Saturday, July 22, 2017

Буддизм и вегетарианство/ Buddhism and vegetarianism

Отрывок; источник

Если ваше здоровье позволяет обойтись без мяса или сократить его потребление, а также если в местности, где вы проживаете, доступны другие продукты, было бы замечательно попробовать стать вегетарианцем. Приведу несколько доводов в поддержку вегетарианства, основанных на книге «Капли нектара» индуистского учителя Его Святейшества Свами Чидананды Сарасвати:


1) Ненасилие. Животные страдают, когда их убивают, а также от того, как с ними обращаются, выращивая на убой. Необходимые человеку калории, белки, витамины и минералы содержатся и в немясных продуктах, поэтому нет никакой необходимости подвергать других существ столь ужасным мучениям.

2) Прямо и честно. Ради нас другие люди убивают животных, потрошат туши, стараются придать товару привлекательный вид и присваивают мясу другие наименования, называя его «гамбургером», например. Мы едим гамбургер, не задумываясь о том, что на самом деле − это плоть живого существа, которое совсем недавно дышало. Разве это не обман? Если бы мы своими глазами увидели, как режут и убивают животных, то мясоедение, скорее всего, вызывало бы у нас совсем другие чувства. Кроме того, люди, убивающие животных, накапливают отрицательную карму, которая в будущем принесет им страдания, а мы, покупая и поедая мясо, оказываемся причастными к их неблагим деяниям.

3) Вкус страха. Перед смертью животное испытывает неописуемый ужас, в его теле вырабатываются гормоны стресса, которые пропитывают мясные волокна. Впоследствии, поедая мясо, мы наполняем этими гормонами свое тело. Сейчас люди едят гораздо больше мяса, чем прежде, и, вполне вероятно, что именно по этой причине они живут в постоянном стрессе и крайне ожесточены.

4) Экология и экономика. Использовать землю под кормовые культуры для коров, выращиваемых на убой, менее эффективно, чем использовать те же земельные участки под пшеницу. Ведь этим мясом можно накормить не так уж и много людей, большинство останутся голодными. Тит Нат Хан в своей книге «Преобразование и исцеление» цитирует Чарльза Перро, экономиста Парижского университета, который писал: «Если западный мир наполовину сократит потребление алкоголя и мяса, во всем мире люди больше не будут гибнуть от голода».

Неравнодушным к проблемам окружающей среды будет интересно узнать, что один гамбургер – это приблизительно 5 квадратных метров вырубленного тропического леса и около 230-ти килограммов углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу (главной причины глобального потепления). Еще один драгоценный и невосполнимый природный ресурс – это вода. Для производства одного килограмма мяса требуется почти 20.000 литров воды, в то время как для производства одного килограмма хлеба – около двухсот литров. То есть, если заменить мясо пшеницей, потребление воды сократится в сто раз.

5) Здоровье. Мясоеды в десять раз чаще умирают от сердечных заболеваний и рака, нежели вегетарианцы. Более того, животных пичкают антибиотиками и гормонами, которые мы употребляем в пищу вместе с их мясом. Вырабатывается стойкий иммунитет к антибиотикам, и потому когда нам действительно нужна их помощь, они оказываются неэффективными. Перенасыщение организма гормонами приводит к болезням.

**
Интервью о вегетарианстве со странствующим учителем ФПМТ геше Тубтеном Сопой (FPMT registered teacher Geshe Thubten Soepa).

Вопрос: В отличие от буддийских монастырей Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Бирмы и Китая, в монастырях Тибета мясо употребляют. Объясните, почему так происходит?

Буддийские монастыри появились в Стране снегов в IX веке, там Шантаракшита и Гуру Падмасамбхава, а также их ученики − семеро новопосвященных монахов − призывали первых тибетцев-буддистов отказаться от мяса. Однако в силу укоренившейся привычки, существовавшей еще со времен традиции совершения подношения плотью и кровью, тибетцы продолжали употреблять мясо. Тогда Шантаракшита и Падмасамбхава заявили, что если тибетцы не откажутся от мясных продуктов и не прекратят совершать кровавые жертвоприношения, они не будут обучать их Дхарме и вернутся в Индию. Тибетский царь Трисонг Децен принес им извинения и пообещал ввести соответствующий закон. Позже по приказу царя установили столб, на котором был высечен текст закона, запрещавшего монахам и монахиням употреблять неблагие, или «черные», пищу и напитки, например мясо и алкоголь. Монахам и монахиням, проживающим в монастырях, не разрешалось есть мясо. Следующий царь Лангдарма уничтожил буддизм в Тибете, и, можно сказать, что на восемьдесят лет буддийское монашество в стране прекратило существование. Спустя какое-то время буддизм возродился, но все же, в силу застарелой привычки, тибетцы продолжали есть мясо. В XII веке прибывший в Тибет лама Атиша советовал отказаться от мяса, но его наказ было нестрогим, поэтому не все буддисты последовали ему.

