Thursday, March 09, 2017

Посещение детьми аквариумов – урок жестокости/ Taking children to an aquarium is a lesson in cruelty

Автор: Скай Клири (Skye C Cleary), лектор Колумбийского университета, Городского колледжа в Нью-Йорке; главный редактор блога Американской ассоциации философов (American Philosophical Association).

Что плохого может быть в том, чтобы отвести вашего ребенка в аквариум? Казалось бы, это такое невинное развлечение. Обычно дети любят смотреть на экзотических рыб, морских коньков, скатов, черепах, которые плавают за стеклом аквариума. Считается, что посещение аквариума – это сочетание обучения с развлечением; гораздо более безобидное с нравственной точки зрения, чем поход в зоопарк, чтобы поглазеть на горилл.

Действительно, получившая недавно огласку информация об американской сети тематических парков «Морской мир» (SeaWorld) и положение содержащихся там косаток (orcas) доказала, что обращение с водными видами животных в некоторых аквариумах далеко от гуманного. В случае с косатками дебаты завершились победой в их пользу. Однако положение прочих видов морских животных в аквариумах остается весьма туманным. По всему миру открываются всё новые дельфинарии – целыми десятками в Китае, но также и в США, Таиланде, Казахстане; есть планы по открытию новых дельфинариев в Польше, Турции и на Кипре – хотя далеко не все подобные заведения принимают во внимание положение животных.

Но что плохого может быть в тех аквариумах, которые содержат рыб, а не морских млекопитающих? Многие из нас в детстве бывали в подобных местах и вынесли прекрасные воспоминания. Почему следует отказаться от этой практики?

Конечно, аквариумы могут быть исследовательскими и природоохранными центрами. Но когда мы ведем туда наших детей, возникает одна проблема: мы косвенным образом внушаем своим детям мысль о том, что вполне приемлемо помещать животных, не принадлежащих к человеческому роду (non-human animals), в тесные ёмкости, где возможность двигаться сведена к минимуму, и радоваться, глазея на них.


Рыбы, которые в естественной среде проплывают в день многие километры, заперты в тесноте. Они подвергаются непрерывному стрессу из-за постоянно стучащих в стекло аквариума зрителей. Они получают раны и увечья из-за дурного и/или неправильного обращения со стороны сотрудников аквариума, или после столкновений в тесноте аквариума с другими рыбами. Они страдают от болезней, неадекватной диеты, от слишком плотно населенных или несбалансированных условий содержания. Как правило, дизайн подобных заведений рассчитан исключительно на удобство покупателей входных билетов, а не с мыслью о благополучии рыб.

Например, в январе 2016 года в японском аквариуме погибла акула всего через три дня после помещения в условия неволи (см. статью). Известны немало случаев бегства осьминогов из неволи (см. статью). Тигровые песчаные акулы (Eugomphodus) в аквариумах США зачастую страдают от дефектов позвоночника.

Очевидно, что сотни миллионов людей, ежегодно посещающих аквариумы, не считают всё вышеперечисленное проблематичным. Они могут возразить, что лицемерно беспокоиться о содержании рыб в тесноте, если при этом есть рыбу, пойманную в дикой природе или выращенную на ферме; или же держать дома рыбку в аквариуме.
Однако в любом случае образовательная миссия аквариумов сомнительна, поскольку непонятно, как можно узнать о жизни рыб в естественных условиях – наблюдая за ними в условиях абсолютно противоестественных. Для образовательных целей гораздо больше подойдет документальный фильм.

Но, если вспомнить прочие виды развлечений с использованием животных, разве визит в аквариум – не безобидное времяпрепровождение?
Вообще-то, нет. Разумеется, аквариум не сравнишь с корридой: нет намеренного причинения боли и мучений, нет явной жестокости. А кроме того, грамотно организованные аквариумы действительно заботятся о благополучии своих питомцев. Но даже если с аквариумными животными обращаются хорошо, существуют другие, менее очевидные проблемы, о которых необходимо подумать.
Основной вопрос в том, откуда берутся рыбы в аквариумах?

Большинство публичных аквариумов использует рыб, пойманных в дикой природе. Проблема здесь не только в том, что популяции рыб и без того агрессивно эксплуатируются (их истощает перелов/ чрезмерный промысел; одновременно количество публичных аквариумов растет) – но и в том, что рыболовецкая промышленность не очень хорошо контролируется; некоторые применяемые практики отлова более чем сомнительны. Например, для глушения и отлова рыбы до сих пор нередко используются самодельные бомбы и цианид натрия. Тем самым множество рыб гибнет на месте, выжившие изранены и истощены, а окружающей природе наносится серьезный ущерб.
Для окружающей среды гораздо лучше отлов сетями, – но этот метод крайне стрессовый для рыб, а кроме того, многократно возрастает риск нанесения им ран и увечий.
Отлавливают обычно большее число животных, чем требуется – поскольку многие из них не переживут последующей транспортировки.

Контроль за последствиями вышеперечисленного для оставшихся популяций рыб ведется невнимательно.
Аквариумы, как правило, не имеют возможностей для разведения рыб в неволе. Некоторые виды рыб можно разводить на месте. Однако мизерное количество аквариумов имеет в распоряжении достаточный генофонд – то есть возникают проблемы, связанные с межродственным скрещиванием (инбридинг, близкородственное скрещивание животных или растений), чрезмерным разведением, кроссбридингом (межпородное скрещивание животных) и созданием генетически модифицированных рыб-Франкенштейнов.

В супермаркетах иногда продают рыбу с этикеткой «от ответственных производителей» (‘responsibly sourced’), но в публичных аквариумах едва ли есть информация о том, откуда и какими методами пойманы содержащиеся там рыбы. Возможно, руководители подобных заведений или не имеют такой информации, или не хотят её знать.

В идеале родители должны показывать детям рыб в их естественной среде обитания. Но ныряние и плавание с маской и трубкой – дорогие удовольствия, доступные немногим. Следующий идеальный вариант – просмотр документальных фильмов и чтение книг о морских животных.
Поход в аквариум когда-то был почти единственной возможностью взглянуть на жизнь морских обитателей. Но в наши дни через интернет есть доступ к огромному объему разнообразной информации. И теперь надо очень хорошо подумать, прежде чем вести детей в аквариум – если только вы не стремитесь дать им урок о той пропасти, которая лежит между кажущимся и реальным.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...