Friday, June 03, 2016

Один из величайших талантов собак — это эмпатия/ Laurie Anderson: My dog was almost pure empathy

Фильм Лори Андерсон [вдова Лу Рида] «Сердце собаки» (Heart of a Dog) - это сборник поэтических видеоэссе о любви, смерти и о том, зачем мы рассказываем истории, изложенных от лица нью-йоркской художницы/ музыканта и ее рэт-терьера.


— Сюжет «Собачьего сердца» может показаться странным и эксцентричным — фильм о собаке художника. Но внимательному зрителю станет ясно, что это кино о любви, о смерти и искусстве рассказывания историй. Как возник этот фильм — все началось с терьера Лолабель (Lolabelle)?

— Проект начался с того, что франко-немецкий канал Arte TV заказал мне фильм о том, почему я занимаюсь искусством. Не важно, что я делаю — песню, рассказ, мультимедиа-проект — это всегда рассказывание историй. Так я и решила сделать фильм про истории. Что они собой представляют? Что случается, когда мы забываем их? Что бывает, когда мы их рассказываем слишком часто? Какова их роль в наших жизнях?
История Лолабель — одна из сюжетных линий фильма. Истории — про эмпатию, а один из величайших талантов собак — это эмпатия. Поэтому я решила показать часть фильма глазами собаки, хоть иногда в фильме становится непонятно, кто рассказчик. Взгляд собаки представлен съемками камерой видеонаблюдения. Кто смотрит? Кто говорит? Вот такие вопросы затрагиваются в этом фильме.

— В фильме не говорится, как Лолабель стала вашей собакой? Были у вас собаки до этого? Кто у вас сейчас — вы сохраняете верность рэт-терьерам?

— Лу [Рид] нашел Лолабель в фотолаборатории, где она крутилась под ногами, и спросил, чей это пес. Владелец ответил: «Хочешь — забирай». И мы взяли ее домой. В детстве у нас обоих были собаки. Я всегда советую людям, которые жалуются, что у них нет на животное времени: разделите с кем-то еще заботу о собаке. Когда у нас появилась Лолабель, мы оба были очень заняты проектами и гастролями. Нам казалось, что она не впишется в нашу жизнь, но она вписалась, и мы ее очень полюбили.
Потом мы взяли еще одного пса — Маленького Уилла, ему четыре года, бордер-терьер. Он не играет на пианино и не рисует. Он очень любит играть с мячом. И много есть.

— Вы не только сняли фильм о собаке, но еще и даете концерты для собак. Последний был на Таймс-сквер в Нью-Йорке — собираетесь давать их и впредь?

— Когда я сделала первый концерт для собак в Сиднее в 2010-м, я стала получать очень много предложений делать еще такие выступления. Я поклялась, что не буду этого делать. Не хотелось становиться «артистом, который дает концерты для собак». Позже я дала еще несколько таких концертов, очень мало — в Швеции, Англии, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. И теперь я — «артист, выступающий для собак». Но я хочу сказать, что нет ничего более забавного, чем во время таких выступлений всматриваться в аудиторию и видеть напряженно-пытливые лица.


* * *
Лори Андерсон: «Моя собака была воплощенная эмпатия. Я попыталась это показать».

Художница и музыкант-экспериментатор, Лори Андерсон сняла фильм под названием «Сердце собаки» (Heart of a Dog), вдохновением для создания которого стала жизнь и смерть её собаки по кличке Лолабель. Картина посвящена умершему в 2013 году мужу Лори, Лу Риду.
В марте 2016 года Лори Андерсон стала гостьей ежегодного британского фестиваля в Брайтоне (Brighton festival).

Вы участвуете во множестве мероприятий, подобных нашему фестивалю. А также создаете массу неожиданных проектов – включая концерты для собак.

Лори Андерсон: Я дала зарок никогда не проводить новые подобные концерты, потому что не хотелось становиться Музыкантом, делающим концерты для собак (Artist Who Does Concerts for Dogs). Но теперь я официальный Музыкант-делающий-собачьи-концерты. Шоу на Таймс-сквер в январе 2016 года было самым коротким и холодным из всех (на фото внизу).

Police officers with their dogs at Laurie Anderson’s canine concert in Times Square, New York, January this year. Photograph: Shaun Tandon/AFP/Getty Images

Была полночь и почти арктический холод. Офицеры национальной безопасности привели всех своих собак – эти громадные, прекрасные создания, размером с пол-человека. Собаки непрерывно двигались. «Почему они все время двигаются?» спрашиваю. А мне отвечают: «Как только перестанут двигаться – значит, пора беспокоиться, поскольку это знак, что собаки почуяли бомбу». А тогда, в январе, животные просто замерзли. Как и люди, которые их сопровождали.

Что для вас значил ваш песик, терьер Лолабель? В вашем фильме собака – это и домашний компаньон, и друг, и альтер-эго.

Лори Андерсон: Это фильм о сострадании, об эмпатии. Лолабель была воплощением эмпатии. Именно это я старалась показать. Она не была моим лучшим другом – мне необязательно нужна была рядом собака, играющая на пианино. Я хотела найти способ помочь ей, потому что когда собака ослепла, ей было очень тяжело, она была в ужасе.
Собачий тренер мне сказала, что научила своих собак играть на пианино: «Думаю, Лолабель это поможет». И мы начали проводить такие ежедневные концерты – собака что-то играла на пианино, и я думаю, музыка буквально спасла ей жизнь. Она сумела воссоздать свой мир, социальные связи посредством музыки.
В финале вашего фильма есть великолепный кадр – когда Лу Рид и собака Лолабель уютно прижимаются друг к другу. Наверное, не очень многие люди считали Лу Рида собачником.

Лори Андерсон: А он был собачником, собаколюбом. Знал очень много о собаках, каждый год посещал собачье шоу в (нью-йоркском) Вестминстере. У него с детства были собаки-компаньоны. Лолабель была ему очень дорога.
Наш ветеринар сказал: «Придется усыпить Лолабель. Всю оставшуюся жизнь ей пришлось бы жить в кислородной палатке». А Лу ответил: «А где купить кислородную палатку?»
И мы в тот же день её купили – и собака прожила еще год. Лу был настоящий борец, ему нравилось находить решения, выход из трудной ситуации.
Это было колоссальное переживание для нас – жизнь нашей Лолабель. Она была славная старая собака. Она очень многому научила меня - о том, как надо стареть.

источник: Laurie Anderson: ‘My dog’s character was pure empathy. I tried to express that

Отрывки; см. подробнее


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...