшего жестокого развлечения – заслужив тем самым уважение и признательность людей во всем мире.

источник: эл. рассылка WSPA
Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Wednesday, April 17, 2013

крокодиловая кожа/ Adam Krause - alligator farmers


via esquire


Американский фотограф Адам Краузе (Adam Krause) в течение четырех месяцев путешествовал по Флориде и снимал людей, выращивающих и продающих аллигаторов.

Wednesday, April 10, 2013

люди как звери/ killed leopard, Nepal

© REUTERS/Navesh Chitrakar

10.04.2013, Непал [родина Будды] | Жители Катманду волокут убитого ими леопарда, который случайно забрел в город и, пытаясь спастись, ранил 15 человек, включая трех полицейских.

Sunday, April 07, 2013

Отношение к животным / about animals from Christian point of view, radio svoboda

Из цикла передач Радио Свобода «С христианской точки зрения»;
полный текст беседы (2001 год)

В своих толкованиях Евангелия от Матфея, на рассказ о Рождестве (ведь именно в сцене Рождества Христос оказывается среди животных, потому что люди его выгнали), обличая тех христиан, которые недостойны имени Христа, Иоанн Златоуст сравнивает людей с животными.

«Почему я могу узнать, что ты христианин? Да человек ли ты, и того не могу узнать доподлинно. Ты лягаешься как осел, скачешь как вол, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь. Как назвать тебя, зверем? Ведь у каждого зверя какой-нибудь один из этих пороков, а ты, совокупив в себе все пороки, далеко превосходишь и их».

На самом деле животные вообще не обладают пороками. К этому выводу постепенно пришли христианские богословы, потому что животные вне тех моральных ограничений и предписаний, которые Творец накладывает на человека. У животных нет моральной ответственности. Но при этом у них есть моральные права. И святой Василий Кесарийский в 275-м году после Рождества Христова составил такую молитву:

«Боже, всели в нас сознание близости ко всякой живой твари, к нашим братьям-животным, с которыми вместе Ты поселил нас в нашем общем доме. Со стыдом мы вспоминаем, как прежде человек надменно и жестоко правил миром, так что земля, которая должна бы воспевать Тебя, Боже, изнемогала и стенала. Дай нам уразуметь, что животные живут не только для нас, но для себя самих и для Тебя, что они наслаждаются радостью жизни, так же как и мы, и служат Тебе на своем месте лучше, чем мы на своем».

* * *
В 1999 году издана книга «Отец Александр Мень отвечает на вопросы».
Ему прямо задают такой вопрос:
«Животные наделены, как и мы, индивидуальностью, чувством привязанности, бессмертны ли души животных?»
И вот как он хорошо отвечает:
«Да, у животных есть душа, то есть эмоции страха, радости, любви, предательства. Но у животных нет духа. Дух — это творчество, совесть, сознание».

Я бывал в Америке, там объявления есть на храмах, что в воскресенье можно приходить с животными. И не только собак и кошек можно приносить (специальная литургия, там могут молиться даже о своих подопечных хозяева), даже попугаев приносят в клетке; такая любовь к животным необходима.

В ночное время приходили к келье святого звери:
медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады.
Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка,
в котором он хранил недельный запас хлеба.
Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

*
Пей там, где конь пьет: конь плохой воды не будет пить никогда.
Стели постель там, где кошка укладывается.
Ешь фрукт, который червяк коснулся.
Смело бери грибы, на которые мошкара садится.
Сади дерево там, где крот роет.
Дом строй на том месте, где змея греется.
Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару.
Ложись и вставай с курами — будешь иметь золотое зерно дня.
Ешь больше зеленого — и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце, как у зверя.
Плавай чаще и будешь себя чувствовать на земле, как рыба в воде.
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие.
Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным.

- Серафим Саровский

* * *
Для византийской культуры, для древнерусской культуры охота, потеха, как тогда говорили, была символом мощи и власти. Хотя христианская церковь настаивала на том, что охота это греховное занятие, тем не менее, она не могла сразу вытеснить охоту из ряда тех символов, которыми обставляла себя власть.

Сергий, недавно постриженный в монахи, жил один в диком лесу.
Сохранилось свидетельство о дружбе отшельника с медведем,
с которым Преподобный Сергий делил трапезу.

В Средние века животные становятся символом власти святых над миром, вплоть до рассказа о преподобном Сергии Радонежском, как он дружил с медведем. Или рассказа о том, как Иван Грозный пытался затравить митрополита Филиппа медведем, но медведь кротко лег рядом с митрополитом. В реальной жизни Иван Грозный многих священников затравил для потехи, именно одевая их в медвежьи шкуры и натравляя на них собак.

В своей замечательной автобиографии «Самопознание» Николай Бердяев писал о том, как он молился, чтобы его умирающий кот вошел в Царство Божье. Говоря же о том, как связан животный мир с человеческим, Бердяев в другой своей книге [см. «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», 1947] писал:

«Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога. Человек сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен. Человечен не человек, а Бог. Сам человек любит рабство и легко мирится с рабством. То же нужно сказать и о человечности. Реализуя в себе образ Божий, человек реализует в себе образ человеческий. И реализуя в себе образ человеческий, он реализует в себе образ Божий. В этом тайна богочеловечности, величайшая тайна человеческой жизни. Человечность и есть богочеловечность. Человек же гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий. Зверечеловечность занимает безмерно бóльшее место в нас, чем богочеловечность. Но ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь же безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие, он также несет в себе искаженный образ ангела, как человек несет искаженный образ Бога. Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное».