В целом, в учениях хинаяны запрещается употреблять мясо. Тем не менее, если у монашествующего есть проблемы со здоровьем, и он нуждается в мясной пище, то его помощники могут принести ему мясо животного, умершего естественной смертью. Мясо готовят с куркумой и, поедая его, монах или монахиня должны закрывать глаза.

Я читал об этом в коренных священных текстах Кангьюра. Если употреблять мясо без привязанности или желания, но только ради поддержания здоровья, и при этом животное не убивали с намерением накормить людей, тогда, согласно нравственному кодексу хинаяны, употреблять его в пищу разрешается.

Вопрос: Можно ли одновременно взращивать бодхичитту − основополагающую мотивацию махаяны – и употреблять мясную пищу?

Согласно учению махаяны Будда полностью запрещал есть мясо. Во многих сутрах, например в Ланкаватаре сутре, в Великой сутре о нирване Ангулималы-сутры, Сутре о слоне, Сутре о великом облаке, говорится, что если вы пытаетесь практиковать великое сострадание, тогда употребление мяса недопустимо, поскольку в каждом живом существе мы должны видеть свою мать, брата, сына и т. д. В Ангулимале-сутре приводится беседа Манджушри и Будды. На вопрос Манджушри, почему он не ест мяса, Будда ответил, что в каждом живом существе видит природу Будды и поэтому воздерживается от мяса. Поэтому практика махаяны и поедание мяса – несовместимые понятия.

В махаянской высшей йога-тантре практикующие используют пять видов плоти и пять видов нектара. Пять видов плоти – это мясо человека, слона, коровы, собаки и лошади. Пять видов нектара – это экскременты, моча, менструальная кровь, сперма и костный мозг. Люди высоких духовных достижений способны преобразовать эти грязные субстанции в прекрасный нектар, пребывая в осознании, что в высшем смысле грязное и чистое – это одно и то же. Они используют эти виды мяса, которое получают от животных, умерших естественной смертью существ, для практики цог. Обычным существам, практикующим тантру и не обладающим высокими духовными достижениями, во время практики цог запрещено делать подношение пятью видами мяса и нектара. Они подносят фрукты, сок, печенье или другую еду, которая не содержит мяса и яиц. Но если вы обрели высокие духовные достижения и можете преобразовать любую субстанцию в чистый нектар, то во время практики цог можете подносить даже экскременты!

Вопрос: В буддийских текстах всех традиций говорится, что нельзя есть мясо животного, намеренно убитого для употребления в пищу. Описаны ли в текстах иные причины в пользу отказа от употребления мяса?

(фото с ФБ странички Geshe Thubten Soepa)

Безусловно, все буддийские традиции утверждают, что намеренное убийство недопустимо. Во всех текстах учений хинаяны, махаяны и ваджраяны встречаются высказывания против употребления мяса. Если вы верите в закон кармы, то нетрудно понять, почему нельзя убивать живых существ, включая самого себя, или нанимать кого-либо, например, мясника, чтобы он убил животное, мясо которого вы впоследствии съедите.

Еще одна причина – это прибежище в Дхарме. Обращаясь за прибежищем, вы даете обещание не причинять прямой или косвенный вред любому живому существу. Кроме того, среди всех буддийских традиций именно махаяна уделяет особое внимание развитию великого сострадания и бодхичитты, поэтому ее последователям мясо есть нельзя. Основная причина заключается в том, что все живые существа обладают природой Будды, а, значит, все они стремятся к счастью и не хотят страданий, что, в свою очередь, служит характеристиками природа Будды.

Вопрос: Из-за особых климатических условий у жителей Тибета были некоторые послабления в правиле не употреблять мясную пищу. Известны ли вам великие учителя, которые все же придерживались вегетарианской диеты?

Это первые буддийские учителя, жившие в IX и X вв., − Шантаракшита, Гуру Ринпоче и наставник Камалашила. В XII веке лама Атиша призывал монахов и монахинь отказаться от мясной пищи. В наши дни более 6000 монахов и монахинь из монастыря Сера согласно монастырскому уставу не употребляют мясо. Если ответственные за порядок увидят, что монахи едят или покупают мясные продукты, они немедленно выпишут штраф в тысячу рупий. В тантрическом монастыре Гьюдмед более пятисот монахов − вегетарианцы. От мясной пищи отказались монастыри Дрепунг и Гаден. В монастырях Ладака, Непала и Бутана также существуют соответствующие предписания. Вегетарианцами были Гампопа, учитель традиции Кагью, Пагмодругпа, Дигун Чопа, Ченгава, Таклунг Тангпа и Тогме Сангпо, а также многие учителя традиции сакья, ньигма и гелуг.

