Saturday, September 02, 2017

Рэйчел Карсон (1907-1964)/ Rachel Carson, life and work (part 1)

Рэйчел Карсон (Rachel Carson, 1907—1964), американский специалист по биологии моря, писательница, защитница окружающей среды.
Карсон была прирожденным экологом – еще до того, как возникла эта наука.

Нью-Йорк Таймс в сообщении о смерти Карсон назвал её «воплощенным образом кроткого ученого».
Всемирную известность Карсон принесла книга «Безмолвная весна» (Silent Spring, 1962), посвященная вредному воздействию пестицидов на природу и живые организмы.

* * *
Хотя это и не входило в намерения Карсон, она оказала на экологическое движение влияние, сравнимое по силе лишь с влиянием прославленного отшельника XIX века Генри Дэвида Торо, написавшего про Уолденский пруд.

«Безмолвная весна» описывает пагубное влияние синтетических пестицидов, особенно ДДТ, на природу. Карсон пишет, что пестициды, оказавшись в биосфере, не только убивают насекомых, но попадают в пищевую цепочку, угрожая популяциям птиц, рыб, а в итоге отравляя детей.
Бóльшая часть собранных Карсон данных была не нова – ученому сообществу уже некоторое время было о них известно. Однако Рэйчел Карсон впервые собрала все показания вместе и предоставила вниманию публики, сопровождая решительными и далеко идущими выводами. Сделав это, Карсон – гражданка и ученый – породила революцию.

Её прозвали Святая Рэйчел, монашенка мира природы (“the nun of nature”) – её имя и теперь упоминается в связи с той или иной проблемой окружающей среды.
Но людям мало что известно о жизни и работе Рэйчел Карсон. Всем кажется, что она со своей книгой «Безмолвная весна» возникла словно из ниоткуда. На самом деле, до этого Карсон уже опубликовала три бестселлера о море и морских обитателях.

Морские просторы оказали колоссальное влияние на Карсон, выросшую в бедности, на участке суши без выхода к морю.

Младшая из трех детей, Рэйчел Луиз Карсон родилась 27 мая 1907 года на ферме около Спрингдейла, штат Пенсильвания (Springdale, Pennsylvania).
Это была пора индустриального бума в Спрингдейле. Из окна своей спальни девочка видела дым, валивший из труб клеевого завода (American Glue Factory), где для производства клея забивали лошадей. Завод, в те времена просто свалка металлолома, находился менее чем в километре от скромного домишки Карсонов. Прохожие могли видеть старых лошадей на крытом деревянном настиле, ведущем их на смерть. Зловоние тенкеджа [tankage, отходы с боен в виде мясокостной муки], удобрений из лошадиных органов, было такой силы, что, наряду с обычными для этой болотистой местности роями комаров, удерживало 1.200 жителей Спрингдейла от желания посидеть вечерком на пороге дома.

Её отец, Роберт Карсон (Robert Carson), был никчемным бездельником.
Старшая сестра Мэриэн (Marian) посменно работала на городской электростанции на угле (coal-fired power plant).
Мать, Мария Карсон, амбициозная и ожесточившаяся дочь пресвитерианского священника, лелеяла надежду на то, что её младшая дочь Рэйчел сумеет получить образование и вырваться из Спрингдейла.

Девочка проводила много времени, исследуя обширную территорию вокруг фермы. С детства Рэйчел любила уединение.
На фото: Маленькая Рэйчел читает своему пёсику по кличке Кэнди

Пробуждению любви к природе и к животному миру в немалой степени способствовала мать будущей писательницы-биолога. Благодаря ей девочка с раннего возраста научилась ценить красоту и вникать в тайны природы: «Я не помню, чтобы когда-либо я не интересовалась миром природы». Мать позже вспоминала о том, как «обращала внимание маленькой Рэйчел на радость пребывания на природе; делилась всем, что знала – о птицах, насекомых, обитателях рек и прудов».

Кроме того, Рэйчел с детства была заядлым книгочеем. Больше всего её привлекали истории о природе, особенно о жизни океанских обитателей. В 8-летнем возрасте Рэйчел сама начала сочинять рассказы, персонажами которых часто становились животные.
Её первый рассказ был опубликован, когда юной писательнице было 11 лет.

В 1925 году Рэйчел окончила среднюю школу; став лучшей из 45 учеников своего класса. Получила стипендию.
В Пенсильванском женском колледже (Pennsylvania College for Women, теперь университет Чатем/ Chatham University), как и в школьные годы, Карсон вела замкнутый образ жизни.

