Thursday, December 22, 2016

Встреча в приюте для животных/ 102 y.o. woman & 2 y.o. cat

Барбара Бейтс (Barbara Bates), координатор усыновлений в техасском приюте для животных, сделала этот фотоснимок, когда 102-летняя Айона Л. (Iona L.) и двухлетний кот Эдвард нашли друг друга:

«У меня прямо потеплело на сердце. Котейка тут же уютно прижался к Айоне. Это была симпатия с первого взгляда».

Недавно умер прежний кот старушки, проживший с ней 10 лет: «Мне нужен новый компаньон», - говорит она. Поэтому Айона с сыном приехали в приют для животных в городе Конро, штат Техас (Montgomery County Animal Shelter in Conroe, Texas).
Здесь кот Эдвард тут же завоевал сердце Айоны: «Он так прижался к моему плечу, в точности, как делал мой прежний кот».

Сколько она себя помнит, у нее всегда жили кошки. Теперь Эдвард узнает, что такое жизнь избалованного домашнего кота.

Сотрудница приюта Барбара Бейтс без сомнений дала согласие на усыновление кота Эдварда Айоной: сын старушки пообещал, что в случае необходимости (принимая во внимание почтенный возраст Айоны), он и его семья будут ухаживать за котом, он не останется без крова.
Но главное – сотрудница приюта убеждена, что кот и Айона созданы друг для друга:
«На сделанном мною фото видно, что Эдвард с первой минуты почувствовал: это тот человек, который будет любить и защищать его.
По-моему, животное дарит тебе такую жизнь, какой не может дать ни другой человек, ни материальные вещи. Приходишь домой после работы, после дня, полного стресса и волнений – и твои питомцы спешат навстречу, приветствуют тебя. Сразу всё плохое как рукой снимает. Встреча Айоны и Эдварда очень меня тронула – и я рада, что мои чувства удалось передать на этом снимке».

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Wednesday, December 21, 2016

Климатические беженцы Арктики/ The Climate Refugees of the Arctic

20-12-2016

Полярный медведь, крупный и грозный хищник, стал символом, олицетворяющим процесс климатических изменений. И не случайно: тогда как большинство вымирающих животных, скажем, носороги, становятся жертвами местных, локализованных угроз – браконьеров, или сокращения ареалов обитания вследствие заселения людьми, – смертельную угрозу полярным медведям являют собой парниковые газы, выброс которых происходит по всей планете.

Полярный медведь стал главным действующим лицом в прославленном документальном фильме, который посвящен климатическим изменениям и называется «Неудобная правда» (An Inconvenient Truth, 2006), с участием американского политика Альберта (Эла) Гора. [В 2007 году Эл Гор был награждён Нобелевской премией мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению»].
Защите и сохранению полярных медведей как вида посвящена работа организации Polar Bears International, по инициативе которой ежегодно 27 февраля начали отмечать Международный день полярного медведя (International Polar Bear Day).

Однако популярность может оказаться обоюдоострым мечом в дебатах по поводу климатических изменений.
Использование полярного медведя в качестве иконы экопроблем не только помогает повысить сознательность и осведомленность людей, а также собрать средства в пользу охраны окружающей среды, – но одновременно делает животных мишенью для тех, кто «не верит» и отрицает климатические изменения: эти люди с радостью хватаются за возможность указать на недостаточность имеющихся данных о количестве полярных медведей, чтобы можно было говорить об изменениях климата.

Полярные медведи питаются тюленями, жир которых необходим хищникам для согревания и мышечной массы. Весом более 680 кг., полярные медведи тысячелетиями выживали на арктических льдах, охотясь на тюленей. С потеплением климата на планете арктические ледники стремительно тают. Медведи не могут охотиться на тонком льду и вынужденно выходят на сушу в поисках других источников пропитания. (см. статью)

Нынешний год оказался особенно тяжелым для полярных медведей. Замерзание наступило поздно; в ноябре 2016 года арктический морской лёд – тоньше и меньшей площадью, чем во все предыдущие годы в это же время. Некоторые участки Гудзонова залива (в Северном Ледовитом океане у берегов Канады), в западной части которого обычно проживает около 1 200 полярных медведей, в конце ноября 2016 года всё еще оставались не покрытыми льдом.

Некоторые животные, оказавшиеся в статусе «климатических беженцев», выходят к городку на Аляске под названием Кактовик (Kaktovik), роясь в скелетах китов, сброшенных здесь китобоями. Кактовик даже стал местом паломничества туристов, жаждущих взглянуть на полярных медведей с близкого расстояния.

Для ученых, эти отощавшие голодные медведи – доказательство того, что весь вид полярных медведей в опасности. (см. статью) Для тех, кто не верит в происходящие климатические изменения, эти медведи прекрасно адаптируются к окружающим условиям. Точное количество полярных медведей действительно указать трудно, принимая во внимание ограниченность данных по такому отдаленному региону планеты.

Однако у специалистов не вызывает сомнений тот факт, что полярные медведи вышли к городку Кактовик копаться в останках китов не по собственной воле. Они здесь потому, что их ареал обитания гибнет.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/



см. статьи о полярных медведях

Tuesday, December 20, 2016

Пища для размышлений/ Food for thought

"Расисты нарушают принципы равенства, когда они придают больший вес интересам своей расы в столкновении с интересами другой расы.
Сексист нарушает принципы равенства, предпочитая интересы своего пола.
А спесиецист [тот, кто безжалостно относится к животным] позволяет интересам своего собственного вида попирать интересы другого вида.
Образец в каждом из этих случаев одинаков".

