Wednesday, September 03, 2014

Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака?/ Franz Marc, German artist

(Ф. Марк. Олени в сумерках. 1909)

«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище».
- немецкий живописец Франц Марк (1880-1916) -

(Ф. Марк. Два кота. 1909)

В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена «Орфей и звери» (Мюнхен, Ленбаххаус). Фризообразная композиция эскиза как бы воскрешает забытое видение земного рая — певец, идущий по цветущему лугу в окружении послушных божественным звукам зверей и птиц. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.
Ф. Марк. Слон (1907)
Он читал об обращении с животными в монастырях ордена францисканцев; его настольной книгой была «Жизнь животных» Альфреда Брема; в знаменитом берлинском зоопарке делал зарисовки с натуры, а в зоологическом музее — штудии скелетов животных; исследовал соотношение внешней формы и внутренней структуры.

Ф. Марк. Мёртвый воробей (1905)

В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Рейнхарда Пипера прокомментировать тему «животных в искусстве» Франц Марк писал:
«Я не ставлю своей целью изображение только животных... Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе... Я не знаю лучшего способа подобного "оживления" искусства, чем изображение животных».

(Ф. Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911)

«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку царство природы:
«Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Насколько убого и мертво наше стремление помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Кульминацией тревожных предчувствий [в канун Первой мировой войны] стала картина «Судьбы животных» (1913, Базель, Художественный музей). По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался «гул копыт апокалиптических всадников».

Это самое известное полотно Франца Марка. Он закончил его в 1913 году, когда «всё общество было пронизано ощущением грядущего катаклизма».
На заднике картины Франц Марк написал: «И всё живое пылает в агонии» ("Und Alles Sein ist flammend Leid"). Уже будучи на фронте, художник писал жене об этой своей картине: «это сродни предчувствию грядущей войны — сокрушительной и жуткой. Мне даже трудно поверить, что это я создал такое полотно».

Подзаголовок картины «Деревья показывают свои кольца, животные – свои жилы» подчеркивает её трагическую идею: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу.
Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, – одно из последних крупных произведений Марка.

Художник, служивший в коннице, погиб. Это случилось 4 марта 1916 года в битве под Верденом, в бессмысленной битве, длившейся едва ли не полгода и унесшей 335 000 жизней со стороны Германии и 360 000 со стороны Франции.

Отрывки из биографии художника

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...