Сначала девушка изучала английскую филологию. В январе 1928 года её профилирующей дисциплиной становится биология, хотя Рэйчел продолжает сотрудничать со студенческой газетой и литературным приложением.

В 1928 году Карсон была принята в Университет Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, частный исследовательский университет в Балтиморе, штат Мэриленд).
Однако из-за финансовых трудностей семьи, девушка вынуждена оставаться в Пенсильвании. В годы Депрессии дела семейства Карсонов еще ухудшились – спасаясь от огромных долгов, они сбежали из Спрингдейла.

В 1929 году 22-летняя Карсон с отличием закончила Пенсильванский женский колледж.

Пробужденная еще в детстве любознательность и любовь к морским обитателям никогда не исчезали; Рэйчел впитывала любую информацию о биологии моря, которую ей удавалось разыскать.

Летом 1929 года она прошла курс в лаборатории по изучению морской биологии при океанографическом институте в Вудс-Холле, Массачусетс (Woods Hole Oceanographic Institution), а осенью продолжила учебу в области зоологии и генетики в Университете Джона Хопкинса.
Ее диссертация была посвящена эмбриональному развитию предпочки рыбы.

В июне 1932 года Рэйчел Карсон получила степень магистра в области зоологии. Она намеревалась продолжать научную работу и получить докторскую степень.
Однако в 1934 году молодая ученая вынуждена покинуть университет Хопкинса и искать постоянную работу, – чтобы материально поддерживать своих родных.

В 1935 году скоропостижно скончался отец, оставив 28-летней Рэйчел заботы по уходу за престарелой матерью и еще бóльшие финансовые трудности.

По настоянию Мэри Скотт Скинкер (Mary Scott Skinker), университетского куратора Рэйчел в области биологии, Карсон занимает временную должность в «Службе рыбных ресурсов США» (позднее «Служба рыбных ресурсов и дикой природы США»/ United States Fish and Wildlife Service, FWS; подразделение Департамента внутренних дел США, целью которого является контроль и охрана дикой природы).

Стремясь к писательской карьере, Рэйчел подрабатывает фрилансером в изданиях The Atlantic и Reader’s Digest. Движимая любовью к морским просторам, она писала на все смежные темы – от «куда поехать летом в отпуск» до описания жизненного цикла морских обитателей. Убежденная, что люди будут беречь лишь то, что они любят, Карсон старалась пробудить «ощущение чуда» (“sense of wonder”) в их общении с миром природы.

Карсон пишет тексты для серии образовательных радиопрограмм под названием «Подводная романтика» (Romance Under the Waters).
Пятьдесят две серии, каждая по семь мину, рассказывали радиослушателям о подводной жизни и были призваны подстегнуть интерес публики к морской биологии и работе «Службы рыбных ресурсов» — задание, с которым не сумели справиться несколько предшественников Карсон на этой должности.
Кроме того, на основе исследовательских материалов, собранных Карсон для этих радиопередач, она готовит ряд статей о жизни морских обитателей в Чесапикском заливе (в Атлантическом океане у берегов США) для местных газет и журналов.

Руководитель Карсон, довольный успехом подготовленных ею радиопрограмм, предложил молодой ученой написать предисловие к брошюре о работе «Службы рыбного хозяйства», а также добился для своей подопечной её первой постоянной должности. Во время экзамена на замещение вакансии, Рэйчел превзошла всех прочих соискателей, и в 1936 году стала лишь второй женщиной с постоянной работой в «Службе рыбного хозяйства» на должности младшего гидробиолога.
Основными обязанностями Рэйчел Карсон был анализ и отчеты по результатам полевых исследований, а также сочинение текстов для брошюр и прочей публичной литературы. Используя опыт собственных исследований, а также консультации коллег, Карсон пишет целый ряд статей для The Baltimore Sun и прочих изданий.

Однако семейные бедствия не оставляют её. В январе 1937 года умирает старшая сестра, и Рэйчел остаётся единственной кормилицей для матери и двух племянниц.

В июле 1937 года издание Atlantic Monthly принимает эссе Карсон под названием «Водный мир» (The World of Waters) – это переработанная версия материалов, подготовленных ею для своей первой брошюры в «Службе рыбного хозяйства» (руководитель Карсон считал текст брошюры талантливым и достойным дальнейшей публикации). Эссе вышло в свет под названием «Морские глубины» (Undersea) и представляло собой яркое повествование о путешествии вдоль океанского дня.
Эта публикация стала поворотной точкой в литературной карьере Рэйчел Карсон. Издательский дом Simon & Schuster, впечатленный эссе, разыскал Карсон и предложил ей расширить материал до объема книги. Результатом несколько лет литературного труда стала книга «Под морским ветром» (Under the Sea Wind, 1941). Она заслужила прекрасные отзывы критиков, однако продавалась плохо.