(Питер Сингер. Освобождение животных)

* * *
Пища для размышлений и для способных подумать: а вы спесиецист? Одни животные - для еды, другие - для нежной заботы. Кто делает выбор?
источник

Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Wednesday, December 07, 2016

Путь человеческого прогресса усеян трупами животных/ Industrial farming is one of the worst crimes in history

источник: Industrial farming is one of the worst crimes in history

Автор – профессор истории Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari),
сентябрь 2015

Судьба животных, которых разводят промышленными методами — одна из самых насущных и тягостных проблем современности. Десятки миллиардов живых созданий, каждое — со своей сложной системой ощущений и эмоций, — живут и умирают на производственных линиях.


Животные — главные жертвы в истории, а обращение с одомашненными животным в промышленном сельском хозяйстве, вероятно, есть самое страшное преступление на пути исторического развития. Путь человеческого прогресса усеян трупами животных.

Уже десятки тысяч лет назад наши предки из Каменного века несли ответственность за ряд экологических катастроф. Когда около 45 тысяч лет назад первые люди достигли Австралии, они молниеносно вызвали вымирание 90% крупных животных этого материка. Это был первое существенное воздействие Homo sapiens на экосистему планеты. И не последнее.

Около 15 тысяч лет назад люди колонизировали Америку, в процессе колонизации уничтожив около 75% крупных млекопитающих, населявших её. Множество других видов исчезло из Африки, Евразии, а также с бесчисленных прибрежных островов. Археологические данные ученых различных стран повествуют одну и ту же печальную историю. Трагедию открывает сцена богатства и разнообразия популяций крупных животных, пока еще без намека на Homo sapiens. Во второй сцене появляются люди, о чем свидетельствуют окаменелые кости, наконечники копий, или, скажем, бивачные костры. Очень быстро следует третья сцена, в которой мужчины и женщины занимают главенствующее положение, а большинство крупных животных, наряду с множеством мелких, исчезают. В общей сложности, сапиенсы спровоцировали исчезновение около 50% всех крупных наземных млекопитающих планеты — еще до того, как высадили первую пшеницу, создали первое металлическое орудие, написали первый текст или отчеканили первую монету.

Следующая важная веха в отношениях человека и животных — аграрная революция: процесс, в ходе которого мы превратились из кочевых охотников-собирателей в земледельцев, ведущих оседлый образ жизни. Это привело к появлению на Земле совершенно новой формы жизни — одомашненные животные.
Изначально это могло показаться незначительным, поскольку одомашнить людям удалось менее 20 видов млекопитающих и птиц, тогда как бесчисленные тысячи видов остались «дикими». Однако с течением столетий эта новая форма жизни стала нормой. Сегодня одомашнены более чем 90% всех крупных животных («крупными» называют животных, которые весят по меньшей мере несколько килограммов).
Возьмем для примера курицу. Десять тысяч лет назад это была редкая птица, обитавшая на небольшой территории в Южной Азии. В наши дни миллиарды кур живут почти на каждом континенте и острове, исключая Антарктиду. Одомашненная курица, вероятно, — самый распространенный вид птиц за всю историю планеты Земля. Если измерять достижения мерами численности, то куры, коровы и свиньи — самые успешные животные из когда-либо живших.

Увы, одомашненные виды заплатили за этот беспримерный коллективный успех беспрецедентными мучениями отдельных особей. Животное царство изведало за миллионы лет самые разные муки и боль. Тем не менее аграрная революция создала совершенно новые формы истязаний, — которые с каждым новым поколением становились только хуже.

На первый взгляд может показаться, будто одомашненным животным живется лучше, чем их диким собратьям и предкам. Дикие буйволы проводят дни в поисках пищи, воды и укрытия, им постоянно угрожают львы, паразиты, наводнения и засухи. Одомашненный рогатый скот, напротив, получает от людей уход и защиту. Люди обеспечивают коров и телят пищей, водой и кровом, лечат их, защищают от хищников и стихийных бедствий. Правда, большинство коров и телят рано или поздно окажутся на бойне. И все же, становится ли их участь от этого хуже, чем судьба диких буйволов? Лучше, чтобы тебя сожрал лев, или убил человек? Добрее ли крокодильи зубы, чем стальные лезвия?

Существование одомашненных сельскохозяйственных животных исполнено крайней жестокости не только в том, каким образом они умирают, — но, прежде всего, в том, как они «живут». Два соперничающих фактора сформировали условия этой жизни: с одной стороны, люди хотят иметь мясо, молоко, яйца, кожу, животную мускульную силу, а также развлечения; с другой стороны — люди должны обеспечить долгосрочное выживание и размножение сельскохозяйственных животных. Теоретически, это должно бы ограждать животных от крайней жестокости. Если фермер начнет доить свою корову, не дав ей пищи и воды, производство молока сократится, а корова в скором времени умрет.
К сожалению, люди способны причинить колоссальные страдания сельскохозяйственным животным иначе, другими способами, — даже обеспечивая их выживание и размножение. Корень проблемы в том, что одомашненные животные унаследовали от своих диких предков множество физических, эмоциональных и социальных потребностей, которые на фермах излишни. Владельцы животноводческих ферм игнорируют эти потребности без всякого экономического ущерба для себя. Они запирают животных в крошечные клетки, увечат их рога и хвосты, разлучают матерей с детенышами, а также плодят чудовищ путем селекции. Страдания этих животных безмерны, и, вместе с тем, они продолжают жить и размножаться.

