Saturday, December 05, 2015

Джайнизм: Убийство любого живого существа равноценно самоубийству/ Jainism and compassion to all creatures

Джайнизм. Третья ведущая религия Индии. В ней доведены до полного логического развития идеи ахимсы (ненасилие, ни в поступках, ни в помыслах; запрет убийства и причинения вреда любому живому существу, вплоть до мельчайшего насекомого; Ahimsa in Jainism) и наиболее бескомпромиссно защищает все формы живых существ.

Изображение в одном из джайнистских храмов, с надписью: ahimsā paramo dharma
(Непричинение вреда – высшая добродетель).

Одна из старейший индийских религий, джайнизм насчитывает сегодня более пяти миллионов последователей. Джайны придерживаются принципа непричинения вреда, а также следуют строгой вегетарианской диете, исключая также чеснок, лук, свеклу, картофель и другие овощи, растущие под землей.
В Индии среди джайн самый высокий процент грамотных людей, по сравнению с представителями других религиозных направлений.

Центральной в этом учении является доктрина, что все сущее разделяется на живое и неживое.
Всё живое подразделяется на пять классов, в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают.

• Растения: одно;
• Черви, моллюски и пр.: два;
• Муравьи, жуки и пр. насекомые — три;
• Пауки, скорпионы, пчелы, мухи и пр.: четыре;
• Звери, птицы, рыбы и человек: пять.

Чтобы очистить карму, джайнист должен освободиться от скверны. Он дает обеты, важнейшим из которых является клятва непричинения зла (принцип ахимсы).
Ахимса состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти).

Джайнисты не употребляют алкоголь, мед и некоторые виды фиг. Ахимса предписывает обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насекомые).

Последователи джайнизма известны тем, что организуют приюты и больницы для старых, раненых и/или больных животных. Диких животных после выздоровления отпускают на волю. О старых или хронически больных заботятся до самой их смерти.
источник

* * *
Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе.
Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.

Строгие аскетические учения составили основу джайнской этики. Джайнские монахи должны были неукоснительно следовать суровым предписаниям устава.
Для мирян, также входивших в джайнскую общину, правила были проще, но и полное освобождение для них было недоступно.
К общеиндийскому фонду идей восходят и джайнские классификационные схемы, запечатленные в его космологии, мифологии и других комплексах представлений, отразивших джайнскую картину мира.

Строго говоря, джайнизм – это не религия, поскольку здесь нет поклонения какому-либо божеству. Это путь саморазвития. Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров (аскет, достигший просветления, который затем становился примером подражания для тех, кто стремится жить по духовным канонам).

Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.
источник

* * *
Санскритское название религии — джайна-дхарма («учение победителей») происходит от слова «джина» — победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.
Титулом Джина, а также Махавира (Великий герой) называли основателя вероучения Вардхаману. Согласно традиции, он был не первым, а 24-м провозвестником веры, тиртханкаром (букв. создатель брода «через океан бытия») в ряду последовательно сменявшихся вероучителей.

В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм, который с середины I тыс. стал распространяться главным образом за ее пределами. Джайнизм границ Индии никогда не переступал. В ряде районов (Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия) он пустил глубокие корни и сыграл большую роль в развитии индийской культуры, особенно в средние века.
источник

* * *
“To kill any living being amounts to killing one’s self.
Compassion to others is compassion to one’s own self.
Therefore one should avoid violence like poison and thorn.”
Mahavira
Убийство любого живого существа равноценно самоубийству.
Сострадание к другим означает сострадание к себе.
Итак, избегайте насилия и жестокости, словно яда и шипов ранящих.
- Махавира

* * *
На земле существует более восьми миллионов различных видов. Подобное число живых созданий очень сложно представить себе. Человек – лишь один из этих видов. Согласно учениям джайнизма, люди имеют не больше прав и привилегий, чем мириады живых существ, с которыми мы делим этот мир. И люди, и существа, не принадлежащие к человеческому роду, обладают равными правами, без всякой дискриминации. Люди не вправе подавлять и притеснять других существ. Более того, джайны считают, что люди призваны заботиться обо всех живых созданиях и практиковать непричинение вреда.