Вопрос: Расскажите, почему вы стали убежденным вегетарианцем?

В детстве моя мать кормила меня мясом. Подростком мне довелось увидеть, как одни мясники убивали яка, вспарывали ему брюхо, а другие − овцу. Именно тогда я принял решение отказаться от мясной пищи. Я осознал, сколь ужасно убийство животных и у меня попросту пропало желание есть мясо. В тринадцатом классе на занятиях по буддийской философии мы проводили немало диспутов по этой теме, а также изучали аутентичные, подлинные тексты. Мысли и слова Будды об отказе от мясной пищи глубоко проникли в мое сердце. Я написал свою первую книгу и подарил один экземпляр Далай-ламе. Его Святейшество пригласил меня на беседу, которая длилась почти сорок минут, и сказал, что книга ему очень понравилась. Он также посоветовал написать побольше столь же важных и полезных книг.

К тому же, я ношу монашеские одежды, то есть, следую духовным путем. Быть представителем Сангхи − значит служить хорошим примером для других, поэтому я не ем мяса.

Вопрос: Кто из современных тибетских учителей призывает к отказу от мясной пищи?

Ньингмапиский учитель Чатрал Ринпоче Сангье Дордже, которому 96 или 97 лет, не ест мяса и яйца и советует своим ученикам-монахам поступать так же.

Лама Сопа Ринпоче не употребляет мясо и возглавляет множество проектов по освобождению животных.
Кармапа 17-й Ургьен Тринлей Ринпоче (см. ниже) часто говорит о необходимости быть вегетарианцем и просит учеников отказаться от мясной пищи.

Есть и другие тибетские мастера, которые не едят мяса, например, сакьяпинский лама Пемаомгда из Нью-Йорка, ньингмапиский лама Пема Онгьел и французский монах Мате Рикар.

Вопрос: Его Святейшество Далай-лама признается, что пытался стать вегетарианцем, но врачи посоветовали ему не отказываться от мяса. Как такое возможно? Это вызывает удивление, ведь миллионы индусов на протяжении всей жизни обходятся без мясной пищи. Поделитесь своим мнением по этому вопросу.

Его Святейшество Далай-лама употребляет мясо раз в неделю, чтобы поддержать свое здоровье.

Он дает прекрасный совет: необходимо приложить усилия и постараться отказаться от мясной пищи, но если по каким-то причинам это невозможно, то ешьте мясо понемногу, а не килограммами. Но все же Его Святейшество утверждает, что лучше быть вегетарианцем, а также говорит, что тот, кто не ест мяса, – молодец.

Когда Далай-ламе XIV исполнилось шестнадцать лет, его провозгласили политическим лидером Тибета. В его честь министры устроили торжественный ужин, на котором изобиловали мясные блюда. Увидев их, Далай-лама принял решение, что впредь на официальных приемах не должно быть мясной пищи. Тогда и зародилась эта традиция, которую я нахожу превосходной. Кроме того, на время учений он просит своих учеников отказаться от мяса, а владельцев близлежащих ресторанов убрать из меню мясные блюда, иначе учения станут причиной массового забоя животных и наживы на их смерти.

Его Святейшество Далай-лама заявляет, что самые жестокие убийцы на планете Земля – это люди. Если бы не люди, то рыбы, цыплята и другие животные жили свободной жизнью.

Я считаю, что ситуация Далай-ламы и обычных людей в корне отличается. Обычные люди едят мясо, следуя своим желаниям и дурным привычкам. Его Святейшество, безусловно, обладает высокими духовными достижениями и ест мясо не в силу желания или дурной привычки. Такие люди едят мясо по другим причинам. Например, в жизнеописании махасиддхи Тилопы говорится, что он целыми днями ловил рыбу и ел мясо. Тилопа был существом высочайшего духовного уровня. Но это всего лишь мое мнение, поэтому не доверяйте ему с легкостью. Я не знаю истинных причин, по которым Тилопа так поступал.

Вопрос: Расскажите вкратце, какую пользу приносит вегетарианство духовному и физическому здоровью?

Преимущества отказа от употребления мяса с духовной точки зрения можно обнаружить в Ланкаватаре-сутре. В ней Будда призывает отказаться от мяса, поскольку иначе практика мантры не приведет вас к достижению всех желаемых результатов. Кроме того, если вы едите мясо, божества отвернутся от вас и не откликнутся, когда вы их призовете. Там также написано, что именно по этой причине йогины не употребляют мяса. Более того, невозможно развить сострадание и мудрость, поедая мясо. Пандита Камалашила также говорит, что нельзя достичь шаматхи, употребляя мясо.