Разве это не противоречит основным принципам концепции эволюции Чарльза Дарвина? Эволюционная теория подразумевает, что все инстинкты и стремления развились в интересах выживания и размножения. Если так, то разве не доказывает беспрерывное разведение сельскохозяйственных животных, что все их насущные нужды удовлетворены? Как может корова иметь «потребность», не нужную для выживания и размножения?

Несомненно, все инстинкты и стремления развились под влиянием эволюционных потребностей выживания и размножения. Однако с исчезновением этих потребностей, ранее сформированные инстинкты и стремления мгновенно не исчезают. Даже не будучи более полезными для выживания и размножения, они продолжают формировать субъективные переживания животного. Физические, эмоциональные и социальные потребности современных коров, собак и людей отражают не их текущее положение, но, скорее, те эволюционные потребности, с которыми сталкивались десятки тысяч лет назад их предки.
Почему современные люди так любят сладкое? Не потому, что в начале XXI века мы для выживания должны поглощать мороженое и шоколад. Скорее, это происходит потому, что, когда наши предки в Каменном веке находили сладкие спелые фрукты, — наиболее практичным было как можно больше и быстрее их съесть.
Почему молодые люди неосторожно водят машины, ввязываются в жестокие драки и взламывают конфиденциальные вебсайты? Потому что они продолжают повиноваться древним генетическим установкам. 70 тысяч лет назад молодой охотник, который рисковал жизнью в погоне за мамонтом, затмевал всех своих соперников и завоевывал руку местной красотки, — и теперь мы застряли, с его генами крутого самца.

Совершенно такая же эволюционная логика формирует жизнь коров и телят на современных промышленных фермах. Древние дикие быки и коровы были социальными животными. Для выживания и размножения они должны были эффективно общаться, взаимодействовать и соперничать. Подобно всем социальным млекопитающим, дикие быки обучались необходимым навыкам общения посредством игры. Щенки, котята, телята и дети — все любят играть, потому что это стремление в них заложила эволюция. В дикой природе животным необходимо было играть. Без этого они не приобрели бы социальных навыков, жизненно важных для выживания и размножения. Если котенок или теленок рождался с какой-либо редкой мутацией, делавшей его равнодушным к играм, едва ли он мог выжить или оставить потомство; более того, их бы вообще не было, если бы их предки не обретали необходимых навыков. Подобным образом эволюция заложила в щенят, котят, телят и детей непреодолимое стремление к тесной связи со своими матерями. Случайная мутация, ослабляющая связь мать-ребенок, была смертным приговором.

Что же происходит, когда современные фермеры берут новорожденного теленка-самку, отнимают у матери, помещают в тесную клетку, вакцинируют от различных заболеваний, дают пищу и воду, а затем, когда она достигает определенного возраста, искусственно осеменяют бычьей спермой? С объективной точки зрения, для выживания и размножения этот теленок более не нуждается ни в материнской заботе, ни в товарищах по играм. Удовлетворение всех её потребностей взяли на себя люди, ее хозяева. Но с субъективной точки зрения, теленок и теперь чувствует сильное желание тесной связи с матерью и потребность в играх с другими телятами. Если эти потребности не выполняются, теленок испытывает огромные мучения.

Это основной урок эволюционной психологии: потребность, сформированная тысячи поколений назад, продолжает ощущаться субъективно, даже если в настоящее время она больше не важна для выживания и размножения.
Прискорбно: аграрная революция наделила человека властью обеспечивать выживание и размножение одомашненных животных, игнорируя их субъективные потребности. Как следствие, одомашненные животные в совокупности — наиболее успешные животные в мире, и одновременно, как индивидуумы — самые несчастные животные из всех, когда-либо существовавших.

Ситуация только ухудшилась за последние несколько веков, в течение которых традиционное земледелия уступило место промышленному сельскому хозяйству. В традиционных обществах, таких как древний Египет, Римская империя или средневековый Китай, люди имели очень фрагментарные знания в области биохимии, генетики, зоологии и эпидемиологии. Следовательно, их власть, связанная с управлением, была ограничена.
В средневековых деревнях куры свободно бегали между домами, на свалках выклевывали семена и червей, устраивали гнезда в сараях. Если бы амбициозный крестьянин попытался запереть 1000 кур в переполненном курятнике, то, вероятнее всего, в результате разразилась бы смертоносная эпидемия птичьего гриппа, уничтожая всех кур, а заодно и множество крестьян. Этого не мог бы предотвратить ни священник, ни шаман, ни знахарь.
Но едва лишь современная наука расшифровала тайны птиц, вирусов и антибиотиков, люди поучили возможность создавать животным чудовищные условия жизни. При помощи вакцин, медикаментов, гормонов, пестицидов, централизованных систем кондиционирования и автоматических кормушек — теперь возможно втиснуть десятки тысяч кур в тесные клетки и производить мясо и яйца с невиданной эффективностью.
(Бройлерные куры, которых разводят на мясо, страдают хромотой из-за тесноты в клетках)

Участь животных в таких промышленных сооружениях стала одной из насущных и самых тягостных этических проблем нашего времени, особенно принимая во внимание масштабы происходящего.
В наши дни большинство крупных животных живет на промышленных фермах. Мы полагаем, что наша планета населена львами, слонами, китами и пингвинами. Это может быть истиной канала National Geographic, диснеевских кинофильмов и детских сказок, — но давно уже перестало быть истиной реального мира. В нашем мире — 40 тысяч львов, но, по контрасту, около 1 миллиарда одомашненных свиней; 500 тысяч слонов — и полтора миллиарда одомашненных коров; 50 миллионов пингвинов — и 20 миллиардов кур.

