Thursday, August 13, 2015

Про собак, веру и имамов/ Of Dogs, Faith and Imams

Автор – пакистанский писатель и журналист Мухаммед Ханиф (Mohammed Hanif)
24 июля 2015 года, Нью-Йорк Таймс
Карачи, Пакистан
В квадратных скобках — примечания переводчика-автора блога

Когда я беру своего пёсика на прогулку вдоль пляжа в Карачи, люди реагируют так: матери говорят детям — смотри, это собака; дети спрашивают меня, как зовут пёсика и можно ли его погладить; большинство взрослых мужчин либо отшатываются, либо спрашивают — что за порода и сколько стоил пёс. Иногда, заметив кого-нибудь, направляющегося в мечеть по соседству, я перехожу на другую сторону улицы. Среди благочестивых и религиозных бытует мнение, что коснувшись собаки они станут нечисты. Перед тем, как возносить молитвы, необходимо совершить ритуальное омовение.

В Карачи верующие обычно торопятся. Время сейчас неспокойное, и я не хочу оказаться между набожными людьми и Богом, вынуждая отсрочить их молитвы. В конце концов, они стараются исполнять свои обязательства, так же как и я.

Я вырос в очень религиозной семье, где собак не слишком любили. Но наша вера не оказывалась под угрозой каждый раз, когда у порога нашего дома появлялась собака. Подростком в нашей деревне, что в центральной провинции Пенджаб, я видел местного имама [духовное лицо, заведующее мечетью и руководящее общей молитвой], который возносил молитвы, играя со своим пуделем. Его внуки, приезжавшие однажды на лето, привезли пуделя с собой и оставили его. Я видел имама с его собачкой на улице, он гладил и обнимал её. Длинная, снежно-белая борода имама и блестящие завитки шерсти пуделька иногда соприкасались. За почти десятилетие благочестивых молитв под руководством этого имама я никогда не видел, чтобы кто-нибудь возражал против прикосновений имама к его собаке. Может, дело было в авторитете имама. Может, пуделек выглядел более чистеньким, чем некоторые из нас, религиозных крестьян. А возможно, люди думали, что такой старый и благочестивый человек как имам наверняка знает, что делает.

Сегодня, если бы какой-нибудь имам попытался приласкать на людях свою собаку, он, несомненно, лишился бы своего положения, если не головы. Наряду с мусульманами всего мира, мы тоже тоскуем по тем невинным временам, когда можно было оставаться чистыми, держа собак на расстоянии. В мечетях гораздо больше верующих теперь, чем в мои детские годы, вот только нет имамов, рассказывающих религиозные истории о любви к собакам.

Если следовать фетвам [fatwah, решение муфтия, высшего духовного лица у мусульман], провозглашаемым сегодняшними религиозными философами, некоторых собак ислам признаёт, а некоторых – нет. В лучшем случае это звучит так, словно ислам — не вторая самая распространенная религия в мире, заключающая в себе различные древние мифы, культурное наследие, а также тысячи различных упоминаний касательно отношения к животным, — а шикарный собачий клуб.

Иногда мне хочется попросить нашего имама из мечети по соседству, чтобы он рассказал историю, которую мы в детстве слышали на многих пятничных церемониях. Это исламская легенда о сострадании, прощении и собаках. Поскольку многие религии используют женскую добродетель, чтобы поучать нас тому, что есть нравственность, эта легенда повествует о проститутке, которая всю жизнь прожила во грехе. Однажды она остановилась у колодца, чтобы напиться воды, и заметила собаку, которая сидела около колодца, тяжело дыша: её мучила жажда. Женщина зачерпнула воды из колодца своей туфлей и дала собаке напиться. За этот единственный милосердный поступок Аллах простил этой женщине все её грехи. Легенда повествует о том, что каждый грешник имеет шанс на искупление. Но я не могу отделаться от образа измученной жаждой собаки, которая тяжело дышит сидя у колодца. В некоторых вариантах этого предания собака даже пытается есть влажную грязь – так ей хочется пить.