Что же касается здоровья, многие врачи и ученые, изучавшие вегетарианство, установили, что в бедных странах люди, у которых не хватает средств на покупку мяса и таким образом невольно ставших вегетарианцами, реже болеют, меньше подвержены раку легких и другим заболеваниям. Богатые люди, чей рацион включает мясо, болеют чаще. Вегетарианцы реже страдают от высокого давления и сердечно-сосудистых заболеваний, чем любители мяса, употребляющие много животного жира, который, попадая в кровь, делает ее гуще! Употребление мяса затрудняет пищеварение, наносит ущерб печени. Кроме того, мясо служит препятствием для развития ума, вы становитесь более агрессивным и менее умным. Также вегетарианцы медленнее стареют и живут дольше.

Вопрос: Что бы вы посоветовали западным ученикам, которые употребляют мясные продукты регулярно?

Если вы монах или монахиня и продолжаете употреблять мясо, будучи не в силах совладать с этой привычкой, то не делайте это публично, поскольку вы – представитель Сангхи и служите примером для мирян. Те, кто не может отказаться от мяса, должны постараться свести его количество до минимума. Не ешьте мясо, поддавшись желанию, или ради наслаждения вкусовыми ощущениями. Воспринимайте мясо, как лекарство, а не как повседневную пищу. Если вы носите монашеские одежды и пытаетесь следовать примеру Будды в его сострадании, то употребление мяса противоречит вашей попытке уподобиться Будде. Более того, в западных странах такое изобилие продуктов питания, что можно без труда найти замену мясу, в нем нет столь острой необходимости. Учитесь контролировать свое желание есть мясо.

Геше Тубтен Сопа, странствующий учитель ФПМТ, посвятивший себя пропаганде вегетарианства// «Мандала», выпуск за январь-март 2011 г. - источник

***
Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Оргьен Тринле Дордже (the 17th Karmapa, Ogyen Trinley Dorje) отвечает на вопрос слушательницы факультета богословия Гарвардского университета:

Вопрос: Я хочу спросить вас о мясной индустрии. Когда думаешь об этом, эти мысли вселяют настоящий ужас ‒ то, как человек обращается с тысячами и даже с миллионами животных. Это настоящий кошмар! Это массовая индустрия, широко распространенная в мире. И, похоже, всё становится только хуже. Очень трудно найти решение этой проблемы. Нам, людям, любящим животных трудно даже смотреть в эту сторону. Как нам, практикующим, справляться с болью и тоской, которая охватывает нас, когда мы начинаем думать об этом? Это просто невыносимо. Я также знаю, что вы считаете это важной темой для себя, поэтому прошу вас сказать несколько слов.

‒ Я оттолкнусь от собственного примера. Когда я был маленьким и жил в Тибете, я ел мясо. В Тибете в общем-то было больше нечего есть, овощи не выращивали, такой уж была окружающая среда. Особенно это касалось семей кочевников, мясо было их главной пищей. И, должен признаться, в этом возрасте я очень любил мясо. Я перестал есть мясо 8 лет назад, и главной побудительной причиной для меня стало сострадание к животным, которых убивают, как вы упомянули, с невероятной жестокостью в мясной промышленности. Как мы знаем, ради этой цели каждый день, постоянно убивают миллионы животных.

Перестав есть мясо, я стал публично призывать других отказаться от употребления мяса и потребовал, чтобы в моих монастырях его больше не подавали. В результате тысячи людей перестали употреблять в пищу мясо. Иногда я думаю, что это, пожалуй, самое важное и, быть может, единственное по-настоящему значимое начинание, предпринятое мною в этой жизни.

Еще один существенный момент в этой связи. Люди должны на собственном опыте прочувствовать, что на самом деле представляет собой мясная промышленность. Те, кто продолжает есть мясо, по большей части, не хотят смотреть фильмы и видеосъемки, фиксирующие ужасы мясной промышленности. Я же призываю людей смотреть такие фильмы, особенно тех, кто уже отказался от мясоедения, чтобы они понимали весь ужас положения животных, чтобы знали эту жестокую правду. И когда вы смотрите подобные фильмы, вы должны поставить себя на место животного, которое держат в клетке, мучают, а затем убивают. Нужно представить: как бы я чувствовал себя, доведись мне провести столько времени в этой клетке, не имея возможности двигаться.

И еще, нам нужно избавиться от ошибочного представления, что раз корова больше размером, а насекомое меньше, то у насекомого не столь обостренные чувства в сравнении с коровой. Не следует думать, что если у животных маленькие тела, то они не способны чувствовать, а значит, и страдать.

Так что очень важно связывать все эти размышления с собственными переживаниями, отталкиваться от собственных переживаний и ставить себя на место животных.

источник


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...