В 2009 году в Европе обитало 1,6 миллиарда диких птиц всех видов. В том же году европейские производители мяса и яиц вырастили 1,9 миллиарда кур.
Общий вес всех одомашненных животных мира — более 700 миллионов тонн, по сравнению с 300 миллионами тонн людей — и менее чем со 100 миллионами тонн крупных диких животных.

Именно поэтому судьба сельскохозяйственных животных — не второстепенная этическая проблема. Она затрагивает большинство крупных существ Земли: десятки миллиардов живых созданий, каждое со своим сложным миром ощущений и эмоций, — но каждое живет и умирает на поточных линиях.
40 лет назад моральный философ Питер Сингер опубликовал свою каноническую книгу «Освобождение животных», которая внесла огромный вклад в изменение отношения людей к этой проблеме. Сингер подчеркнул, что промышленное сельское хозяйство несет ответственность за большие мучения и боль, чем все известные истории войны вместе взятые.
"Годный для жизни" - термин, указывающий на шансы цыпленка прожить достаточно долго, чтобы быть отправленным на бойню.
Ежегодно 20 миллионов цыплят не доживают до 5-недельного возраста в условиях,
считающихся «стандартными» в промышленности по производству птичьего мяса. - источник

Научное изучение животных сыграло зловещую роль в этой трагедии. Сообщество ученых использовало свои растущие знания о животных преимущественно для того, чтобы эффективнее управлять их жизнью ради нужд людей.
В то же время, те же знания несомненно продемонстрировали: одомашненные животные — чувствующие существа, обладающие взаимопроникающими социальными отношениями и сложными психологическими паттернами [«паттерн», от англ. pattern, «шаблон», «модель», «система», «структура» — в психологии обозначает определенный набор, шаблон поведенческих реакций или последовательностей стереотипических действий - Е.К.]. Возможно, они не столь разумны, как мы, — но, без сомнений, эти животные испытывают боль, страх и одиночество. Они тоже могут страдать, они тоже могут быть счастливыми.

Самое время отнестись к этим научным находкам серьезно и принять их близко к сердцу, поскольку по мере возрастания власти человечества, растет и наша способность причинять вред или приносить пользу другим животным.
На протяжении четырех миллиардов лет жизнью на планете управлял естественный отбор. Сейчас же её всё сильнее определяет человеческий умысел. Биотехнология, нанотехнология и искусственный интеллект очень скоро позволят людям кардинально изменять и формировать живые существа, что заставит пересмотреть саму суть и смысл жизни. Когда мы приступим к созданию этого дивного нового мира [аллюзия на знаменитый роман-антиутопию Олдоса Хаксли «Дивный новый мир» - Е.К.], мы должны принять во внимание благополучие всех чувствующих существ, а не только сапиенсов.

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Monday, December 05, 2016

Не «куриные мозги», а «пернатые обезьяны»/ Birds are more like ‘feathered apes’ than ‘bird brains’

ноябрь 2016

На протяжении столетий ученые клеймили птиц глупыми, основываясь на физических различиях в строении птичьего мозга в сравнении с мозгом млекопитающих. Но как же заблуждались эти ученые.

Когда в 1960-е годы приматолог Джейн Гудолл (Jane Goodall) наблюдала шимпанзе, которые создавали и использовали различные инструменты, человечество утратило самовозвеличивающий статус единственных в мире существ, способных пользоваться орудиями.
В настоящее время ученые приходят к выводу, что на нашей планете гораздо больше «разумной жизни», чем было принято считать. После открытий, сделанных Джейн Гудолл, исследователи обнаружили многочисленные примеры проявления наличия высокоразвитого интеллекта у других видов млекопитающих, включая человекообразных обезьян, слонов, дельфинов, косаток и многих видов животных семейства псовых.
Но лишь в последние двадцать лет внимание ученого мира обратилось к интеллекту животных, не относящихся к млекопитающим.

Натан Имери (Nathan Emery), старший преподаватель Университета королевы Марии (Queen Mary University of London) в Лондоне и автор недавно опубликованной книги «Птичий мозг» (Bird Brain: An Exploration of Avian Intelligence), отмечает: «Изучению уровня интеллекта у птиц препятствовали устаревшие мнения, будто птицы глупы и не заслуживают внимания в качестве объектов исследования разума».

Исчерпывающий взгляд автора книги на самые новые опыты и исследования ниспровергает любые утверждения о якобы тупых птицах. Напротив, книга приводит множество доказательств в пользу того, что многие виды птиц по уровню интеллекта заслуживают звания «пернатых человекообразных обезьян».

Никаких уничижительных пословиц про «куриные/ птичьи мозги»

Мнение о глупости птиц возникло на основании изучения физиологии птичьего мозга. Кора головного мозга у птиц отсутствует, что позволило ученым десятилетиями придерживаться взгляда, будто птицы не способны к мыслительной деятельности. Однако современным ученым известно, что у птиц другой участок мозга (паллиум/pallium; кора большого мозга) эволюционировал до выполнения функций коры головного мозга.

Натан Имери, отметивший, что птичий мозг, как правило, имеет более короткие связи между отдельными его участками, в сравнении с мозгом млекопитающих, пишет: «Мозг птиц и млекопитающих функционирует практически одинаково, но при этом “комплекс технических средств” абсолютно различный. Структура мозга у птиц подразумевает, что они способны гораздо быстрее млекопитающих принимать решения. Однако ученые пока не выяснили, каковы последствия этой способности для птичьего интеллекта».