История предшественника Махавиры Паршваната (Parshvanatha, наследный принц, в возрасте 30 лет отрекшийся от мирских благ, став монахом), 23-го тиртханкарома (аскет, достигшийо просветления), иллюстрирует отношение джайнистов к животным.

В день свадьбы молодой принц Паршванат с брачным кортежем прибыл в дом своей невесты. Около дома он увидел животных: прижавшись друг к другу в тесном загоне, они ожидали смерти на бойне. Пораженный их жалобными криками, принц спросил: «Почему этих животных держат в таких ужасных условиях?»
Его сопровождающие отвечали: «Они предназначены для праздничного угощения».
Сердце принца исполнилось состраданием. Зайдя в украшенные к свадебному пиру покои, он обратился к отцу своей невесты: «Все животные, которых намерены убить, должны быть немедленно выпущены на волю».
Отец невесты возразил: «Почему? Животные предназначены удовлетворять потребности людей. Животные – наши рабы, наше мясо. Что за брачный пир без мяса?»
В изумлении принц Паршванат не мог поверить своим ушам. Он воскликнул:
«У них есть душа и сознание! Животные – наши друзья и родня, они наши предки. Они хотят жить в той же мере, что и мы. У них есть чувства и эмоции. Они любят, они страшатся смерти, точно так же, как и мы. Не менее чем мы имеют они право на жизнь! Я не могу жениться, любить, наслаждаться радостями жизни, если рядом порабощают и убивают животных».
Без дальнейших объяснений, принц Паршават отринул брачные узы, оставил королевский дворец и стал монахом.
источник

* * *
Беглое знакомство с удивительным джайнизмом
Отрывки; источник
Автор – Вудланд Кэлер (Woodland Kahler) // Всемирный вегетарианский форум, 1956 год
Мы с женой были приглашены в Бомбей местной Гуманитарной лигой (Bombay Humanitarian League) и Общеиндийской ассоциацией помощи животным (All India Animal Welfare Association), чтобы содействовать организации Всемирного вегетарианского конгресса (World Vegetarian Congress) 1957 года.
По прибытии в Бомбей в нашем номере гостиницы мы обнаружили буклет с описанием современного движения джайнизма под названием Anuvrata Andolan, руководит которым монах Ачарья Шри Тулси (Acharya Shri Tulsi).

Последователи джайнизма делятся на множество групп, от мирян, дающих самые простые обеты, до высших монахов, которые отрекаются от всего мирского и могут оставаться в общине только на время, единоразово не более месяца (в сезон дождей – четыре месяца). Такие монахи странствуют пешком, питаясь раз в день, в полдень. Им не разрешается есть что-либо, приготовленное для них специально – только делить пищу с другими людьми.

Любой человек, искоренивший ненависть и желания (или хотя бы стремящийся это сделать) может называть себя джайном. Джайнизм – единственная мировая религия, не имеющая основателя. Джайнизм существовал всегда.

Через несколько дней после нашего первого посещения джайнистского храма, мы встретились с Ачарья Шри Тулси. Половину его лица прикрывала белая маска: не потому что он боялся микробов, но чтобы дыханием не навредить микроскопическим существам, живущим в окружающем воздухе.
Он объяснил нам принципы джайнизма.
Потом я спросил его: «Вы говорили, что человеческое существование невозможно без уничтожения множества живых существ. Как же тогда можем мы, как человечество в целом, надеяться с радостью жить на этой планете?»
Ачарья Шри Тулси ответил: «Подлинная человеческая природа – быть счастливым. Следуя ведущему ввысь пути ахимсы, человек всё более и более постигает свою подлинную природу, то есть, становится всё более счастливым».

Перед смертью великий ирландский писатель и вегетарианец Бернард Шоу сказал, что желал бы родиться снова в семье джайнистов.

Пусть весь западный мир разделит идеи джайнизма, подлинное возрождение, на положительном примере удивительных джайн постигая секреты здоровья, счастья, миролюбия.

* * *
"I adore so greatly the principles of the Jain religion, that I would like to be reborn in a Jain community." - George Bernard Shaw
«Я так высоко ценю принципы джайнизма, что хотел бы заново родиться в семье джайн». - Бернард Шоу

источники (помимо указанных в тексте): 1, 2, 3, 4

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...