Но сказать такое в середине XX века Николай Бердяев смог, потому что все второе тысячелетие христианской истории было тысячелетием открытия животных, когда человек открыл себя как новый мир, как он открывал континенты, и в то же время христианская цивилизация заново открыла для себя и мир животный.

Стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его,
и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника;
лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же…

* * *
Средневековые схоласты очень активно дискутировали, есть ли у животных душа?

В 1990-м году Папа Римский Иоанн Павел II однозначно заявил: да, у животных душа есть. Но схоласты ведь разработали учение о том, что у животных есть два типа души — бессмертная и небессмертная (исчезающая, испаряющаяся). Вот якобы у животных — небессмертная душа.

Поразительно, как в таком отторжении животного мира богословы прошли мимо совершенно ясных указаний Священного писания. Например, 148-й псалом, где сказано, что «Господь сотворил животных и поставил их навеки и веки». Знаменитая тирада Экклезиаста, где древний мудрец говорит о том, что кто знает: «Господь создал нас так, чтобы мы не понимали, хуже мы животных или лучше». Вот это древнее представление о близости человека и животного в средневековом латинском богословии утерялось.

* * *
Галина Олейникова: 
Честно говоря, я бы никогда не пошла на такое развлечение [речь о корриде]. Мне кажется, это первобытность какая-то — на такие развлечения ходить. А, кроме того, мне еще хочется о цирке сказать, как там нещадно бьют животных! Все эти пышные представления: хищники, ягуары, они забиты до того там, что боятся этой телогрейки, в которой дрессировщик с ними работает, от нее в клетку убегают. Это тоже страшно жестокие вещи, все эти цирковые. Может быть не всех животных, но медведей нещадно бьют.

Сушеною рыбою кормил отец Герман птиц, и они во множестве обитали рядом.
Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью.
Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук.
Видели, как преподобный Герман кормил медведя.

* * *
В «Путешествии Гулливера» (последняя часть) Гулливер попадает в страну разумных лошадей, гуингмов, где человек всего-навсего йеху.

В 1720-м году Свифт так писал о человеческом роде:

«Я должен чистосердечно признаться, что сопоставление множества добродетелей этих прекрасных четвероногих с человеческой испорченностью до такой степени расширило мой кругозор, что поступки и страсти человека предстали мне в совершенно новом свете. И я пришел к заключению, что не стоит щадить честь моего племени. Я воспитал в себе глубокую ненависть ко всякой лжи и притворству».

Однажды недалеко от монастыря Преподобный Герасим Иорданский встретил льва,
страдавшего от попавшей в лапу занозы.
Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал.
Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами.
Когда Преподобный Герасим Иорданский скончался, лев умер от тоски на его могиле,
что в полумиле от монастыря; он был зарыт близ гроба святого.

* * *
«Если вы захотите узнать, что такое душа животных, то обратите внимание на то, что происходит в вас самих в течение половины дня, и вы получите об этом некоторое представление. Самое важное для нас — понять, что вовсе не в течение всего дня человек остается человеком, до этого далеко».
Так писал Петр Чаадаев в России во второй четверти XIX столетия.

* * *
Католик, друг знаменитого Толкина, сам выдающийся литератор и поэт, англичанин Хилэр Беллок в одном из стихотворений своих писал: «Лучше всего молится тот, кто любит всякую тварь, большую и малую».

В Америке совсем недавно вышла книга «Попадет ли мой щенок на небеса?» (см. на тему).

В современной России этот вопрос даже не задают, а задают вопрос: может ли собака войти в церковь? Более того, многие священники считают, что собака не может даже жить в квартире, и не идут освещать, если в квартире животное. Квартиры как-то удалось более-менее отстоять современным православным публицистам, но и они полагают и часто ссылаются на то, что есть каноны Русской православной церкви, которые предписывают освящать церковь, если там побывала собака. На самом деле таких канонов нет. Есть суеверия, уходящие в глубокую древность, но это же не каноны.

Каждое утро и каждый вечер вороны приносили Илье-пророку пищу.
Господь, посылая на помощь воронов, призывал пророка быть милосерднее к людям,
показывая, что даже вороны могут проявлять милосердие.

* * *
Глеб Якунин: Я когда-то был охотоведом, у меня диплом — «биолог-охотовед». Но я, честно говоря, когда еще был студентом, убил замечательную такую белку. Мне как-то стало не по себе, я взял ее захоронил, и до сих вспоминаю, даже на исповеди каялся. Что ж такое, замечательная белка мужского пола, он был в разгаре своих страстей, там игра была соответствующая, а я взял его и убил. Конечно, причащением такие вещи можно загнать только в подполье. Само общество должно отказываться от этого. Конечно, это ужасно. Во-первых, это неравная борьба, по существу. В корриде в основном гибнут быки, а тореадор, он все-таки защищен. Это животные страсти в наше время!

* * *
Среди современной православной богословской литературы в России есть книга Татьяны Горичевой (известной православной диссидентки 70-х годов) «Святые животные», где она подчеркивает, что библейская заповедь человеку владычествовать зверьми, землей, это древнееврейский глагол «кабаш», и это — владычество, обладание не в смысле насилия, а в смысле распоряжения, бережного и любовного отношения к творению.
(из статьи)

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Михайловна Горичева, автор книги «Святые животные», пишет:
«Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в но­вый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рас­сказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

У Фёдора Михайловича Достоевского есть прекрасные слова:

«Любите всё создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Будешь любить всякую вещь — и тайну Божию постигнешь в вещах… Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же её, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю…»

Удивительные слова: в них начало того, что я бы назвала православной экологией.

(см. также: Беседа с философом Татьяной Горичевой, 2005 год)

иллюстрации и подписи к ним - отсюда

Подготовила Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...