Но что такое – разум, умственные способности? Это вопрос философский. Ученые редко приходят к единому определению. Натан Имери в своей книге описывает разум и интеллект как «способность находить гибкие решения нестандартных проблем, используя знания, а не только инстинкт или навык».

Иными словами, по мнению Натана Имери умственные способности выходят за рамки простого механического запоминания. Разум – способность решать проблемы, с которыми индивидуум никогда ранее не сталкивался. Это определение охватывает характерные свойства, обычно связываемые с человеком, такие как приспосабливаемость, гибкость и креативность. В то же время, автор книги подчеркивает необходимость рассматривать умственные способности в рамках определенного вида, не сравнивая яблоки с апельсинами или людей с воронами:
«Не вполне правомерно противопоставлять один вид другому, поскольку у каждого вида эволюционировали определенные навыки и образ мышления. В одном тесте это может быть преимуществом, в другом – недостатком. Для представителей животного мира не существует единого теста IQ по оценке их умственных способностей».

Например, грачи и вороны умеют достать лакомство, смастерив для этого орудие из проволоки, – и делают это лучше, чем 8-летние дети. В то же время 8-летние дети умеют делать многое из того, чего не могут грачи и вороны.

Изготовление инструментов и прочие виды умственных способностей

Со времени открытия Джейн Гудолл о шимпанзе, использование инструментов стало своеобразным золотым стандартом для определения уровня умственных способностей того или иного вида. В последние годы ученые выяснили, что многие виды диких птиц применяют различные инструменты, чаще всего для добывания пищи, которую не могут достать клювом.

Однако очень долгое время среди птиц выделяли единственного известного изготовителя орудий: ворона Новой Каледонии [остров в юго-западной части Тихого океана; вместе с прилегающими к нему островами является заморской территорией Франции].

Вороны этого острова прославились умением создавать из листьев и прутиков разнообразные крючки. В лабораторных условиях эти вороны проявили способности в изготовлении инструментов из ранее неизвестных им предметов. В умении мастерить разнообразные инструменты вороны оказались достойными конкурентами приматов. Но только в нынешнем году ученые узнали, что гавайская ворона, или ‘alalā, тоже умело создает инструменты. Этот вид ворон уже исчез в дикой природе, – лишь 109 особей выжили в условиях неволи. Если бы представители вида ворон ‘alalā не сохранились, мы так никогда не узнали бы об их замечательных способностях.

В соответствии с «Красным списком» Международного союза по охране природы (International Union for Conservation of Nature, IUCN Red List), с 1500 года вымерло 140 видов птиц (хотя, вероятнее всего, вымерших видов гораздо больше, просто они неизвестны человеку). Конечно, ни один из этих видов не изучался на предмет уровня развития умственных способностей. В настоящее время еще пять известных человеку видов птиц (включая гавайских ворон ‘alalā) вымерли в дикой природе, – но сохранились в неволе.
В списке видов птиц, которым угрожает вымирание, значатся 1 375 видов; около 14% птиц нашей планеты могут в скором времени исчезнуть.

К сожалению, лишь незначительное число представителей видов птиц (из более чем 10 тысяч) были протестированы учеными на уровень развития интеллекта. Целые семейства птиц никогда не подвергались подобной проверке, включая большинство хищных птиц.

Натан Имери пишет: «По моим предположениям, к семействам птичьих гениев принадлежат птицы-носороги, соколы, дятлы. Это утверждение основано на размере их мозга, а также знаниях об их поведении в природе. Представителей таких видов птиц редко увидишь в лабораторных условиях, к тому же им часто грозит вымирание. Ученым потребуется определенная изобретательность для изыскания популяций с целью систематического тестирования их умственных способностей».

Конечно, умение мастерить инструменты – не единственный критерий.
Птичье пение, а также способность некоторых видов птиц копировать человеческую речь, подразумевает высокоразвитый интеллект, – наравне с невероятными социальными связями многих видов, требующими способностей придерживаться сложнейшей иерархии в среде пернатых.

(На фото слева: Африканский серый попугай знаменит своей способностью поразительно точно воспроизводить человеческую речь. Но именно из-за этого умения данный вид птиц оказался в серьезной опасности: их отлавливают в дикой природе для торговли в качестве экзотических домашних животных. Это привело к тому, что серый африканский попугай находится на грани исчезновения).  

Птицы проявляют поразительные способности, которых лишен человек, например, умение найти путь домой после тысячекилометровых перелетов, или запоминание точных мест, куда птицы спрятали пищу (а таких мест может быть тысяча), – причем даже зимой, когда всё вокруг покрывает метровый слой снега.

Поедая и отстреливая интеллектуально развитых

Всё вышеизложенное означает, что люди обязаны пересмотреть свое отношение к птицам и к обращению с ними, считает Натан Имери:

«Одомашненные куры – наиболее многочисленная группа птиц на планете, которых мы потребляем в колоссальных масштабах. Но если бы вы знали, что куры умеют считать, находить различия между двумя предметами, то есть способны к так называемому абстрактному мышлению – отказались бы вы от употребления курятины в пищу?»

Автор книги «Птичий мозг», Натан Имери подчеркивает, что людям следует, по меньшей мере, обратить внимание на условия содержания кур на птицефермах.
Новая информация об уровне интеллекта птиц должна заставить жителей Англии, считает Н. Имери, отказаться от охоты на фазанов и шотландских куропаток, а также от отстрела хищных птиц, который проводится ради искусственного поддержания численности «пернатой дичи».
Еще один вид преследуемых человеком птиц – супер-разумные вороны:
«Ворон в больших количествах отстреливают фермеры, опасаясь за урожай зерновых, несмотря на то, что эти птицы по уровню интеллекта соответствуют человекообразным обезьянам! Я убежден, что никто не стал бы ратовать за истребление шимпанзе, если бы те угрожали урожаю зерновых, люди нашли бы иные пути решения проблемы. Но если убивать шимпанзе – это слишком, то почему подобное допустимо с воронами?»