Тем временем Карсон продолжает писать и с большим успехом публиковать свои статьи. Они появляются в таких изданиях, как Sun Magazine, Nature и Collier's.

В 1945 году 38-летняя Карсон пытается оставить работу в «Службе рыбных ресурсов» (к этому времени преобразованной в «Службу рыбных ресурсов и дикой природы США»). Однако для биологов-натуралистов мало вакансий, – поскольку практически все средства, отпущенные на научные исследования, брошены на технические изыскания [«Проект Манхэттен»/ Manhattan Project — кодовое название программы США по разработке ядерного оружия, осуществление которой началось 17 сентября 1943 года].

Летом 1945-го года Рэйчел Карсон впервые знакомится с материалами о ДДТ, революционно новом пестициде (после бомбежек Хиросимы и Нагасаки восхваляемом как «ядерная бомба для насекомых»). ДДТ только начали тестировать на безопасность и экологическое воздействие. Однако до 1962 года Карсон ничего об этом пестициде не публиковала.

К началу 1948 года Карсон работает над материалами для своей второй книги и решает целиком посвятить себя литературной карьере. В этом году у неё появляется лит-агент, Мэри Роделл (Marie Rodell), с которой складываются тесные профессиональные отношения, сохранившиеся до конца жизни Карсон.

Издатели Oxford University Press предложили Рэйчел Карсон написать книгу об истории зарождения жизни в океане.

К началу 1950 года она закончила рукопись будущей книги «Море вокруг нас» (The Sea Around Us). Отдельные главы печатались разными изданиями, одна из них («Рождение остова») получила награду научного общества.
Серия из девяти глав печаталась в выпусках журнала «Нью-Йоркер», начиная с июня 1951 года.
В июле 1951 года книга вышла отдельным изданием.

Книга «Море вокруг нас» (1951) в одночасье сделала Рэйчел знаменитой. Тихая, скромная – хоть и настойчивая в достижении своей цели, – Карсон была слегка подавлена собственной популярностью.

В течение 86-ти недель книга оставалась в списке бестселлеров New York Times (39 из них возглавляя этот список); в 1952 году получила Нац-премию по литературе в области документалистики (National Book Award for Nonfiction); принесла Карсон две почетные докторские степени, золотую медаль Нью-Йоркского зоологического общества (New York Zoological Society), золотую медаль Географического общества Филадельфии (Geographical Society of Philadelphia), а также другие знаки отличия.

На фото: Биолог Рэйчел Карсон и иллюстратор Боб Хайнс (Bob Hines) из «Службы рыбных ресурсов и дикой природы США» проводят исследования, Флорида, 1952 год

Благодаря успеху книги, впервые в жизни Рэйчел обрела финансовую стабильность. Она смогла оставить правительственную службу и полностью посвятить себя литературному поприщу. Кроме того, Карсон сумела приобрести участок у побережья на Саутпорт Айленд – осуществив свою давнюю мечту. Здесь был построен коттедж – рядом с приливными водоемами (tide pools), которые она обожала исследовать.

В начале 1953 года Карсон погрузилась в научную литературу и полевые исследования об экологии и живых организмах Атлантического побережья.

На лето 1953 года Рэйчел с матерью переехала в свой новый коттедж на Саутпорт, штат Мэн (Southport Island, Maine). Здесь она познакомилась с Дороти Фримен (Dorothy Freeman, 1898-1978), с которой они оставались близкими друзьями до самой смерти Рэйчел. (см. об их дружбе подробнее)

Из письма Рэйчел к Дороти, 6 ноября 1953:
«Сегодня пополудни множество восхищающих меня обитателей прибрежных рифов начали появляться на берегу – вернее, их фрагменты и останки: кусочки зеленой, оранжевой, желтой губки; асцидии (Ascidiae); пергаментные трубчатые черви, крабы, морские звезды и ежи... крупный рак-отшельник... и довольно внушительных размеров осьминог – еще живой, но в крайней опасности на песке. Мне удалось при помощи метлы перенести его назад к воде, и я была вознаграждена – он уплыл. (Намёк на тот фильм по книге «Море вокруг нас», в котором, к моему ужасу, осьминога изобразили как ужасного «монстра из глубин»!)»
[Имеется в виду документальный фильм Ирвина Аллена (Irwin Allen) по книге «Море вокруг нас», который Карсон категорически не нравился].