Коран по поводу собак почти безмолвствует.
Единственная настоящая собака, которая появляется в тексте Корана – собака одного из «Пещерных людей» [Cave of Ashabe-Kahf; Асха́б аль-Кахф‎‎ — обитатели пещеры; коранические персонажи, спрятавшиеся в пещере, спасаясь от преследований древнего правителя, чтобы уберечь свою веру. С ними была собака – она принадлежала молодому фермеру, который присоединился к группе верующих. По воле Аллаха юноши проспали лет в пещере 309 лет. Эпизоды, посвящённые им, изложены в Коране, в 18-й суре «Пещера»]. В течение этого сна, длившегося более трех столетий, собака лежала у входа в пещеру, охраняя её от незваных гостей. Это предание не об отвращении, но о путешествии во времени и верности.

Другое памятное упоминание собаки в Коране – в истории о человеке, идущем на поводу у своей похоти и суетных желаний, где говорится: «...он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык». [В суре «Аль‑Араф» Аллах упрекает того, кому были дарованы знамения, но он предпочел последовать за своей прихотью. Коран 7 : 176]
Ненависть мусульман к собакам по большей части дошла до нас через Хадисы [арабск. «новость», «история»], собрание рассказов о высказываниях пророка Мухаммада. Есть множество различных, часто противоречащих друг другу, хадисов относительно того, позволяется или нет держать собаку в качестве домашнего животного-компаньона. Один хадис говорит, что собаки позволительны в целях охраны и безопасности. Их шерсть чиста, но их слюна нечиста, говорится в другом хадисе. Но если шерсть намокнет, она становится нечистой. Дозволительно погладить собаку, но целовать её нельзя. Можно держать собак, если не пускать их внутрь дома. Можно держать собак, если используешь их во время охоты. А что насчет слюны, которую охотничьи собаки оставляют на убитых ими животных? Это нормально.

Популярный хадис о собаках говорит, что ангелы не войдут в твоё жилище, если там есть собака. По всей видимости, ангелы не возражают против собаки, которая вне дома, играет на лужайке или во дворе. Это приводит нас к выводу, что ангелы не заботятся о верующих, которые живут в маленьких квартирках или в домах без двора и лужайки.

Хадис, предостерегающий нас об ангельском отвращении к собакам, иногда приписывают одному из сподвижников пророка Мухаммеда и одному из самых известных передатчиков хадисов. Его имя Абу Хурайра. Кроме того, он был самым известным любителем кошек в исламской истории. По сути, имя его означает «Отец всех кошек» [см. о кошках в исламской культуре]. Некоторые конкурирующие писания той эпохи называют его ненадежным повествователем, но никто не может обвинить его в предвзятости относительно собак: именно Абу Хурайра рассказывает историю о прощенной проститутке, напоившей собаку.

Множество других историй подтверждают факт, что забота о собаках не делают вас дикарями-язычниками.
В одном из преданий пророк Мухаммед вел свою армию в битву, когда ему встретилась собака со щенками. Он поставил своего соратника, чтобы тот охранял собаку и её выводок.
Умар, второй калиф, заявил, что берет на себя личную ответственность за то, чтобы при его правлении даже бездомная собака не ложилась спать голодной.

Существует множество людей, ненавидящих собак, но беспокоящихся о других людях; они заботятся о детях, которые просят милостыню на улицах, или о транссексуалах, которым не дают работу. Подобно им, я обеспокоен тем, дозволительно ли заботиться о дворняжках, когда весь мир вокруг разваливается на части. И я говорю себе, что именно когда мир разваливается на части ты и должен заботиться о дворняжках. В конце концов, наш пророк во время битвы позаботился о безопасности собаки и её щенков.

Наша классическая поэзия, религиозная и романтическая, еретическая и суфийская, полна стихов, в которых влюбленный мечтает стать бродячей собакой, живущей на углу улицы, где стоит дом его возлюбленной. Поэты-суфии держали собак, как символ преданности и сверхчеловеческой верности. И всё равно, даже когда благочестивые верующие нараспев вещают о своем желании стать бродячей собакой в священном городе Медина [город в Саудовской Аравии; второй, после Мекки, центр ислама; здесь находится гробница пророка Мухаммеда, основателя мусульманской религии], они не выносят вида настоящей, живой собаки, которая случайно попадается и на пути.

Мне приходится уводить моего пёсика подальше от проповедей и песнопений, потому что это его волнует, и он начинает лаять. Он, наверное, хотел бы присоединиться, но поэты и протестующие — религиозные или неверующие — не хотят, чтобы в их торжествах участвовали собаки. Мне вспоминается арабская пословица: собака лает – караван идет. Иногда лает караван, а собакам следует продолжать свой путь.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...