Отчасти проблема здесь – в сходстве: мы смотрим на шимпанзе и в их поведении, словно в чуточку неровном зеркале, узнаём человека. Видеть собрата по разуму, чувствующее и творческое создание, глядя на ворона – это подразумевает дальнейшее понижение людского превосходства над остальным животным миром и пересмотр отношения к самой жизни; означает признание того факта, что умственные способности могут проявлять всевозможные виды животных, любых форм и размеров.

источник

* * *
Брайан Мэй (Brian May) на своей ФБ-страничке:
Певчие дрозды умеют использовать орудия: например, в засушливую погоду, когда нелегко добыть червяков, эти птицы подбирают маленькие камушки и разбивают ими раковины улиток, чтобы добраться до нежной мякоти внутри.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/



см. также: Девочка, которой птицы приносят подарки;
Вороны распознают злые намерения по лицам людей и делятся своим опытом с сородичами и птенцами

Friday, December 02, 2016

Мы превратили жизнь других животных в кошмар/ Yuval Noah Harari - Sapiens: A Brief History of Humankind

Юваль Ной Харари. «Sapiens: Краткая история человечества»

Книга о человеке в контексте истории человечества. Переведена более чем на 30 языков мира, включая русский.
Юваль Харари показывает, каким образом ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Автор находит связующие звенья между событиями прошлого и проблемами современности.

Билл Гейтс о книге:
«Харари взял на себя непростую задачу – изложить всю историю человечества всего на 400 страницах. Он пишет о человеке в наши дни, а также о том, как искусственный интеллект, генная инженерия и другие технологии изменят нас в будущем. И хотя я согласен не со всеми утверждениями автора (в особенности с тем, что до начала эпохи земледелия люди жили лучше), я порекомендую эту книгу каждому, кто интересуется историей и будущим нашего вида».

* * *
Отрывки из книги:

В XXI веке национализм стремительно теряет почву под ногами. Всё больше людей приходят к выводу, что единственный законный источник политической власти — человечество, а не отдельный народ и что основной целью политики должны быть интересы всего человеческого рода и отстаивание прав человека. В таком случае существование без малого 200 национальных государств — скорее помеха, чем подмога. Раз уж шведы, индонезийцы и нигерийцы имеют равные права, то не сподручнее ли их защищать единому мировому правительству?

Проявившиеся глобальные проблемы, такие как таяние полярных ледников, тоже ставят под вопрос правомерность существования отдельных национальных государств. Ни одно суверенное государство не сумеет самостоятельно предотвратить глобальное потепление. Китайский Небесный мандат [одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии - Е.К.] выдавался императору именно затем, чтобы решать проблемы всего человечества. Ныне кому-то будет выдан мандат человечества, чтобы решать проблемы неба: штопать дыру в озоновом слое, устранять последствия парникового эффекта. И своим символическим цветом всемирная империя вполне может избрать зеленый.

*
Поскольку люди подчинены тем же физическим силам, химическим реакциям, процессам естественного отбора, что и все живые существа, то и события, в которых они принимают участие, — исторические события, — в итоге тоже управляются законами естественного отбора. Естественный отбор обеспечил Homo sapiens значительно бóльшую свободу, чем всем остальным организмам, но и тут есть свои границы. Если история подчинена законам эволюции, то, несмотря на все свои усилия и достижения, люди не могут вырваться за установленные биологией рамки.
Так было прежде, но все изменилось. На заре XXI века Homo sapiens выходит за биологические границы. Теперь он отменяет законы естественного отбора, заменяя их логикой осмысленного проектированя.

4 миллиарда лет все живые организмы развивались по принципам естественного отбора, ни один не был создан по обдуманному плану. Жираф, например, обзавелся длинной шеей благодаря конкуренции между древними жирафами, а не по прихоти высшего разума. Протожирафы с более длинной шеей добывали больше пищи и потому давали более многочисленное потомство, чем протожирафы с короткой шеей. И никто (и уж, конечно, не сам жираф) не говорил: «Длинная шея позволит срывать листья с вершин деревьев, давайте-ка ее вытянем». Красота теории Дарвина в том и состоит, что для объяснения появления у жирафа длинной шеи не требуется прибегать к образу некоего проектировщика.

Микроорганизмы, которые на протяжении миллиардов лет безраздельно владели планетой, способны на поразительнейшие вещи. Представители одного вида могут включать в свою клетку генетические коды других видов, и тем самым приобретать новые способности, например, устойчивость к антибиотикам. Но микроорганизм никогда не говорит себе: «Ох, от этого пенициллина спасу нет, надо бы приобрести сопротивляемость. Ага, вон бактерия, которая выжила после очередной дозы, — попрошу-ка ее поделиться своими генами». Насколько нам известно, микроорганизмы не обладают сознанием, не ставят себе целей в жизни и ничего не планируют.

На определенной стадии такие живые организмы, как жирафы, дельфины, шимпанзе и неандертальцы, обретают сознание и способность планировать. Но если неандерталец и мечтал о жирных и ленивых нелетающих птицах, которых он мог бы запросто поймать голыми руками, едва проголодается, — претворить свою мечту в реальность он не мог. Ему приходилось охотиться на птиц, созданных естественным отбором.