В 1955 году Рэйчел завершила третью часть своей морской трилогии, «Берег моря» (The Edge of the Sea), который фокусируется на жизнедеятельности прибрежных экосистем.
К этому времени Рэйчел заслужила репутацию талантливого автора, мастера прозрачной и поэтической прозы.

Позже о своих писательских привычках мисс Карсон рассказывала для “20th Century Authors”:
«Я пишу неспешно, обычно от руки и без сокращений, часто пересматривая написанное.
Будучи чувствительной к заминкам и помехам, я лучше и свободнее пишу по ночам.
Мои интересы как писателя поделены между подачей фактов и истолкованием их значимости – с акцентом на последнем».

В 1956 году издание «Домашний собеседник для женщин» (Woman’s Home Companion) поместило статью Карсон под названием «Помоги своему ребенку удивляться» (Help Your Child to Wonder).
В 1965 году, уже после смерти Карсон, статья была издана отдельной книгой под названием «Ощущение чуда» (The Sense of Wonder).

В 1950-е годы профессиональный интерес Карсон фокусируется на охране природы. Она обдумывает план новой книги об экологии; становится участницей природоохранных групп (The Nature Conservancy и других). Планирует приобрести и сохранить от застройки территорию в штате Мэн, которую они с Дороти Фримен называли «Затерянный лес» ("Lost Woods").

Но ситуация с родственниками Рэйчел становится всё напряженнее и требует всё бóльших её усилий. Пожилой матери требуется постоянный уход. Племянница Рэйчел серьезно заболела. На плечи Карсон легли также заботы о маленьком сыне племянницы, Роджере.

Рэйчел почти никогда не жаловалась, хотя на заботы о членах семейства уходило время, которое она мечтала посвятить писательству. Наконец горечь прорывается в одном из писем к её верной подруге Дороти: «Когда, как вот сейчас, я ощущаю важность всего того, что следует сделать в оставшиеся мне годы – какой нелепостью кажется трата времени на работу няньки и домработницы».

В начале 1957 года стряслась новая беда: в возрасте 31 года умерла одна из племянниц Карсон, оставив сиротой 5-летнего сына Роджера (Roger Christie).
50-летняя незамужняя Карсон усыновила мальчика, одновременно продолжая опекать пожилую мать.
В этом же 1957-м году, пытаясь примениться к изменившимся обстоятельствам, Карсон с матерью и маленьким Роджером переехала в Сильвер Спринг, штат Мэриленд (Silver Spring, Maryland).

В конце 1958 года произошло еще одно печальное событие – от пневмонии и проблем с сердцем умерла Мария, мать Рэйчел, сыгравшая важную роль в выборе и успехе её карьеры. «Я думаю обо всем, что мне известно о жизни матери, о том, какой чудесной она была, о её бесконечной любви ко всему живому...» – пишет Рэйчел подруге.

Мэри Роделл (Marie Rodell), пожизненный литературный агент Карсон, рассказывала, что мать Рэйчел была самой преданной почитательницей её таланта. Роделл вспоминала, как в 1952 году пожилая миссис Карсон сиживала в семейном автомобиле, пока они с Рэйчел исследовали морской берег около залива Бутбей (Boothbay Harbor, штат Мэн). Прохожим старушка говорила, указывая: «Это моя дочь, Рэйчел Карсон, она написала “Море вокруг нас”».

Окружающим Рэйчел запомнилась своей скромностью и застенчивостью. Она была неизменно дружелюбно-вежлива, но сдержанна.

Мэри Роделл вспоминает также, что писательская деятельность была для Рэйчел страстью, любимым занятием. Еще она очень любила свой цветник в Сильвер Спринг, где часто подолгу наблюдала за прилетавшими в сад птицами.
У мисс Карсон было две любимые птицы: одна из семейства дроздовых, бурый короткоклювый дрозд (Catharus fuscescens, на фото вверху).
Другая – птица-крачка, похожая на чайку, в черной «шапочке» и с раздвоенным, словно у ласточки, хвостом.

Однажды Рэйчел рассказала интервьюеру, что её очаровывает «западающий в память, таинственный зов» короткоклювых дроздов, который раздается в сырых лесах и низинах от Ньюфаундленда до южной Манитобы и в горах северной Джорджии. [Этот вид дроздовых известен тем, что одна птица может петь дуэтом сама с собой! – см. статью]

Использованные источники: 1; 2; 3; 4

Подбор материалов и перевод – Е. Кузьмина © http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Продолжение - часть 2;

окончание - часть 3

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...