Saturday, March 29, 2014

Приматолог Джейн Гудолл: вопросы и ответы/ Q&A: Jane Goodall

Джейн Гудолл – о вере и жизни после смерти
источник: Jane Goodall On Faith And The Afterlife (2011)

«Когда мне было 12 лет, я сделала в подарок бабушке небольшую шкатулку для Библии. Я прочла Библию, и у меня был любимый отрывок из всей книги.
Три раза, когда я чувствовала себя на взводе из-за необходимости снова отправляться в поездку, открыв Библию наугад, я выбирала одно и то же:
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» 
И моя сестра говорила мне: «Вот и отправляйся!»

«Я не могу поверить, что мы исчезаем насовсем. Там что-то есть. Я не знаю наверняка, что именно, но когда ты находишься в лесу, возникает твердая уверенность, это точно».

«Когда я думаю о том, сколько вреда мы нанесли нашей планете с тех пор, как я была 9-летней, как мой младший внук теперь... Ужасающе. Невообразимо много вреда. Поэтому я должна работать и двигаться дальше, не так ли?»

* * *
из интервью (IDA An Interview with Jane Goodall):

- Доктор Гудолл, работа всей Вашей жизни значительно повлияла на отношение людей к животным, в частности к приматам. Расскажите немного о том, как менялось это отношение с годами.

Доктор Джейн Гудолл: До поступления в Кембриджский университет я чуть дольше года работала в полевых условиях, изучая шимпанзе. У меня не было никаких званий и степеней. Меня крайне взволновало и испугало открытие: профессора и мои однокашники-студенты очень неодобрительно отнеслись к тому, что я давала шимпанзе имена, рассказывала, что каждый шимпанзе имеет свой характер, описывала работу их мозга, способности решать простые задачи. А больше всего мое научное окружение ужаснулось тому, что я приписывала шимпанзе эмоции: счастье, горе, страх, отчаяние.
Всё это считалось уникальными способностями людей и никоим образом не относилось к животным, не принадлежащим к человеческому роду. К счастью, в тонкостях поведения животных у меня был прекрасный учитель на протяжении всех лет детства и отрочества – мой пёс Расти (Rusty). Он научил меня, что животные обладают уникальными характерами, разумом, испытывают различные чувства.

Постепенно, с 1960-х годов, отношение к животным в научных сообществах несколько смягчилось. Сейчас есть даже студенты, изучающие мозг и умственные способности животных, а также их эмоции. Так что ситуация изменилась. Хотя есть еще огромный простор для улучшений.

* * *
Джейн Гудолл: вопросы и ответы
источник: Q&A: Jane Goodall

Родилась в 1934 году в Лондоне. В 1957 году 23-летняя Джейн с антропологом Луисом Лики (Louis Leakey) отправилась в Танзанию изучать диких шимпанзе. 8 лет спустя защитила докторскую диссертацию в Кембриджском университете по этологии (поведение животных в естественной среде их обитания). Тогда же основан исследовательский центр в Нигерии (Gombe Stream Research Centre).
В 1991 году Институт Джейн Гудолл запустил программу Корни и побеги (Roots & Shoots), в рамках которой среди молодежи 132 стран идет обучение в области охраны окружающей среды.
В 2002 году стала Послом доброй воли ООН.

Самый счастливый момент в жизни?
Когда я впервые приехала в Гомбе. И когда родился мой ребенок [сын Хьюго Эрик, род. в 1967 году].

Что больше всего страшит?
Потеря рассудка.

Самое раннее воспоминание?
Мне было два года. Рядом со мной пролетела стрекоза. Кто-то сбил её и прихлопнул ногой. Я плакала, потому что из-за меня убили стрекозу.

Кто из живущих Вас более всего восхищает и почему?
Мухаммад Юнус (Muhammad Yunus), основатель банка Grameen Bank [поддержал финансирование проектов института Дж. Гудолл].

Что Вам больше всего не нравится в других?
Недостаток уважения.

Если не считать недвижимости, какую самую дорогостоящую покупку совершали?
Моя первая поездка в Африку в 23 года.

Самая дорогая для Вас вещь?
Мой талисман, мистер Н., плюшевая обезьянка, которая у меня уже 19 лет.

Что в собственной внешности не нравится больше всего?
То, что я старею.

Кто из актрис смог бы сыграть Вас в фильме о Вашей жизни?
Я сыграла саму себя в документальном фильме «Путешествие Джейн» (Jane's Journey, 2010).

Удовольствие, за которое ощущаете вину?
Ежевечерний виски.

Чем Вы обязаны родителям?
Я обязана всем моей маме, которая поддержала мою детскую мечту.

Что самое худшее из сказанного о Вас?
В 1975 году, когда моих студентов выкрали повстанцы, меня обвиняли в том, что вместо их спасения я пряталась и не давала достаточных для их выкупа денег. Мне не верили.

Что такое любить?
Весь мир тогда становится другим, самое обыденное становится чудесным.

Если бы Вы могли вернуть к жизни кого-то из вымерших существ, кого бы выбрали?
Обезьяночеловека, общего предка людей и шимпанзе.

Кого из живущих Вы презираете больше всего и за что?
Сельскохозяйственную компанию Monsanto, потому что я слишком хорошо знаю, что такое генетически модифицированные организмы и злаки.
[см., в частности, о пагубной деятельности Monsanto и её роли в исчезновении бабочек-монархов - Е.К.]

Имея возможность вернуться в прошлое, куда бы Вы отправились?
В Африку 17-го столетия. В то время воду в реках было не видно из-за обилия рыб, леса полнились миллионами птиц, а равнины – животными всевозможных видов.

Когда Вы были ближе всего к смерти?
В Гомбе (Нигерия), шесть лет назад. Я поднималась в гору, когда сверху упал камень. Если бы меня не оттолкнули в сторону, я бы погибла.

Что могло бы улучшить Вашу жизнь?
Если бы было больше времени.

Что считаете Вашим главным достижением?
Книгу «В тени человека» (In The Shadow Of Man), потому что многие говорили, что она изменила их взгляд на животных.

Музыка, которую бы сыграли на Ваших похоронах?
«Ода к радости» Бетховена.

Какой хотите остаться в памяти людей?
Человеком, который помог изменить отношение к миру животных.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...