Первая трещина в старом укладе возникла примерно 10 тысяч лет назад, в ходе аграрной революции. Сапиенсы, мечтавшие о жирной и неповоротливой дичи, обнаружили: если скрестить самых жирных кур с самыми медлительными петухами, часть потомства окажется и жирной, и медлительной. Если продолжать скрещивать таких особей между собой, появится порода жирных и медлительных птиц. Вот так, по замыслу не божества, но человека, были выведены куры, не существовавшие в природе.

Однако Homo sapiens, в отличие от всемогущего божества, был существенно ограничен в реализации своих замыслов. Сапиенсы научились проводить направленный отбор, обходя или ускоряя естественные процессы, но не умели привнести новые качества, если их не было в первоначальном генофонде тех же диких кур. Отношения между сапиенсами и курами строились по принципу множества симбиозов, возникающих в природе. Человек оказывал на кур определенное влияние, приводившее к селекции жирных и ленивых, — так и пчелы, опыляя цветы, влияют на отбор растений: лучше всего размножаются те, которые цветут ярче и пахнут сильнее.

*
Ныне, спустя 4 миллиарда лет естественного отбора, жизнь стоит на пороге неведомого. В лабораториях всего мира ученые мастерят живых существ. Они беспардонно нарушают законы естественного отбора, уже не скованные изначальными характеристиками организма. Эдуардо Кац, бразильский биохудожник, в 2000 году надумал сотворить оригинальное произведение: зеленого светящегося кролика. Кац связался с французской лабораторией и предложил за кролика, изготовленного по его заказу, гонорар. Французские ученые взяли эмбрион обычного белого кролика, подсадили в его ДНК ген зеленой светящейся медузы — и вуаля! Мсье Кац получил зеленого светящегося кролика, вернее, крольчиху. Он назвал ее Альба.

Существование Альбы не укладывается в законы эволюции. Она — продукт запланированного дизайна. Она — предвестница грядущего. Если скрытый в Альбе потенциал будет полностью реализован, если человечество тем временем не истребит себя, то научная революция — это будет нечто бо́льшее, чем еще один ключевой поворот истории. Возможно, это будет главная биологическая революция с тех пор, как на Земле появилась жизнь.

После 4 миллиардов лет естественного отбора Альба — это рассвет новой космической эры, когда жизнь будет проектироваться по плану. Если так произойдет, вся человеческая история задним числом окажется переосмыслена как путь опыта, ученичества, в результате которого изменились правила игры под названием «жизнь».

Биологи всего мира сражаются против внедрения в школы креационизма — учения, которое противостоит теории Дарвина, и утверждает, что самая сложность биологических организмов подразумевает Создателя и его разумный замысел. Биологи правы, поскольку речь идет о прошлом, но — вот ирония! — в будущем разумное планирование может и восторжествовать.

В настоящее время намечаются три пути вытеснения естественного отбора планированием:
a) биоинженерия;
б) создание киборгов (киборги — живые существа, сочетающие органические и неорганические элементы);
в) создание небиологической жизни.

*
Биоинженерия — продуманное вмешательство на биологическом уровне (например, замещение генов) с целью модифицировать внешний вид животного, его способности, потребности или желания, дабы реализовать некую заранее сформулированную идею (например, вышеупомянутые «эстетические» предпочтения Эдуардо Каца).

В биоинженерии как таковой ничего нового нет. Люди пользовались ею на протяжении миллионов лет, желая изменить себя или другие организмы. Простейший пример — кастрация. Люди холостили быков на протяжении, наверное, десятка тысяч лет, и использовали в работе волов [вол - кастрированный самец крупного рогатого скота – Е.К.]: волы послушнее и быстрее обучаются тянуть плуг. Кастрировали люди и юных представителей собственного вида, дабы сделать из них певцов с дивными ангельскими голосами и евнухов, надежных стражей гарема.

*
Представьте себе, с каким изумлением, отвращением и ужасом люди в 1996 году разглядывали фотографию, появившуюся во многих газетах и на экранах телевизоров.
Нет, это не фотошоп. Это подлинное фото настоящей мыши, на спину которой ученые приживили клетки коровьего хряща. Исследователи контролировали рост новой ткани и придали наросту форму человеческого уха. Возможно, в скором времени ученые смогут выращивать искусственные уши и пересаживать их людям.

*
Наибольшее внимание обращено на область генной инженерии. Это уже не искусственный отбор, которым люди занимались с начала аграрной революции. Искусственный отбор был ограничен исходным генофондом существующих организмов. А генная инженерия дает возможность создавать абсолютно новые организмы. Смешивая генный материал неродственных друг другу видов, и даже создавая новые, доселе не существовавшие, гены, можно получить абсолютно новый зверинец. Например, в процессе искусственного отбора Альбу не удалось бы вывести и за тысячу лет, потому что у кроликов нет гена, который отвечает за «зеленое свечение», а скрестить кролика с медузой проблематично.

Однако генная инженерия порождает ряд этических, политических и идеологических проблем. И не только среди благочестивых монотеистов, возмущенных тем, что человек узурпирует роль Бога. Многие убежденные атеисты не менее шокированы планами человечества заменить собой природу. Борцы за права животных возмущены страданиями подопытных животных и тем, как биоинженеры перекраивают сельскохозяйственных животных, не считаясь с потребностями и желаниями этих живых существ. Борцы за права человека опасаются, что с помощью генной инженерии будет создан сверхчеловек, а все остальные превратятся в рабов. Иные уже пророчат апокалиптическое явление биодиктатур, где будут клонировать бесстрашных солдат и покорных тружеников. Общее настроение таково: освоенное человеком умение модифицировать гены опережает способность человечества применять новые знания разумно и дальновидно. Слишком много возможностей внезапно открываются перед нами, и никто толком не понимает, как правильно ими распорядиться.

В итоге исследуется лишь малая часть потенциала генной инженерии. Опыты в основном проводятся на живых существах, не имеющих политического лобби: на растениях, грибках, бактериях и насекомых. Например, была выведена линия E. coli (бактерии, симбиотически обитающей в кишечнике и попадающей в заголовки газет, когда она покидает насиженное место и вызывает смертельные болезни), которая производит биотопливо.
С помощью генной инженерии также «обучили» E. coli и некоторые виды грибков производить инсулин, тем самым снизив стоимость лечения диабета.
Извлеченный из арктической рыбы ген подсадили картофелю, и корнеплоды сделались устойчивыми к морозу.

*
Опытам генной инженерии подвергаются и млекопитающие.
Молочная промышленность ежегодно теряет миллиарды долларов из-за мастита, поражающего коровье вымя. Сейчас ученые проводят опыты над генно-модифицированными коровами, чье молоко содержит лизостафин — вещество, убивающее возбудителя этой болезни.
Свиноводство, понесшее урон из-за страхов потребителя в связи с вредными жирами, содержащимися в ветчине и беконе, возлагает надежды на пока экспериментальную породу свиней, которым ввели генный материал червя.

Следующее поколение генной инженерии будет проделывать фокусы посложнее модификации свиного жира. Генетики ухитрились не только в шесть раз увеличить продолжительность жизни червя, но и вывести «гениальную» мышь с улучшенной памятью и способностью к обучению.
Полевки — маленькие и проворные мышки, большинство разновидностей которых неразборчиво в половых связях. Но есть одна разновидность, пары которой образуют прочные связи. Генетики уверяют, что сумели выделить ген моногамности. Если добавление гена полевки превращает мышиного донжуана в верного супруга, то не сумеем ли мы в скором времени генетически корректировать личные склонности не только грызунов, но и людей, а возможно, и социальный строй?

*
Генетики не только совершенствуют породы живущих на Земле существ, но берутся возродить давно вымершие виды. Недавно группа русских, японских и корейских исследователей восстановила геном древних мамонтов, которых находят в вечной мерзлоте Сибири. Теперь они хотят взять яйцеклетку современного слона, заменить ДНК слона реконструированной ДНК мамонта и имплантировать яйцеклетку в матку слонихи. 22 месяца спустя на свет появится мамонтенок — первый за 5 тысяч лет.

Сядем-ка за Господний кульман и спроектируем более совершенного сапиенса! Способности, потребности и желания Homo sapiens определяются генетически, его геном не сложнее, чем геном полевки (у мыши 2,4 миллиарда нуклеотидов, у сапиенсов — около 2,9 миллиарда, последовательность всего на 14% длиннее). В обозримой перспективе — вероятно, в ближайшие десятилетия — генная инженерия и другие методы биоинженерии позволят существенно изменить не только нашу физиологию, иммунную систему и продолжительность жизни, но и наши умственные и эмоциональные особенности. Если генная инженерия способна создать мышиного гения, почему бы не замахнуться и на гения человеческого? Если она создает моногамных полевок, почему бы не сотворить людей, склонных хранить верность партнеру?

Пока нам на такое не хватит умения, но от производства сверхчеловека нас отделяет вовсе не технологическая пропасть. Основные препятствия — этического и политического характера, они тормозят эксперименты на людях. Но сколь бы убедительны ни были этические возражения, едва ли они смогут надолго задержать следующую стадию исследований, тем более если посулить бесконечную продолжительность жизни, исцеление смертельных болезней, развитие наших когнитивных и эмоциональных способностей.

*
Нет, это не мы одомашнили пшеницу. Это она одомашнила нас.

*
К сожалению, господство сапиенсов доселе породило мало такого, чем мы могли бы гордиться. Мы подчинили себе окружающую среду, увеличили производство пищи, построили города и империи, связали все уголки Земли торговой сетью. Но разве страданий на планете стало меньше?… Боги-самозванцы, мы считаемся только с законами физики и ни перед кем не отвечаем за свои поступки. Мы превратили жизнь других животных в кошмар, мы разрушаем экосистему планеты, заботясь лишь о собственном комфорте и удовольствии – и ни в чем не находим счастья. Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего они хотят?

Об авторе:
Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari; родился 24 февраля 1976 года) — профессор истории в Еврейском университете Иерусалима; веган, гей.
С 1993 по 1998 учился в Еврейском университете в Иерусалиме, специализация — история средних веков и история войн.

Юваль Ной Харари защитил докторскую диссертацию в Оксфордском университете (2002) и сейчас преподает всемирную историю в Еврейском университете в Иерусалиме. В своих исследованиях он соединяет исторический подход с естественнонаучным, задаваясь масштабными вопросами: Существует ли историческая справедливость? Стали ли люди счастливее по мере исторического развития?
Харари — дважды лауреат премии Polonsky Prize за оригинальность мышления и творческий подход в гуманитарных исследованиях. Его курс лекций «Краткая история человечества» на образовательной платформе Coursera прослушали более ста тысяч человек.
Книга «Sapiens. Краткая история человечества» стала национальным бестселлером в Израиле и издательской сенсацией в более чем тридцати странах.

источник; источник

Подготовила Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...